Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

И в тылу ковалась Победа

Без малого 70 лет отделяют нас от того первого дня Победы в страшной и тяжелой войне.  Победа досталась стране большой ценой — ценой гибели миллионов людей.

Немаловажную, если не основную роль в победе в Великой Отечественной войне сыграла наша оборонная промышленность. Наше правительство постоянно вкладывало в эту нужную отрасль финансовые и трудовые ресурсы, а также новые технологии. Ленинский  призыв  времен  гражданской  войны  "Все — для  фронта!  Все —  для победы!", провозглашенный в новых условиях перед  лицом  смертельной опасности, поднимал миллионы патриотов на самоотверженный  труд.  На  смену уходящим на фронт мужьям приходили в цеха их  жены, к  станкам  становились старики и подростки.

Главным из сложных производственных вопросов был перевод  промышленности  на военные рельсы.  Переход предприятий на массовый выпуск вооружения, боеприпасов,  боевой техники требовал  почти  во  всех  случаях  коренного  изменения  технологий производства и новой производственной кооперации.  Советские люди повсеместно в тылу с честью несли трудовую вахту. Задания  по выпуску оборонной продукции почти все действующие предприятия в  большинстве случаев не только выполняли, но и перевыполняли.
Одним из самых замечательных проявлений инициативы нашей молодежи было движение фронтовых бригад. Работать по-фронтовому, не покидать цеха, пока не выполнено задание, — такова была первая заповедь членов комсомольско-молодежных бригад.
Это движение повсеместно было распространено и на авиаремонтном заводе № 116 рабочего посёлка Семёновка. Комсомольцы-производственники брали обязательство работать за себя и за сменщика, ушедшего на фронт. Комсомольцы переходили на обслуживание нескольких станков, стремясь, чтобы ни один станок, хозяин которого ушел в армию, не простаивал без дела.

Газета "Сталинец" от 30 сентября 1943 года пишет: "В памятный день, когда наши войска овладели городом Брянск, передовики нашего цеха в ответ на эту победу Красной Армии решили достигнуть наиболее высоких трудовых показателей. Впереди по выполнению валовой продукции идут группы мастера тов. Гордиенко и группа тов. Игнатенко: в этом месяце они имеют ежедневную выработку свыше 200 процентов. Сегодня коллектив цеха закончил установку и пуск гвоздильного автомата, благодаря чему разрешена задача бесперебойного обеспечения гвоздями цехов. На очереди пуск автомата для гаек.

В октябре месяце нашему цеху предстоит серьёзная работа по изготовлению нового вида оборудования. Коллектив цеха приложит все усилия, чтобы выполнить задания в срок".

На своём револьверном станке "Коммунар" легендарный стахановец авиазавода Пётр Гусев, чьё имя не сходило с заводской Доски почёта на протяжении всех военных лет, за одну смену изготовил 400 деталей — это две с половиной нормы. В беседе с парторгом цеха Пётр заявил: "Мой железный друг никогда меня не подводит (это о станке), если бы материал был ровный, калиброванный — на моём станке можно было установить более высокую производительность".

Отличную службу сослужило оборудование, на котором — в прямом смысле слова — ковали победу для страны. До сих пор на ведущем предприятии ПРО СМР ОАО ААК "Прогресс" сохранились станки времён Великой Отечественной. Многие из них были трофейными и достались нам от немцев, были вывезены из Германии после её разгрома. Но это было уже в первые годы после войны. Однако и до войны необходимое оборудование было изготовлено в Советском Союзе, а также приобретено у Америки и той же Германии.
Итак, одним из старейших станков является твердомер, на котором стоит клеймо "Дата изготовления 1938 г.", произведённый в СССР, но, к сожалению, принадлежность к заводу невозможно установить. На нём выполнялись измерения твёрдости металлов, резин, лакокрасочных покрытий, бетона и пр. Измерения по методу Виккерса на этом станке и по сей день проводятся в лаборатории цеха покрытий и термообработки.

Заготовительно-штамповочный цех под своей крышей собрал рекордное количество станков,  выпущенных в сороковые годы. Естественно, они выделяются среди современного оборудования. Огромные по своим размерам, а некоторые, наоборот, удивляющие своей миниатюрностью, с сотнями слоёв краски, они продолжают нести свою трудовую вахту и хранить события истории. Один из загадочных по своей конструкции — станок гладильный, модель "Шуллер", произведён в Германии в 1938 году, а введён в эксплуатацию в начале 1940 года. С его помощью можно разглаживать металл, увеличивать сферы, убирать зазоры. Не менее интересна и установка гибки Р 2Т, напоминающая механизм отжима в стиральной машинке "Приморье"; введена в эксплуатацию тоже в начале 1940 года. Пресс гибочный С-8 фирмы "Sturdybender" — этот  монументальный "американец" имеет свою историю. Введен в эксплуатацию 1 января 1940 года. Станок облегчал работу с металлом, помогая загнуть его под определённым углом. На этом станке уже 30 лет трудится слесарь по изготовлению и доводке летательных аппаратов Валентин Пришелец. Ещё один американский станок — ST 6.3 — ножницы листовые, введён в эксплуатацию в 1947 году, а молот выколоточный МО — 0,4, на котором не один десяток лет проработал герой статьи прошлого номера мастер Александр Михайлович Лесовой, выпущен в1948 г.

Механо-сборочному производству тоже есть чем гордиться: внутришлифовальный станок RS33 производства Германии, введённый в эксплуатацию 1 января 1941 года, предназначенный для шлифовальных работ, расположен на одном из участков цеха. Не менее уникален и станок хонинговальный  PHEД — это металлообрабатывающий станок для отделки отверстий. С немецкой точностью хонинговальная головка станка обрабатывает детали и, помимо вращения, имеет возвратно-поступательное движение вдоль своей оси.
Самым крупногабаритным оборудованием, применяемым в годы Отечественной войны, был кран мостовой грузоподъемностью 3 тонны. Он располагается в одном из корпусов,  принадлежащих энергетическому цеху. Эти раритеты до сих пор служат авиационной промышленности России.

Авиаремонтный завод № 116 — приморская кузница победы над фашистской Германией, выпустившая 2935 учебно-тренировочных самолётов, которые пусть и не участвовали в воздушных боях, но выполняли боевые задачи и помогали приобретать навыки советским лётчикам.

Фронт продвигался вперед, в небо поднимались арсеньевские самолёты. Гремели заводские цеха в тылу, где за станками непосильную работу взвалили на себя дети — вчерашние школьники.

Многие из них связали с заводом всю свою дальнейшую жизнь и добились серьезных успехов. Эти профессионалы до мельчайших подробностей знают технологию тончайших операций на каждом этапе изготовления. Труженики тыла, благодаря которым наши самолёты приближали победу, до сих пор со слезами вспоминают то время. За трудовые подвиги многие из них награждены высокими государственными наградами.

По страницам газеты "Сталинец", из воспоминаний подростка Василия Конева:

"Тяжело было. Работали по 12, а то и по 16 часов либо с утра и до ночи, либо с ночи и до утра, получая на всю смену пайку хлеба в 700 граммов. Мальчишки и девчонки на ходу осваивали работу на станках: фрезерном, токарном, шлифовальном. Времени на обучение было отпущено мало. Опоздания на работу были запрещены, а каждый случай опоздания даже на пять минут приравнивался к преступлению. В 43 году было уже легче. Как рабочий, я получал рабочую карточку. Это здорово облегчило положение в семье и позволило немного помогать родственникам.  Я вырос, привык".

Вся тяжесть войны, все невзгоды, горе и печаль, страшный голод и холод — всё это обрушилось на юные плечи детей. Нам сегодня сложно понять, как смогло юное поколение страны выжить и перенести страшную войну, а самое главное — приносить огромную пользу Родине своим трудом.

Каждый труженик тыла, вспоминая то трудное время, обязательно скажет о том, что у них не было сомнений в нашей Победе, не было сомнений и в том, что их труд нужен и необходим. Каждый из них, работая, знал, что своим трудом он приближает Победу.

«Прогресс Приморья», № 4 (318) от 05.02.2015 г.

Анжела Алексеенко, фото автора

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно