Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Человек, поднявший в небо вертолет

Первым летчиком, поднявшим в 1970 году в арсеньевское небо вертолет Ми-24, стал Гурген Карапетян — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель. Сегодня Гурген Рубенович отвечает в ОАО "Вертолеты России" за безопасность полетов и по долгу своей работы часто бывает на нашем предприятии — Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" имени Н.И. Сазыкина. Ссылаясь на занятость, Гурген Рубенович практически не соглашается на интервью, но история его жизни — а это целая эпоха — известна.

Еще в 1943 году, будучи мальчишкой, Гурген бегал на центральную площадь Свердловска, чтобы посидеть внутри немецких самолетов, сбитых нашими войсками, представляя, что он — летчик. Мальчишка хотел стать летчиком…

Учась в десятом классе, Гурген поступил в Свердловский аэроклуб и, освоив самолет По-2, утвердился в желании стать военным летчиком. Его дядя, Гурген Бейбутович Карапетян, главный конструктор ОКБ "Уралмаша", убедил мальчика, что у летчика обязательно должно быть высшее образование, и порекомендовал поступить в МАИ.

И Гурген поступил. На третьем курсе вся группа была переведена на вновь открывшуюся тогда вертолетную кафедру. Как признавался впоследствии сам Гурген Рубенович, для него это было катастрофой. Тем не менее заведующий кафедрой, главный конструктор вертолета "Омега" Иван Братухин смог переубедить студента остаться на кафедре, при выставленном Карапетяном условии — помочь ему поступить в Центральный аэроклуб, чтобы выучиться летать на вертолетах. Еще до окончания института, в 1960 году Гурген Карапетян становится чемпионом СССР по вертолетному спорту. А после окончания МАИ Гурген был распределен в ОКБ М.Л. Миля ведущим инженером, где проработал в этой должности всего… три месяца.

30 мая 1961 года в катастрофе вертолета Ми-10 погиб летчик-испытатель ЛИК МВЗ П.А. Ануфриев, в результате чего в ОКБ некому стало проводить ресурсные испытания двух комплектов лопастей разных конструкций на вертолет Ми-4. Миль побеседовал с Карапетяном, посоветовался с летчиком-испытателем Рафаилом Капрэляном и добился разрешения у министра авиационной промышленности назначить чемпиона страны по вертолетному спорту Гургена Карапетяна на должность летчика-испытателя.

Воздушным наставником Карапетяна стал Капрэлян, который и вводил его в летный строй. Методически грамотно подготовив молодого летчика, опытный пилот дал возможность Карапетяну уже через короткое время выполнять достаточно сложные работы и ответственные задания. С этого момента Гурген Рубенович стал самостоятельно летать в качестве командира экипажа на испытания таких машин, как Ми-1, Ми-4, Ми-6, Як-24, Ми-8, S-58, Vertol-44.

После окончания Школы летчиков-испытателей Карапетян последовательно повышал квалификацию от летчика-испытателя четвертого класса до первого, был командиром отряда, старшим летчиком-испытателем МВЗ, заместителем начальника ЛИК по летной службе. Обладая глубокими инженерными знаниями и отличной техникой пилотирования, проводил наиболее сложные испытания новых образцов вертолетной техники. Он участвовал в испытаниях опытных агрегатов и систем, проводил исследования изгибно-крутильного и хордового флаттера несущего винта, земного резонанса, маневренных режимов, "вертолетного" штопора. В настоящее время Гурген Карапетян является единственным в мире летчиком, который 21 раз в полете добился получения классического изгибно-крутильного флаттера и при этом не допустил разрушения машины.

Одним из первых он освоил пилотаж на боевом вертолете Ми-24, который до настоящего времени является одним из лучших боевых вертолетов, самым "воюющим" вертолетом в мире.
Пришлось Гургену Рубеновичу испытывать и первый "водоплавающий" советский вертолет Ми-14. При выполнении первого же полета на режиме висения произошло разрушение вала свободной турбины двигателя с последующей неуправляемой раскруткой турбины. Благодаря своевременным и грамотным действиям летчика-испытателя двигатель был остановлен, посадка вертолета была проведена благополучно. На заключительном этапе испытаний вертолета Ми-14 Карапетян выполнял на нем посадки в режиме авторотации с выключенными двигателями как на воду, так и на сушу.

14 декабря 1977 года Гурген Рубенович в качестве командира экипажа впервые поднял в воздух вертолет-гигант Ми-26, а в 1980 году в ходе испытаний, осуществил на этом вертолете посадки с выключенными двигателями в режиме авторотации с полетной массой 50 тонн.
В начале восьмидесятых годов Карапетян занимался поиском возможностей по увеличению боевой эффективности вертолетов в условиях горной и пустынной местности Афганистана. Им были разработаны некоторые тактические приемы боевого применения и маневрирования, которые впоследствии сохранили не одну жизнь советских вертолетчиков.

10 ноября 1982 года Карапетян впервые поднял в воздух новый боевой вертолет Ми-28. Впоследствии, во время проведения очередных испытаний, на вертолете разрушился вал трансмиссии хвостового винта, что привело к неуправляемому вращению вертолета. Гурген Рубенович мгновенно выключил двигатели и остановил крайне опасное неуправляемое вращение вертолета. Благодаря своевременным и правильным действиям была сохранена опытная машина. Впоследствии Карапетян на вертолете Ми-28А первым в России выполнил петли Нестерова, бочки, перевороты и другие фигуры высшего пилотажа, которые на боевом вертолете еще не выполнял никто. При испытаниях несущего винта вертолета Ми-28 на летающей лаборатории Ми-24 впервые было получено ранее не встречавшееся явление хордового флаттера. Вертолет был выведен в нормальный режим полета, и машину удалось сохранить. Всего в мире было отмечено три подобных случая хордового флаттера, которые в двух случаях привели к катастрофам — с американским вертолетом "Шайен" и российским Ми-34.

Когда в 1986 году произошла страшная авария на Чернобыльской АЭС, Гурген Рубенович в качестве командира экипажа тяжелого вертолета Ми-26 осуществлял сброс специальных защитных элементов в жерло разрушенного реактора. Точная, буквально ювелирная работа увенчалась успехом.

За время своей летной практики Гурген Рубенович принимал участие в установлении десяти мировых рекордов. За установление абсолютного мирового рекорда скорости полета вертолета 368,4 км/ч Карапетян был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Всего Карапетян освоил 39 типов вертолетов, планеров и самолетов, а с учетом модификаций — более 100. Провел в воздухе более 5500 часов, летал на всех типах вертолетов фирмы Миля. Имеет 8 патентов на изобретения, опубликовал ряд научных статей в отечественных и иностранных журналах. 50 лет своей жизни заслуженный летчик-испытатель посвятил работе на Московском вертолетном заводе имени М.Л. Миля.

24 января 1991 года Указом президента СССР за мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, Гургену Рубеновичу Карапетяну было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Оглядываясь на путь, который прошел Гурген Рубенович, можно сказать: "Каждый день — риск. И вся жизнь — служение отечественному вертолетостроению, служение Родине".

«Прогресс Приморья», № 9 (221) от 07.03.2013 г.

Подготовил Алексей Суконкин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно