Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Мокрушинская пещера

О существовании этой пещеры я узнал много лет назад. Те, кто в ней побывал, говорили о красоте ее огромных сводов, о бездонном колодце, спустившись в который можно было кататься на байдарке по подземному озеру, о сталактитах и сталагмитах — и все это с большим восторгом.

Настало время посетить это чудо приморской природы. Совет молодежи авиапредприятия "Прогресс", входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, тщательно спланировал этот поход, поэтому подготовка не заняла много времени — изучив по топографическим картам и спутниковым снимкам маршрут движения, определившись с точными координатами, в одно прекрасное утро мы расселись по машинам и двинулись в дальнюю дорогу.

Пещера Мокрушинская расположена примерно в 12 километрах к западу от поселка Веселый Яр Ольгинского района. Поселок, в свою очередь, находится на берегу северной бухты залива Владимира — живописнейшего места морского побережья Приморского края. Залив Владимира представляет собой закрытую бухту, вдающуюся в материк примерно на три километра и простирающуюся с юга на север более чем на семь километров. Глубина моря позволяет использовать бухту для захода судов. На полуострове Балюзек, который нависает над заливом с северной стороны, находится гидрографический маяк, а на полуострове Ватовского, расположенном с южной стороны бухты, в советское время находились посты слежения за морской обстановкой. Залив Владимир известен еще тем, что в 1905 году в южную бухту зашел крейсер "Изумруд", спасающийся от японской эскадры, разгромившей русскую эскадру вице-адмирала Рожественского в Цусимском сражении. В условиях сильного тумана крейсер наскочил на камни, и экипажу пришлось его затопить. Еще долгие десятилетия его корпус резали на металл — говорят, в конце 90-х годов со дна залива поднимали остатки русского крейсера.

В 1907 году на реке Холувай (впоследствии названной Тумановкой) русскими переселенцами было образовано село Веселый Яр. Затем залив Владимира стал постепенно обживаться: появились Тимофеевка, Ракушка, Норд-Ост. В послевоенное время здесь была образована военно-морская база, и в Ракушке длительное время базировалась дивизия атомных подводных лодок. Сейчас все это в прошлом.

Наш поход начинается с Веселого Яра. Правый приток Тумановки — река Мокруша, которая стекает с примыкающих к побережью гор. Вот по ней и пойдем.

Оставив машины на песчаной косе перед мостом на въезде в Веселый Яр, мы двинулись в путь. Расстояние предполагало время в пути около трех часов — с учетом пребывания в пещере и обратно, у нас еще должен был остаться резерв времени, достаточный для установки палаток и организации питания.

Бодрое движение вначале проходило по левому берегу Тумановки по достаточно наезженной и нахоженной дороге. Пройдя немногим более трех километров, мы пересекли Тумановку — для чего некоторые из нас разулись и босиком вброд перенесли на себе других. Глубина реки не превышала 30 сантиметров. Как-то не очень хотелось в самом начале пути мочить ноги. Впрочем, желание — это одно, а суровая реальность — совершенно другое. После пересечения Тумановки мы пошли по пойме Мокруши, по заболоченному лугу, и буквально спустя двадцать минут все, кто был не в резиновой обуви, уже хлюпали ногами. Ладно, это не страшно — походный опыт показывает, что мокрые ноги — это не повод поворачивать назад. Слева от нас текла Мокруша, а мы шли то по террасе над рекой, то по пойме, местами подходя к самому руслу реки. Спустя пять-шесть километров Мокруша принимает в себя ключ Пантовый. Здесь Мокруша уходит на юг, а Пантовый ведет нас по Бородинской пади вначале на юго-запад, а затем резко сворачивает на северо-запад. В одном месте пришлось пересекать ключ по лежащему дереву, в другом — вброд. Мокрые ноги уже никого не смущали. И вот, спустя три часа движения, мы подошли к поляне у основания горы Зарод. Над нами, метрах в сорока вверх, расположился вход в пещеру.

Пещера

Проверив налобные и ручные фонари, мы начинаем спускаться в пещеру. Вход облагорожен — пещера является памятником природы национального значения, и, по всей видимости, уход за ней осуществляется регулярно. Бетонные ступени с поручнем — очень удобно спускаться, скажем так, постепенно отвыкая от цивилизации.

Первый зал потрясает своими размерами. Потолок находится где-то высоко, возможно, метрах в 15-20 над головой. В центре зала расположена ровная площадка, в дальнем левом углу — колодец в нижний ярус. Спуститься туда можно, только используя специальное снаряжение, которого у нас нет. Предупреждаю своих спутников, что находиться возле колодца небезопасно — все равно ничего не увидишь, а если свалишься вниз, то достать будет невозможно.

Двигаемся в подъем по левой стороне зала. Путь постепенно сужается со всех сторон, и вот ты уже не можешь стоять в рост, приходится протискиваться между полом и потолком. Здесь я замечаю несколько небольших сталагмитов, напоминающих большие грибы. И сталагмиты, и вся поверхность грота здесь покрыта застывшими потоками известняка — визуально поверхность кажется мокрой и скользкой, но вид этот обманчив — на самом деле ботинки не скользят, а прочно стоят на шершавом известняке.

И вот свод практически прижимается к полу, пару десятков метров нужно буквально ползти. Второй зал поражает своими красками — от оранжевых и зеленых до золотых и черных — потоки, колоннады, столбы и своды — игра цвета поражает воображение. Мы стараемся фотографироваться буквально везде. Входим в небольшой лабиринт из сталактитов и сталагмитов, петляя по ним, наконец-то выходим в третий зал. Он просто огромен. Света всех фонарей не хватает, чтобы осветить его полностью. Высота свода здесь еще больше, чем в первом зале. Эхо наших разговоров звучит со всех сторон. Мелькает мысль — а вдруг от наших криков начнется обвал. Наверное, так думаю не я один — люди замолкают.

Вода

Нахожу сталагмит, в котором устроена ниша. В ней насыпана груда монет, и даже бумажные "десятки". Наверное, нужно кинуть пару монет — на счастье, чтобы снова посетить это чудное место. Порылся в кармане и бросил в нишу несколько пятаков. Мои товарищи стали тоже бросать туда монеты. Вход в четвертый зал начинается с золотого занавеса, который свисает со свода, но не доходит до пола примерно на метр. Подныриваю под него — впереди вижу углубления, как будто с водой. Но воду не вижу. Подхожу ближе, решаю спуститься вниз, но вдруг что-то меня останавливает — и вовремя! Вниз срывается небольшой камешек, который плюхается в воду. Если бы не этот камень, я бы ни за что не поверил, что в этом углублении есть вода — настолько она чиста и прозрачна! Опускаю руку — температура близка к нулевой — очень холодная. Спустился бы туда — промок бы насквозь в ледяной воде. А там глубина метра полтора. Поразительно чистая вода! Никогда не видел воду такой исключительной чистоты!

Пока мои спутники разбрелись по уголкам четвертого зала, решаю снять рюкзак и немного передохнуть. Держу в руке рюкзак, вижу подходящую выемку и ставлю его туда с мыслью, что ему там будет очень удобно стоять. Всплеск воды! Все-таки попался! Выемка была полна воды, но такой чистой, что ее просто невозможно увидеть. С рюкзака стекает вода, не сам туда попал, так рюкзак замочил.

Дорога назад вызывает не меньше удивления. Мы идем и видим все то же самое, но уже под другим углом зрения. Поразительная красота! Мокрушинская пещера — самая крупная карстовая пещера Приморского края, ее длина от входа до конца четвертого зала — около 250 метров. Образовалась пещера в процессе вымывания известняка подземными водами — наверное, за миллионы лет. Там и сейчас все как будто оплавлено, размыто, как будто все куда-то стекает и плывет. Серьезные исследователи уверяют, что общий объем пустот Мокрушинской пещеры — около 60 тысяч кубометров. В свое время, исследуя побережье Приморья, об этой пещере в своей работе "По Уссурийскому краю" написал Владимир Клавдиевич Арсеньев. Хотя из описания не ясно, был ли Арсеньев сам в этой пещере, тем не менее, детализация его повествования соответствует тому, что там есть на самом деле. Скорее всего, пещеру исследовал один из его спутников, или Владимир Клавдиевич довольствовался рассказами тех, кто в ней был. Так это или иначе, но в любом случае, он стал первым, кто рассказал миру об этой пещере.

Выйдя из пещеры, как-то внезапно ощущаешь вкус воздуха. Там, в подземелье, воздух какой-то другой, каменный, безвкусный. Там прохладно и сыро. А здесь — солнце, тепло и запах леса…

Вернувшись к оставленным на косе машинам, мы быстро поставили палатки, развели костер и даже наловили немного рыбы в реке. А утром, позавтракав, двинулись домой.

«Прогресс Приморья», № 27 (189) от 12.07.2012 г.

Алексей Суконкин

 

Отзывы (5)

MayodoJaina, 23.08.2012 16:29
MayodoJaina, 25.08.2012 3:28
MayodoJaina, 27.08.2012 22:12
propeciacapAccutfug, 02.12.2012 3:37
Lhtlqogu, 06.12.2012 10:59
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно