Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Смелые люди – парашютисты!

Парашютный спорт в нашей стране всегда был в числе приоритетных направлений. Еще в тридцатых годах прошлого века чуть ли не в каждом городском парке отдыха обязательно была парашютная вышка, а сдача норм ГТО предусматривала совершение парашютных прыжков. Многое с той поры изменилось… О состоянии парашютного дела рассказывает в интервью начальник Арсеньевского аэроклуба Александр Коляда.

— С чего начался парашютный спорт в Арсеньеве?

— в Арсеньеве этот спорт начался с Николая Ивановича Сазыкина – директора завода "Прогресс". Собралась инициативная группа руководителей предприятия, которая и обратилась к директору с предложением открыть аэроклуб. Сазыкин идею поддержал – он прекрасно видел желание заводской молодежи летать. Обратились в центральный комитет ДОСААФ Советского Союза, и 11 июня 1966 года постановлением президиума ЦК ДОСААФ СССР на заводе "Прогресс" был открыт парашютно-планерный клуб. В этом году мы отметили 47 лет со дня создания клуба.

— Кто занимался в аэроклубе?

— В основном – молодые рабочие. Прыгали рано утром. Работа начиналась в восемь часов утра, и, следовательно, прыжки должны были закончиться к половине восьмого. Люди вставали рано, в шесть часов утра самолет уже был в воздухе. Часто Николай Иванович появлялся на аэродроме и наблюдал за прыжками. Прыжки заканчивались – и все уходили на работу.

— Сегодня много заводчан прыгает?

— Да. Многие прыгают. К тому же на заводе есть своя поисково-спасательная служба. Там работают опытные парашютисты. Такие службы есть на любом предприятии, которое производит авиационную технику. Эта служба в случае, не дай бог, аварии летательного средства, должна быстро обнаружить упавшее воздушное судно, высадиться и оказать помощь летчикам и пассажирам. Поэтому спасатели должны уметь прыгать на любую местность – на воду, на лес и так далее. Они совершают очень много прыжков, чтобы быть всегда готовыми прийти на помощь. Если говорить о спортсменах, то постоянно у нас прыгает 30-40 человек, это матерые спортсмены, так сказать. Костяк аэроклуба. Всего за год через аэроклуб проходит до 900 человек – люди приезжают прыгать из Кавалерово, Дальнегорска, Владивостока, Уссурийска. Много "перворазников" — это те, кто прыгает первый раз – юноши и девушки, в основном арсеньевцы. Но приезжают на первый прыжок и из других городов. Есть желающие совершить прыжок и в зрелом возрасте.

— Стал ли парашютный спорт более доступным?

— Да. В советское время было жесткое ограничение – первый прыжок человек должен был совершить в возрасте до 21 года. Сегодня таких ограничений нет. Все зависит от состояния здоровья. Тем более что подготовка сейчас производится по специальной ускоренной программе – в течение трех часов. Сейчас мы даем только практические знания, как ни парадоксально, но современная молодежь не стремится знать, например, кто такой Леонардо да Винчи, или сколько стропа выдерживает на разрыв. Основная задача обучения "перворазника" — это обеспечение безопасности прыжка. Сюда мы включаем наземную подготовку, действия в особых случаях, приземление и так далее. Площадь купола сейчас никого не интересует. После прыжка мы выдаем человеку сертификат, в котором шутки ради прописано "не прыгай, а то привыкнешь". Но в каждой шутке есть доля правды…

— Бывали курьезные случаи?

— Сколько угодно. Не так давно у нас совершил прыжок с парашютом дедушка в возрасте 67 лет. На следующий день видим – он идет с бабулей. Думаем, сейчас она нам тут устроит! Оказалось, что она пришла нас благодарить – принесла огромный пирог. Дед всю жизнь мечтал прыгнуть с парашютом, и вот он, наконец, смог свою мечту осуществить! Он был счастлив, и она вместе с ним, мол, спасибо вам.

— С какого возраста сейчас возможно совершать прыжки с парашютом?

— На тандеме вместе с инструктором – с восьми лет. Самостоятельно – с 14 лет. При этом до 18 лет ребята должны приносить расписки от родителей о том, что они не возражают, что их дети будут заниматься парашютным спортом. А у других возрастов – исключительно по состоянию здоровья. Правда, при этом все должны понимать, что этот вид спорта недешевый. Желательно иметь свою экипировку. К примеру, парашют может стоить десять и более тысяч долларов. Парашют для "перворазников" немного меньше, но все равно – около шести тысяч долларов. А если принимать во внимание его ресурс – порядка трехсот раскрытий, то можно понять, сколько может стоить один прыжок на этом парашюте.

— Какие еще направления ведет аэроклуб?

— Есть еще планерная школа. А вообще, раньше обучение строилось таким образом: до 14 лет молодежь училась летать на планерах, затем с 14 лет можно было прыгать с парашютом, а с 16 лет – уже начать осваивать самолет. Так вот эта парашютная ступенька давала им очень важное приобретение – в случае, если самолет развалится или на нем откажет управление, они не боялись бы покинуть самолет с парашютом. Но многие оставались парашютистами, не переходили в самолетное звено. Здесь все зависит от предпочтений. Наши выпускники, которые позже поступали в военные летные училища, всегда были в числе первых – они могли и прыгать с парашютом, и летать. А вообще, авиация случайных людей просто не терпит! Если человек влюбляется в авиацию – то это на всю жизнь!

— Как воспринимают аэроклуб жители и гости города?

— Жители — как само собой разумеющееся. А вот гости… Еще в советское время сложилась такая практика, что при выборе студентами вузов мест своей дальнейшей работы многие выбирали Арсеньев и лидирующий сегодня среди предприятий ПРО СМР "Прогресс" только потому, что здесь был аэроклуб и можно было заниматься авиационными видами спорта.
К слову сказать, тогда в Арсеньев приехали многие достаточно известные в городе люди.

— 26 июля страна отметила День парашютиста. Что бы вы хотели пожелать всем, кто прыгает или собирается прыгать, или уже завершил свою парашютную карьеру?

— Профессионализма и профессионального здоровья, чтобы и в 90 лет могли прыгать! Чтобы увлеченность небом у любого парашютиста — от "перворазника" и до мастера спорта международного класса — не проходила никогда. Чтобы юношеский "щенячий восторг" от выполнения прыжка оставался на всю жизнь!

«Прогресс Приморья», № 30 (242) от 01.08.2013 г.

Беседовал Алексей Суконкин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно