Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Народное ополчение

Ни одна армия в мире не может победить без устойчивого тыла.

И.В. Сталин 

 

В наше, как нам все еще кажется, мирное время с экранов телевизоров из новостных программ мы уже не один месяц в связи с событиями на Украине слышим слова "ополчение", "ополченцы". 

Так хочется жить в мире и спокойствии, чтобы не знать и не слышать ничего подобного, тем более в сочетании со словом "война". Но в годы Великой Отечественной войны более 70 лет назад деятельность коллектива завода № 116 не ограничивалась только выпуском самолетов. Участие работников нашего предприятия в ополчении против врага было реальностью. И хотя по-настоящему воевать ополченцам не пришлось, они были полностью подготовлены к организации отпора японским интервентам в случае их вторжения в пределы Дальнего Востока СССР.

3 июля 1941 года председатель государственного комитета обороны И.В. Сталин выступил по радио с обращением ко всем гражданам страны. В нем он призвал весь народ сплотиться перед лицом смертельной опасности и мобилизовать все силы на разгром врага, сражаться до последней капли крови, "создавать партизанские отряды, диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны", создать "народное ополчение, поднять на борьбу всех трудящихся, чтобы своей грудью защищать свою свободу, свою честь, свою Родину в нашей Отечественной войне с германским фашизмом". Сталин в этом обращении говорил и о том, что "трудящиеся Москвы и Ленинграда уже приступили к созданию многотысячного народного ополчения для поддержки Красной Армии". 

Как известно, россияне не раз создавали народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Оно сыграло большую роль в ликвидации польско-шведской интервенции в начале XVII в. и в отражении наполеоновского нашествия в 1812 г. Движимые горячей любовью к Отечеству, желанием защищать его с оружием в руках, патриоты добровольно вступали в ряды ополчения. Летом 1941 г. в новых исторических условиях граждане Советского Союза продолжили эту традицию, обратившись к проверенной временем форме всенародного участия в борьбе с иноземным врагом. Пример москвичей и ленинградцев был подхвачен по всей стране.

4 июля ГКО принял постановление, определившее порядок формирования, вооружения и оснащения ополченских дивизий Москвы и правовое положение ополченцев. Снабжение транспортом, снаряжением, котелками и шанцевым инструментом производилось за счет ресурсов города и области, а также путем изготовления всего необходимого на местных предприятиях. Боевая подготовка ополченцев, обеспечение их оружием, боеприпасами и вещевым довольствием возлагались на штаб Московского военного округа. В случае смерти или инвалидности ополченца его семья пользовалась правом получения пенсии наравне с призванными в состав Красной Армии.

Снабжение ополченцев производилось за счет предельной мобилизации местных ресурсов. Ополчение прифронтовых городов почти без подготовки было вынуждено вступить в бой, понеся при этом серьезные потери. Ополченцы в первых же сражениях проявили мужество, стойкость и самоотверженность, но очень часто им не хватало оружия, а также военных навыков. Дивизии народного ополчения внесли свой вклад в будущую победу, многие из них были переформированы и стали регулярными частями Красной Армии, прошли славный боевой путь от стен Москвы до Германии.

Ополчение тыловых городов ждала другая участь. Рабочие и служащие, записавшись в ополчение, продолжали трудиться на предприятиях, а в свободное от работы время проходили военную подготовку. Поэтому, когда пришла их очередь идти в армию, они уже владели основами военного дела. Всего по стране насчитывалось более миллиона ополченцев. 

Существовал еще один вид добровольческих народных формирований — истребительные батальоны. Штатные подразделения НКВД не могли взять под охрану все важнейшие народно-хозяйственные объекты: заводы, фабрики, железные дороги, мосты, электростанции, линии связи и здания госучреждений. Действенную помощь в этом деле оказали сформированные из добровольцев истребительные батальоны.

Ополчение на заводе № 116

После обращения И.В. Сталина 3 июля 1941 г. на заводе №116 началось формирование ополчения и обучение его личного состава военному делу. В музее истории и трудовой славы ПАО ААК "Прогресс" сохранились уникальные по своей исторической значимости рукописи воспоминаний нескольких заводчан, которым было поручено возглавить подразделения ополченцев из числа тружеников завода. 

 "Осуществляя вероломное нападение на Советский Союз, фашистская Германия уже имела союзников в лице фашистской Италии и империалистической Японии. Это давало нам основание с первых дней войны быть в тревоге за наши Дальневосточные границы. Японская армия… угрожала вторжением в пределы Дальнего Востока СССР. Поэтому организация отпора японским интервентам была для коллектива завода не менее важной задачей, чем выпуск самолетов", — писал в своих воспоминаниях Николай Васильевич Весенко, главный инженер завода с 1941 по 1944 гг. 

Семеновский истребительный батальон

Преимущественно из работников завода был организован Семеновский истребительный батальон, в задачи которого входила борьба с возможными парашютными десантами противника в зоне Анучинского и Яковлевского районов. Командиром истребительного батальона был назначен главный инженер завода
№ 116 Николай Васильевич Весенко, начальником штаба батальона — Борис Борисович Пономаревский, начальник одного из цехов завода, комиссаром — Даниил Иванович Боровик, секретарь Яковлевского районного комитета партии, а постоянным представителем УНКВД — товарищ Елисеев. 

Обучение ополчения проходило при непосредственной помощи Яковлевского райвоенкомата. Командно-инструкторский состав, проводивший обучение, был подобран из членов коллектива завода, состоявших на воинском учете в райвоенкомате по их специальностям и категориям учета. 

Отдельными своими подразделениями, взводами и ротами батальон ежедневно проходил боевую и политическую подготовку, готовясь в любую минуту встретить и отразить врага. И всю эту подготовку приходилось вести, не ослабляя производственного темпа на заводе. При этом работавшие в одну смену обучались после работы, а работавшие посменно — до и после смены. С первой смены — после работы, а со второй — перед заступлением на работу. 

Обучение ополчения проводилось по программе. "Очень хорошо помню, — вспоминал Леонид Матвеевич Рясков, помощник директора завода по соцбыту, — что в программу обучения входили: строевая подготовка, изучение материальной части индивидуального и группового оружия (русской винтовки и пулемета "Максим"), ручных гранат, в том числе и противотанковых, средств и способов химзащиты, метание гранат и метание бутылок с горючей жидкостью".

"Из боевого оружия, — вспоминал Николай Васильевич Весенко, — мы имели на весь батальон 20 штук японских винтовок "Арисака" с боекомплектами. Остальное оружие мы должны были добывать в боях с врагом".

Активную помощь в боевой подготовке батальона оказали войсковые части, а именно авиационные дивизии, дислоцировавшиеся в Уссурийской тайге. Они не только снабжали ополченцев оружием и боеприпасами для учебных целей, но и организовывали со своих самолетов выброску учебных парашютных десантов, а также помогли отыскать и оборудовать в тайге взлетно-посадочные площадки для приема и выпуска самолетов.

С авиационными дивизиями 9-й воздушной армии ополченцы жили дружно, и это помогло им подготовить истребительный батальон и будущее партизанское соединение с его базами, аэродромами и другим хозяйством.

Партизанское движение

Хотя в задачу истребительного батальона входила борьба с вражескими парашютными десантами, однако с первых дней его существования перед командованием была поставлена задача готовить батальон к развертыванию в партизанское соединение в случае вторжения японской армии в пределы Дальнего Востока. 

Задача эта была нелегкой. И дело было несколько сложнее, чем формирование истребительного батальона. Во-первых, нужно было произвести строгий индивидуальный отбор будущих партизан. После утверждения на бюро Яковлевского райкома партии командиров и комиссаров партизанских отрядов примерно в августе-сентябре 1941 г. на заводе были организованы три партизанских отряда.

При  подготовке статьи использованы материалы и фото из фондов музея.

«Прогресс Приморья», № 30 (344) от 06.08.2015 г.

Татьяна Болотникова, заведующая Музеем истории и трудовой славы ПАО ААК «Прогресс»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно