Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Афганистан: это было так…

15 февраля исполнится двадцать четыре года со дня вывода советских войск из Афганистана. Сегодня мы рассуждаем — нужна ли была нам эта война? Но ведь мы, обыватели, не можем знать истинных устремлений руководства страны, наверняка они знали больше, чем кто-то, и если приняли такое решение — вводить в Афганистан войска — значит, это было вызвано какой-то необходимостью. С точки зрения военного искусства операция по вторжению была выполнена просто блестяще — в течение нескольких дней практически вся территория Афганистана оказалась под контролем 40-й Армии Туркестанского военного округа.

На начальном этапе вторжения спецслужбы СССР ликвидировали генерального секретаря ЦК НДПА и председателя Революционного совета Афганистана Хафизуллу Амина, который в корне не устраивал советское руководство. Для того, чтобы "рука Москвы" дотянулась до Амина, была проведена целая специальная операция, с выброской на два афганских аэродрома — Кабул и Баграм — частей 103-й воздушно-десантной дивизии из Белоруссии и 345-го полка из Узбекистана.

Участником этой операции стал нынешний работник авиакомпании "Прогресс", входящей в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, специалист по связям с общественностью Андрей Богатырев, в ту пору — молодой лейтенант Воздушно-десантных войск, заместитель командира парашютно-десантной роты 345-го полка. Сегодня Андрей Иванович занимается патриотическим воспитанием молодежи, а на начальном этапе афганской войны принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Рассказывает Андрей Богатырев:

— В начале декабря 1979 года в Баграм был переброшен 1-й парашютно-десантный батальон 345-го гвардейского парашютно-десантного полка. Батальон под командованием майора Олега Пустовита не имел штатной техники и был вооружен только стрелковым оружием. В то время в Баграме уже находился один советский батальон, который был залегендирован как батальон для технического обслуживания советского авиационного отряда.

— Таким образом, Советский Союз наращивал силы для решающего момента?

— Разумеется. Афганским властям было заявлено, что это прибыла замена, и батальоны должны были поменяться, но "почему-то" никто не спешил отправлять один из батальонов обратно в СССР. Спустя неделю в Баграм прибыл еще один батальон — на этот раз спецназовский, так называемый "мусульманский". А 11 декабря в Белоруссии по тревоге была поднята воздушно-десантная дивизия, бойцы которой приступили к укладке грузов, получали оружие и боеприпасы — готовились к вторжению. На аэродроме Сеща была сосредоточена военно-транспортная авиация, которой предстояло перевезти дивизию в Афганистан.

— Как развивались события дальше?

— Вечером 13 декабря "мусульманский батальон" был приведен в полную готовность к выдвижению в Кабул для проведения захвата назначенных объектов. Но операция не состоялась, так как позже нам говорили, что Амин в этот день покинул Кабул — и переворот не состоялся. Афганская армия, почуяв неладное, была приведена в полную боевую готовность. 14 декабря на самолетах Ан-22 "Антей" в Баграм прибыл 2-й парашютно-десантный батальон 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка под командованием майора А. Цыганова и разведывательная рота этого же полка под командованием старшего лейтенанта А. Попова. Батальон имел около 30 боевых машин десанта и несколько грузовиков. Сразу после прибытия этого батальона афганские войска полностью блокировали аэродром. Последующие несколько суток прошли в напряжении всех сил — советские и афганские воинские части стояли друг против друга с заряженным оружием.

— Это не могло долго продолжаться…

— Да, 23 декабря блокирование аэродрома было снято. Вот дальше-то все и началось. Чтобы полностью контролировать аэродром, нужно было уничтожить систему противовоздушной обороны — иначе невозможно было бы осуществить переброску десанта. 24 декабря 2-й парашютно-десантный батальон в ходе короткого боя уничтожил все три зенитно-артиллерийские батареи ПВО аэродрома, на которых находились афганские расчеты. Были выведены из строя 100-мм, 76-мм орудия и зенитно-пулеметные установки. Успех дальнейшей операции во многом был обусловлен именно захватом аэродрома. 

— Как прошло десантирование частей дивизии и отдельного полка?

— Десантирование частей началось 25 декабря 1979 года. Самолеты военно-транспортной авиации с десантом на борту пересекли воздушную границу Афганистана. Десантирование осуществлялось посадочным способом на аэродромы Кабул и Баграм. Условия посадки и взлета на этих двух аэродромах были очень сложные. На Кабульском аэродроме подразделения, обеспечивающие высадку, блокировали подразделения охраны, зенитные батареи ПВО аэродромов, создав благоприятные условия для приема основных сил десанта. При этом десантники закидали гранатами позицию одной из зенитных батарей, после чего оставшиеся в живых афганцы, потрясенные "вероломством" советского десанта, сказали, что и так бы сдались, без сопротивления. Они оказались не готовы с нами воевать…

Кроме того, 25 декабря начался ввод сухопутных войск на территорию Афганистана: по наведенному через Амударью понтонному мосту границу перешли советские мотострелковые полки.

— Затем состоялся штурм дворца Амина…

— …в котором принял участие "мусульманский" батальон и спецназ КГБ. Сосредоточив в Кабуле значительные силы, советские войска осуществили ликвидацию Амина и совершили в Афганистане государственный переворот. Командование ВДВ подстраховалось — если бы спецназ ГРУ и КГБ был перебит на подступах к дворцу, ликвидацию Амина провела бы 9-я рота 345-го полка. Если бы охране Амина удалось бы отбить и атаку десантников, на дворец обрушился бы удар реактивных систем залпового огня "Град", которые уже были развернуты на аэродроме Кабула, и был бы нанесен удар фронтовой авиации. После этого в дело вступили бы десантники 103-й дивизии. Но до этого дело не дошло. Спецназ сделал свое дело.

— Но ведь не только дворцом Амина известна эта операция!

— Да, конечно. Также десантники участвовали в захвате и удержании и других объектов в Кабуле. Еще один знаменательный момент — 28 декабря после установления контроля над Кабулом из Баграма на БМД-1 с бортовым номером "524" командира 2-го взвода 5-й парашютно-десантной роты лейтенанта В. Вовк был доставлен Бабрак Кармаль — будущий руководитель Афганистана. И что примечательно, в июле 1980 года именно эта машина первой в нашем, 345-м, полку подорвалась на фугасе.

— А потом начались боевые будни…

— 1 апреля 1980 года началась первая панджшерская операция против Ахмад Шаха Масуда. В ней приняли участие батальон 56-й десантно-штурмовой бригады (командир капитан Л. Хабаров) и батальон Цыганова из 345-го полка. В успехе этой операции большую роль сыграл фактор внезапности и неподготовленности моджахедов к открытому столкновению, а также смелые и решительные действия батальонов. В ходе этой операции командиры обоих батальонов получили ранения. Для эвакуации раненых применялись вертолеты. 2-й батальон 345-го полка в этой операции за 30 суток прошел по горам около 1000 километров.

В результате мы получили неоценимый боевой опыт, а по результатам этой операции были написаны учебные пособия по действиям в горных условиях.

— Андрей Иванович, за что вы получили орден "Красной Звезды"?

— В августе 1980 года наш батальон принимал участие в специальной операции по определению поражающих факторов авиационных объемно-детонирующих боеприпасов в панджшерском ущелье. 4-я и 6-я рота попали в засаду пакистанского спецназа, понесли потери и не смогли продолжить выполнение боевой задачи. В то время я командовал 5-й ротой, нам удалось избежать засады, и поэтому выполнение задачи батальона автоматически легло на плечи моей роты. В ходе выдвижения по горам к месту задачи мы обнаружили группу пакистанского спецназа "Черные аисты", которая осуществила засаду на две наши роты. Но тут роли поменялись. Теперь они оказались в невыгодном положении, были взяты нами в плотный "огневой мешок", и в ходе боя, не потеряв в роте ни одного человека, мы смогли уничтожить около тридцати пакистанских спецназовцев. Командование полка посчитало, что военнослужащие моей роты достойны государственных наград.

— Чем вы сегодня занимаетесь на "Прогрессе"?

— Моя задача — через патриотическое воспитание вовлекать наше подрастающее поколение в технические направления науки, прививать молодому поколению интерес к технике, в частности, к военной — той, что выпускает наш завод. Сильная страна только тогда становится сильной, когда ее граждане сильны — и духовно, и физически, и своими знаниями. Здесь, в Арсеньеве, мы можем укреплять свою страну, создавая авиационную технику, и чем лучше, чем качественнее будет эта техника, тем крепче будет страна, тем увереннее наш народ будет смотреть в будущее. Мы активно сотрудничаем со многими общественными организациями — Советом ветеранов, Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России, Советом молодежи предприятия, и я уверен — все у нас получится!

«Прогресс Приморья», № 6 (218) от 14.02.2013 г.

Беседовал Алексей Суконкин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно