Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Чтобы помнили

Визит губернатора Приморского края Владимира Миклушевского в Арсеньев породил много тем для разговоров. Одна из них — о создании в нашем городе авиамузея. С просьбой помочь в его открытии к губернатору обратился Анатолий Маркович Бортник, ветеран авиации, отдавший большую часть жизни авиакомпании "Прогресс". Владимир Миклушевский идею поддержал, отметив, что "это патриотическое воспитание и развитие культурной среды в городе", а также еще одно "место привлечения туристов". И вроде бы нет в этой истории ничего экстраординарного, если не знать, сколько душевных и физических сил было потрачено во имя этой великой идеи преданными авиации людьми, сколько лет положено на "выбивание" средств для музея, сколько самолетов спасено от утилизации. Поэтому для них, ветеранов авиации, это не просто хорошая новость, это надежда — на то, что их миссия наконец-то будет выполнена.

О том, как зарождалась и воплощалась идея создания авиамузея, Анатолий Маркович рассказывает в своей книге под названием "Летно-транспортный отряд", презентация которой состоится в Информационном центре авиакомпании "Прогресс" 16 августа этого года. Приведем из нее несколько цитат.

"Говорят, прошлое — это фундамент настоящего. Наверное, поэтому люди во все времена старались сохранить в своей памяти культурное наследие прошлого. Память людская — это прежде всего музеи: научно-просветительские учреждения, призванные сохранять и популяризировать материальные и духовные ценности, накопленные человечеством за всю историю его развития. Проще говоря, всё, что знаем и умеем, мы обязаны отдать подрастающему поколению. Во имя их будущего. Для этого и инициировали ветераны ЛТО создание в нашем городе авиамузея под открытым небом. И эта их инициативная деятельность является логическим продолжением их преданного служения любимому делу. Но обо всём по порядку.

(…)

Лётно-транспортный отряд — это сложная производственная система, в основе которой лежит высококвалифицированный труд многих авиационных специалистов, работающих в сложных, а порой и опасных условиях лётной деятельности. В силу обозначенной специфики такой труд требует от всех его участников искренней самоотверженной отдачи и чрезвычайно ответственного отношения к делу. Всё это было. Но кончился "золотой век советской авиации", а с ним и динамичный рост промышленного производства "Прогресса" — в 1990 году прекратился выпуск боевого Ми-24. Пришли иные времена, как говорил известный телеведущий. Пришло беспощадное время политического и экономического переустройства государства, когда рушились целые отрасли народного хозяйства страны.

(…)

"Первые проблемы по использованию воздушного транспорта на предприятии возникли в начале 90-х, когда мы вышли из процесса производства Ми-24, — рассказывает Георгий Васильевич Рожков, в прошлом начальник отдела материально-технического снабжения предприятия, курировавший ЛТО. —  В результате та интенсивная работа по переброске грузов и доставке комплектующих изделий с европейской части страны в прежних объёмах оказалась ненужной, а вскоре и совсем прекратилась, ведь других заказов у предприятия не было. На заводе тогда было несколько единиц летающей авиатехники, но она стала невостребованной. К примеру, простаивал исправный Ту-134 № 93926, последний рейс мы сделали на нём в Чайбуху после катастрофы заводского Ан-8. На предприятии складывалось крайне неблагоприятное экономическое положение — денег не хватало даже на выплату зарплаты. Поэтому уже в 1994 году наши самолёты Ан-12 по лизинговой схеме начали работать в Болгарии, а лётный отряд мы были вынуждены значительно сократить. Однако тех денег, которые зарабатывались лизингом наших машин, не хватало для полноценного содержания структуры ЛТО, ведь оставшаяся техника требовала нормативного технического обслуживания, нужны были немалые средства на содержание личного состава отряда.

Помимо всего прочего, нелетающий лётный состав быстро терял свои профессиональные навыки. В таких условиях в 1998 году руководством предприятия было принято решение о прекращении деятельности лётно-транспортного отряда и продаже остававшейся ресурсной авиатехники. Предпродажная техническая подготовка этой техники проводилась на заводском аэродроме. Причём покупатель сам заключал договор с антоновской фирмой на выполнение необходимых доработок, которые проводились на территории нашего предприятия. По такой схеме в 1999 году был продан самолёт Ан-8 № 69301 одной частной авиакомпании, представителем которой оказался лётчик Сергей Косолапов, сын Аркадия Михайловича Косолапова, ранее летавшего у нас в отряде. Самолёты Ан-12, вернувшиеся из лизинга, были переданы в аренду в авиакомпанию "ЛИИ имени М.М. Громова" в г. Жуковский. Однако новые международные нормы, предъявляемые к шумовым характеристикам воздушных судов, привели к невозможности использования Ан-12 за рубежом, что, в свою очередь, делало невыгодным эксплуатацию самолётов в аренде. Поэтому в конце 2000 года все три оставшиеся машины были выставлены на продажу. Сейчас эти самолёты летают в Африке, Шри-Ланке и других частях света. Наши авиатехники, к примеру, Александр Карнаух, работавшие после перестройки за рубежом, впоследствии не раз встречали там наши машины. Однако, несмотря на принятое решение о ликвидации ЛТО, это подразделение ещё некоторое время оставалось как отдельная структурная единица. Помню, в 2000 году мы на нашем Ан-12 из Тюмени привезли даже двигатели для "Москита". Правда, экипаж был уже не наш, пришлось брать кого-то со стороны. И всё же в 2001 году авиатехники в собственности у нас уже не было. Незначительная часть личного состава отряда была перепрофилирована и осталась работать на предприятии, остальные — подавляющее большинство, включая лётный состав, были уволены. Из одиннадцати самолётов Ан-8, трёх Ан-12 и двух Ту-134, когда-то эксплуатировавшихся в ЛТО на заводе "Прогресс", осталось два списанных — Ан-8 № 69302 и Ту-134 № 65923, которые благодаря инициативным и настойчивым действиям ветеранов ЛТО и доброй воле руководства авиакомпании остались на предприятии в качестве исторических памятников прошлой деятельности авиаотряда".

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 31 (294) от 07.08.2014 г.

Светлана Макаренко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно