Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Центральная заводская…

2 февраля исполняется 75 лет центральной заводской лаборатории Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина. Рассказать об истории лаборатории мы попросили начальника ЦЗЛ Нину Бежко.

— Нина Михайловна, какова была цель создания лаборатории в далеком 1938 году?

— Лаборатория была создана как полевая и предназначалась для анализа песков, почв и строительных материалов. В то время шло строительство первых производственных корпусов будущего завода и жилых бараков, и строителям необходимо было знать свойства грунтов, качество местного стройматериала. Лаборатория выполняла все необходимые исследования.

Все это мы знаем со слов старейших работников, которые работали в те времена и которых застала я, когда пришла работать на предприятие. Это лаборанты Инесса Сергеевна Тихонова и Мария Федоровна Перфилова, инженер-химик Елена Ивановна Захарова. Они работали в годы войны, а это было очень тяжелое время. Работать приходилось днями и ночами. Оборудования не хватало – и определять химический состав приходилось не в колбах, как это принято, а в лампочках. Брали перегоревшие лампочки, обрезали цоколь, а саму стеклянную колбу использовали в качестве пробирки.

Лаборатория находилась в корпусе, где располагается сейчас двадцатый цех, затем она росла, расширялась, объемы работ увеличивались. ЦЗЛ переехала в здание заводоуправления – там длительное время находились наши различные лаборатории. В середине 1980-х годов начинается строительство нового корпуса, и в 1987 году лаборатории были переведены в этот корпус, где они расположены и по сей день. Долгие годы ЦЗЛ возглавлял Иван Петрович Ягодин, он и по сей день интересуется нашими делами. Также центральной лабораторией руководил Валерий Францевич Богославский, который в настоящее время трудится на "Прогрессе" заместителем начальника шестого цеха.

— Какие лаборатории входят в состав ЦЗЛ, и чем они занимаются?

— Одной из первых была рентгеновская лаборатория. Она исследовала механические узлы, затем стали исследовать целые сборочные единицы авиационной военной техники, проверять сварные швы. Затем у нас появилась рентгеновская лаборатория в 32-м корпусе, но после падения производства в девяностых годах, сокращения производства алюминиевого литья лаборатория была закрыта. Сегодня она возрождена в новом облике, с новым оборудованием.

В настоящее время ЦЗЛ состоит из пяти самостоятельных лабораторий, в которых трудится 75 человек.

Лаборатория неразрушающего контроля – это большая служба, в нее входят рентгеновские лаборатории в трех корпусах завода. Лаборатория люминесцентно-магнитного контроля расположена на территории первого цеха. Есть своя технологическая служба, которая разрабатывает чертежи, где и какой применять метод при проведении исследований – где магнитный, где рентгеновский, где люминесцентный.

Вторая лаборатория – это химико-аналитический контроль. Это одна из старейших лабораторий, которая состоит из двух подразделений – химической и спектральной лабораторий. Спектральная экспресс-лаборатория расположена в литейном цехе. Химическая лаборатория находится в корпусе ЦЗЛ и делает практически все – газы, химикаты, металлы, сплавы, ванны гальванические. По уровню научного потенциала это самая сильная лаборатория. Там нужны очень грамотные специалисты со специальным образованием.

Следующая лаборатория – органического анализа. Здесь производится анализ всех неметаллических материалов – лаки, краски, шпаклевки, пластмассы, клея, герметики, горюче-смазочные материалы и топливо.

Еще есть санитарно-промышленная лаборатория. Когда в конце семидесятых годов началась борьба за экологию, на предприятии была организована эта лаборатория – несколько лет она была в отделе экологии, но сейчас эта лаборатория снова в составе ЦЗЛ. Лаборатория осуществляет контроль параметров производственной среды, замеряет шумы, вибрацию, освещенность, а также проводит контроль параметров водных объектов предприятия – это все источники, скважины, выбросы, производственные стоки.

Еще есть лаборатория физико-механических испытаний. Эта лаборатория испытывает механические свойства образцов – на разрушение, на сжатие, на растяжение, на изгиб, болты, гайки, проволоки, сварные швы на разрыв. Также сюда входит металлография – это исследование структуры металла – зерна, макрошлифы, микрошлифы, провары, непровары, альфированный слой, углеродистый слой,  обезуглероживание.

— Несколько слов об оборудовании.

— Своим оборудованием мы можем гордиться. За последние два года реконструкции литейного производства мы вошли в эту программу, потому что мы в отделе главного металлурга, и закупили себе новейшее оборудование — высочайшего европейского класса. Люди прошли обучение для работы на этом оборудовании, ездили даже за рубеж на фирмы-поставщики. В результате у нас появились большие возможности по контролю материалов и изделий, мы можем производить замеры с высокой точностью. В период подготовки к саммиту к нам обращались фирмы, осуществлявшие строительство объектов, с просьбой провести то или иное исследование. Часто к нам обращаются со стороны, просят провести анализ, определить марку материала, свойство на разрыв, на прочность, металлографию. Квалификация наша признана, ценится высоко, в качестве экспертов мы зачастую проводим работы по запросам прокуратуры и судов. Мы гордимся этим.

— Любая организация — это, в первую очередь люди.

— Люди — это главное. Не было бы людей – не было бы ЦЗЛ. Люди — это наша основа. Работать у нас почетно и престижно. Многие хотят попасть к нам, но у нас существуют очень жесткие требования к персоналу.

Сегодня у нас трудится пять начальников лабораторий, 19 инженерно-технических работников, лаборанты, дефектоскописты и вспомогательный персонал мастерской по подготовке образцов – токари, фрезеровщики, слесари, которые подготавливают для испытаний какие-либо образцы. Люди все образованные. Лаборантов мы стараемся брать, чтобы был техникум – нужно быть компетентным и грамотным специалистом. Нужно знать виды сплавов, знать определенную терминологию, приемы и методы работы, Лаборантом стать сложно – этому учат мало и редко где, необходимые навыки приобретаются в работе.

Над повышением квалификации работаем, в основном, сами – каждый год к нам приезжает "Норма", и не было ни одного года, чтобы они не посетили нашу структурную единицу. Требования к персоналу определены в нашей документации – персонал должен быть обучен и аттестован. Мы учим лаборантов на местах, отправляем учиться на целевых курсах. В связи с приходом нового оборудования обязательно преподаем компьютерную грамотность, люди должны уметь читать чертежи. Например, в настоящий момент десять человек из рентгеновской лаборатории получают высшее образование.

Для того, чтобы работать на новом оборудовании, человек должен иметь пятый или шестой разряд, а такой разряд по тарифному справочнику предполагает наличие у человека средне-специального или высшего образования. Такие редкие специальности как металлург, металловед не готовятся в местных вузах, и поэтому мы работаем с вузами, расположенными в западной части страны. Из Иркутска к нам на работу приехали специалисты по неразрушающему контролю, приехал — специалист по горюче-смазочным материалам — мы им очень довольны. Из Пермского университета приехал химик. У нас сейчас сильно помолодел коллектив, приходит много молодежи.

— Кого бы вы хотели выделить особо?

— Хочу отметить начальника лаборатории неразрушающего контроля Александра Анатольевича Германа, который пришел к нам лет десять назад и за это время приобрел хороший опыт работы. Он стоит в резерве на выдвижение на руководящие посты, неоднократно замещал меня как начальника ЦЗЛ, иногда замещает главного металлурга. В его ведении большой коллектив — 32 человека, а это почти половина всего состава ЦЗЛ.

Неразрушающий контроль работает в две смены, в пяти цехах – как неотъемлемая часть производства. Начальник химико-аналитической лаборатории Алена Анатольевна Баландина – химик по образованию, дисциплинированная, исполнительная, интересующаяся всеми новинками. Эти люди достойно будут продолжать дело, и мне не страшно за ними оставить ЦЗЛ. Инженер Константин Рудовский, который работает два года после окончания Пермского университета, занимается научной работой, у него вышли статьи в международном химическом журнале.

Екатерина Анатольевна Клунко начинала работать у нас дефектоскопистом после техникума, потом закончила АрТИ и стала инженером по неразрушающему контролю. Хороший специалист, практик.

Начальник санитарно-промышленной лаборатории Татьяна Валерьевна Чабак по своему основному образованию является санитарным врачом и работает как раз по своему профилю. Было время, когда мы платили огромные штрафы за сточные воды завода, ходили по судам, не могли никак отрегулировать отношения с "Водоканалом", с ТВС, сейчас эта работа у нас налажена и все идет своей колеей. Ее лаборатория оборудована неплохо, кое-что еще закупим в этом году.

Недавно в механическую лабораторию пришел работать молодой сотрудник Игорь Николаевич Ягодин. Это сложная лаборатория, так как она завязана на производство, а ритмичность производства порой бывает сами знаете какая… там не успели поставить, там вовремя не привезли, там не сдали в сборку, а в конечном итоге это все замыкается на лабораторию, так как мы должны провести испытания. Приходится даже работать в выходные дни. Помимо прочих, в мастерской у него работают две женщины – токарь Оксана Анатольевна Бакатурова и фрезеровщик Надежда Анатольевна Никитенко. Вот уже более двадцати лет они готовят нам образцы для испытаний – точат, отбирают стружку, изготавливают те или иные детали.

Татьяна Михайловна Савченко пришла к нам из производства, раньше она работала замом по подготовке производства в двенадцатом цехе, а сейчас возглавляет лабораторию органического анализа — это клеи, краски, герметики и так далее. В этой же лаборатории работает еще один человек старой закалки — лаборант Любовь Антоновна Лихошерст. Она работает на ответственном участке, который контролирует чистоту изделий в сборке — бывает, что приходится работать и в выходные дни, и в праздничные, и даже ночью.
Из молодых могу отметить недавно пришедшего к нам инженера-химика Максима Меженного, который работает у нас по горюче-смазочным материалам. Приятно видеть, что есть люди, которые любят свое дело и разбираются в нем.

— Каково отношение людей к своему труду?

— Бывает, что к нам приходят такие люди, у которых много амбиций, но знаний и стремления к получению опыта нет, соответственно, нет и результата работы. В итоге, конечно, такой человек уходит от нас. В нашей структуре такие люди не уживаются, потому что в первую очередь, любое исследование — это огромная ответственность. Каждый день мы выдаем в цеха десятки свидетельств, на которых стоят подписи лаборантов, несущих полную ответственность за деталь, материал, сборочную единицу — что они соответствуют предъявляемым требованиям. Выдавая заключение, мы гарантируем качество, и поэтому у нас не должно быть случайных людей. Все, кто сейчас работают в ЦЗЛ, сознательно выбрали это направление, и, соответственно, они относятся к своей работе очень ответственно.

— Чего бы вы хотели пожелать Центральной заводской лаборатории в день ее 75-летия?

— Я желаю своему подразделению процветания. Хочу, чтобы на заводе "Прогресс", входящем в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России,  все знали и понимали значимость ЦЗЛ, а люди, которые трудятся в лабораториях, гордились своей работой.

«Прогресс Приморья», № 4 (216) от 31.01.2013 г.

Беседовал Алексей Суконкин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно