Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Переселение и выселение из Приморья

История Дальнего Востока изобилует кардинальными поворотами государственной политики, применявшейся как к территориям, так и к населению, проживающему здесь. Доля коренных и приезжих приморцев оказалась не из легких. Спросите старожилов, которые заселяли край, и они поведают многое из истории переселения их отцов и дедов. Кстати, многие так и осели здесь, как говорится, пустили корни. И уже целыми трудовыми династиями славится лидер Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России авиационный завод "Прогресс".

В период подготовки и проведения саммита АТЭС-212 волна переселенцев опять накрыла Приморье. Давайте вспомним, как все когда-то начиналось…

Заселение

Конец девятнадцатого века в Российском государстве ознаменовался настоящим переселенческим бумом — из западных регионов страны, все больше и больше охватываемых народным недовольством из-за нежелания правительства решать аграрный вопрос, в массовом порядке на Дальний Восток хлынули крестьянские семьи. И если первые переселенцы в 1860-х годах ехали сюда на свой страх и риск, то переселенцы 1900-х годов уже получали 100-десятинные наделы земли на семью, а позже — и государственную поддержку в виде денежных ссуд и значительных налоговых и иных послаблений. Столыпинские реформы, уравнявшие в льготах всех переселенцев, уже не способствовали переезду в такую даль, и основная масса людей оседала сразу за Уралом.

В то время Дальний Восток только начал обживаться русскими — и естественно, первыми пришли сюда военные. В частности, в 1860 году был образован морской военный пост, который вскоре превратился в город Владивосток. Если побережье обживалось достаточно высокими темпами, то вглубь края желающих ехать поначалу было мало. Приморье, которое согласно Нерчинскому договору 1689 года не принадлежало ни России, ни Китаю, в 1860 году по Пекинскому договору все же было передано России — именно с этого момента и началось активное заселение. Территории были настолько неизведанны, что для составления общей картины края пришлось даже засылать специальные разведывательные экспедиции — в этом направлении плодотворно поработал офицер Владивостокской крепости Владимир Клавдиевич Арсеньев, который исследовал буквально все Приморье и дал описания местности и народностям, заселявшим в то время территорию современного Приморского края.

О масштабах переселения можно судить хотя бы по таким данным: в 1907-1910 годах на территорию Приморья на постоянно жительство из западных регионов страны прибыло 115 539 человек, и только Первая мировая война прервала заселение края.

Следующий этап заселения пришелся на 1930-е годы — Приморье нуждалось в квалифицированной рабочей силе, так как тут началось строительство ряда промышленных предприятий, а также здесь расположились крупные воинские формирования — рядом был опасный сосед — милитаристская Япония, вынашивающая планы захвата Дальнего Востока.

В западных регионах страны заработали команды вербовщиков, которые предлагали людям прямо-таки фантастические условиях проживания и работы. Люди в массовом порядке в поисках лучшей жизни двинулись на восток.

В частности, значительное число завербованных работников прибыло на строительство авиаремонтного завода № 116 в село Семеновка, названное в дальнейшем городом Арсеньевым.

В то же самое время в Приморье, как и везде по стране, репрессивно-карательный орган партии — НКВД — занимался выявлением шпионских сетей и антиправительственных заговоров. Очевидная кровавая абсурдность работы органов госбезопасности, считавших, что ими раскрываются настоящие заговоры, показательна всего на нескольких примерах: после того, как в селах Комиссарово и Ивановка Ханкайского района, селе Лифляндия Шкотовского района, селе Милоградово Ольгинского района, селах Лаулю и Каратун Красноармейского района были раскрыты "террористические ячейки, имевшие своей целью убийство Сталина", сотни людей пошли под топоры госбезопасности, и в этих населенных пунктах возник острый недостаток трудоспособного населения. Да что далеко ходить — в селе Таежка Анучинского района в 1937 году НКВД арестовало более двадцати человек, что повлекло практически уничтожение всего колхоза. Арестованных обвинили в заговоре против Сталина и репрессировали.

Выселение

Это понятие на долгие годы стало одним из главных инструментов репрессивной политики советского государства, направленной на удержание в полном подчинение и животном страхе не только отдельных социальных групп, но и целых народов.

После установления Советской власти на Дальнем Востоке в 1923-1926 годах за пределы края по стране и за границу были высланы бывшие офицеры царской и Белой армии, руководители монархических организаций, представители творческой интеллигенции, священнослужители и другие лица. В 1930-е годы "очистки" Приморья проводились практически ежегодно. Среди выселяемых обычно преобладали крестьяне. По мнению НКВД, именно они, на фоне проводимой коллективизации, могли стать зачинщиками антисоветских выступлений.

Выселение неблагонадежных социальных и национальных групп из районов их проживания стало мерой обеспечения государственной безопасности в пограничных и других режимных зонах. В Приморье все районы были пограничными зонами. В 1932-34 годах в СССР проводилась паспортизация населения с обязательной пропиской по месту жительства. Крестьяне, попавшие в разряд "кулаков", и лица с "темным" социальным прошлым были лишены права проживания и прописки в Приморье и высланы за пределы края. Но так как Дальний Восток был регионом, остро нуждающимся в трудовых ресурсах, то репрессируемые обычно выселялись не далее Хабаровского края и Амурской области — подальше от границы. В частности, большая группа приморских крестьян попала в поселок Дормидонтовка Хабаровского края, а семьи баптистов были высланы в поселок Пайкан Бурейского района Амурской области.

Новая волна массовых переселений из Приморья пришлась на конец 1930-х годов. Согласно принятым в 1937 году "Правилам проживания в режимных и пограничных местностях" и в связи с усилением агрессивных намерений Японии в 1937-1938 годах из Приморья в Среднюю Азию насильственно были депортированы корейцы и китайцы. Депортация корейцев проводилась в два этапа: с 1 по 25 сентября 1937 года и с 26 сентября по 15 октября 1937 года. На первом этапе выселению подверглось корейское население пограничных районов Приморья, на втором — внутренних и прибрежных районов Приморья, а также приграничных районов Хабаровского края и Амурской области. В сентябре-октябре 1937 года была проведена депортация корейцев из "корейской слободки" во Владивостоке. Всего с территории Дальнего Востока было депортировано около 120 тысяч корейцев, из которых порядка 2500 человек было "попутно" репрессировано.

Социально чуждые…

27 марта 1939 года в адрес начальника Приморского управления НКВД Гвишиани поступила директива наркома внутренних дел Л.П. Берии "Об очистке края…", в которой предлагалось в кратчайший срок произвести учет "всякого рода антисоветского элемента", представляющего собой базу для деятельности японской и других разведок. Предлагалось немедленно приступить к очищению Владивостока и Приморского края.

На основании документов оперативного учета и опроса местного населения сотрудники НКВД выявляли "неблагонадежных" и составляли на них списки, которые утверждались краевой комиссией, в чей состав входил начальник УНКВД Гвишиани, секретарь крайкома ВКП(б) Пегов и краевой прокурор Будаговский. Первый список был составлен на 189 человек, которые, по мнению организаторов выселения, представляли собой наиболее опасный элемент, поэтому подлежали аресту и ссылке под конвоем в северные районы Западной Сибири. В этот же список краевая комиссия включила 458 человек, арестованных в 1937-38 годах, но на которых не было собрано достаточного компрометирующего материала для того, чтобы подвергнуть их наказанию. Всего по первому списку за пределы края вывезли 588 человек.

Лица, внесенные во второй список, выселялись из Приморья вместе с семьями. Их просто вызывали в милицию и перечеркивали штамп краевой прописки, после чего люди обязаны были самостоятельно в течение 15 дней выехать из Приморья в одну из указанных им областей (Кировская, Омская, Новосибирская и республики Средней Азии). Здесь подход к решению на выселение был более мягкий — из 7569 семей, внесенных во второй список, краевая комиссия не утвердила к выселению 3616 семей. В основном это были жители тех местностей, где в результате репрессий предшествующих лет возник острый недостаток трудоспособного населения.

По отношению к остальным семьям комиссия вынесла резолюцию "выдворить", на основании которой из Приморья в октябре-декабре 1939 года было выселено 3953 семьи (14 141 человек), в том числе из Владивостока — 1021 семья (3209 человек), из Ворошилова (Уссурийска) — 474 семьи (1630 человек). Все они по содержанию "компрометирующих материалов" подразделялись на следующие категории: кулацкий элемент — 1110 семей, семьи репрессированных — 809, семьи, родственники которых находятся за границей — 676, прочий антисоветский элемент — 501, бывшие белогвардейцы — 334 семьи, бывшие харбинцы — 230, участники и пособники контрреволюционных бандитских формирований — 131 семья, семьи уссурийского казачества — 90, бывшие служащие иностранных фирм — 54, бывшие члены антисоветских политических партий — 18 семей.

Для большинства высылаемых семей переезд стал жестоким испытанием. Люди уезжали из обжитых мест, прихватив с собой только то, что можно было унести в руках. Особенно тяжело приходилось женщинам и детям. Драматизм положения усугублялся тем, что многие семьи лишились отцов и других старших членов семей во время репрессий 1937-1938 годов. На новом месте жительства они испытывали неустроенность быта, материальные затруднения, подавленное психологическое состояние, жили в нищете, переживая болезни и частые смерти.

В 1939 году было выявлено и удалено из края 1200 человек, подпадавших под паспортные ограничения. В 1941 году таких лиц было выявлено 1555, из которых 1040 человек представляли собой освободившихся из мест лишения свободы и пытавшихся осесть в Приморском крае на постоянное место жительства. Очередное массовое выселение неблагонадежных и тунеядцев состоялось в начале 1950-х годов…

История на этом не кончается. Дело в том, что массовое переселение народов — дело обычное, повторяющееся циклично. Поэтому новый виток не за горами.

«Прогресс Приморья», № 42 (204) от 25.10.2012 г.

Петр Морозов

 

Отзывы (1)

propeciacapAccutfug, 28.11.2012 5:19
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно