Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Профессия будущего

Сегодня ни одно машиностроительное предприятие не обходится без современных станков с числовым программным управлением, а еще 40 лет назад это было в диковинку. Необычное, странное устройство с кнопками в то время вселяло страх и непонимание. Да и слово "компьютер" не все знали. Шагая в ногу со временем, человек не только освоил программирование и сложные машины, но и вышел на просторы Интернета.

Молодой ученик токаря Анатолий Никитенко, пройдя заводскую проходную 4 июля 1962 года, даже не представлял себе, что когда-то овладеет профессий наладчика станков с числовым программным управлением — профессией будущего.

Анатолий Георгиевич Никитенко родился в городе Орёл 19 марта 1946 года. Отец Анатолия работал в главном управлении шоссейных дорог и был направлен после войны на восстановление автомобильных дорог на Дальний Восток. В 1948 году семья переехала в Арсеньев.

Как и все мальчишки того времени, Анатолий мечтал о светлом будущем, учился в школе, занимался спортом. Получил второй юношеский разряд по лыжам. В 1962 году решил пойти работать на завод.

"Учебу я прервал и хотел, как вся городская молодежь, работать на заводе, — начал свой рассказ Анатолий Георгиевич. — Пришел в шасси-механический цех, где начальником был Николай Семенович Зятина, 16-летним мальчишкой. Мне очень запомнилось его внимание, его индивидуальный подход к каждому новичку. Он со мной побеседовал, рассказал об истории цеха и настоял на том, что надо продолжать учиться".

Выполняя наказ начальника цеха, Анатолий пошел учиться в вечернюю школу, продолжая осваивать рабочую специальность токаря.

"Первым моим мастером был Виктор Григорьевич Радченко, — продолжает ветеран. — Потом его сменил Петр Платонович Лугинец. На протяжении всей моей трудовой деятельности не раз меня с ним сводила судьба, мы очень часто соприкасались по рабочим вопросам.

В то время в основном шло изготовление деталей на Ан-14 и Як-52. Я попал к наставнику токарю Михаилу Ивановичу Вакилову. Около недели я провел рядом с ним. Присматривался, учился, интересовался. А тут как раз освободился соседний станок, и я начал самостоятельно осваивать новую для меня работу. Первое время обращался к наставнику, но он быстро поставил меня на место, так как у него была своя работа. В качестве образцов он для меня заточил несколько видов резцов, и дальше я сам должен был работать. Через 4 месяца мне присвоили 1 разряд. И так дальше, год за годом, я повышал свою квалификацию и дошел до высшего — шестого — разряда".

Параллельно с выпуском авиационной техники гражданского и спортивного назначения в 1963 году на заводе началось мощное строительство. Одним из основных объектов строительства было четырехэтажное здание заводоуправления и проходная. Одновременно с этим возводились производственные корпуса, имеющиеся сегодня на "Прогрессе".

Отслужив в рядах Советской Армии, Анатолий Григорьевич вернулся домой.

"В 1968 году, сразу после демобилизации, прогуливаясь по улице, я случайно встретился с Петром Платоновичем, который меня обязал на следующий день выйти на работу в цех. Он уже на тот момент был начальником цеха. Я пришел на завод, в свой цех. А тут столько нового! Помимо того что идет повсеместное строительство по всей территории завода, еще приступили к освоению новой боевой техники — вертолета Ми-24. Работы было очень много, приходилось заниматься внедрением, многие детали делали с учетом конструктивных изменений", — вспоминает Анатолий Григорьевич.

Техническое развитие предприятий страны шло большими темпами. Повсеместно внедрялось новое современное оборудование. Широкое внедрение в машиностроение станков с программным управлением поставило задачу подготовки квалифицированного персонала, участвующего в создании, освоении и обслуживании этой сложной техники.

В 1974 году с приходом новых станков с ЧПУ Анатолию Григорьевичу предложили освоить новую специальность наладчика станков с числовым программным управлением. На тот момент он учился на вечернем отделении в Приморском авиационном техникуме по специальности "обработка металлорезанием", где познавал первые азы этой профессии.

Первые станки с ЧПУ под названием "АТПР" на "Прогресс" поставлял Савеловский машиностроительный завод. В сложном техническом процессе по изготовлению деталей на этих станках принимали участие конструкторы, технологи, программисты, наладчики станков, операторы, специалисты ремонтных служб. У истоков написания программ и освоения нового оборудования стояли технологи Алла Колинко и Владимир Панин. Из обслуживающего персонала — Владимир Фальковский и Борис Марусик. Это имена первых в истории завода работников, которые начинали ремонт и обслуживание новых станков.

Следует подчеркнуть особую роль наладчиков. Освоение нового станка с программным управлением и настройка его на обработку детали требовали от наладчика широкого круга знаний в различных областях техники. Его эрудиция в теоретических вопросах должна была сочетаться с умением решать практические задачи по настройке станка. Работа заключалась в том, чтобы выявлять недочеты в управляющих программах и корректировать их, добиваясь при минимальных затратах времени наилучших результатов по производительности, точности обработки и расходу режущих инструментов. Особая ответственность лежала на наладчике в тех случаях, когда возникали неисправности в работе станка. Наладчик должен был в кратчайшие сроки отыскать причину неисправности и принять меры к ее устранению, зачастую своими силами. Эти требования актуальны сегодня, как и 40 лет назад.

Из воспоминаний Анатолия Григорьевича: "Сначала было три станка, потом больше. Позже стали поступать другие модификации. Это были станки нового поколения.

Очень кропотливым и трудоемким было написание программы на первые станки. Программу на перфоленте набирали дыроколами. Это очень сложный процесс. Каждая дырочка обозначала определенную букву.

Потом приходилось на других станках работать, которые со временем усложнялись, например, АТПР-800, на котором делали крупногабаритные детали, которые не выполнишь на токарном станке. Номенклатура деталей была большая — начиная от шпилек и заканчивая титановыми деталями.

Сейчас я удивляюсь: как далеко вперед за 40 лет ушел "Прогресс"! Пару лет назад я побывал в цехе программного управления, где стоят большие импортные станки. А это, как говорится, "две большие разницы". Старых станков с ЧПУ я так и не нашел".

Анатолий Григорьевич со временем приобрел богатейший опыт работы в качестве наладчика станков с ЧПУ. Он умел не только читать текст управляющей программы по перфоленте, но и хорошо разбирался в сопроводительной технологической документации, знал управление большинством моделей станков определенного типа, умел пользоваться чертежами и схемами механических, электрических и электронных устройств, знал методы и приемы технического обслуживания, гарантирующие надежность станков. От его работы и умения в значительной степени зависела производительность и качество обработки сложных деталей для боевых машин и спецтехники, а также надежность работы оборудования.

Будучи директором Арсеньевского машиностроительного предприятия, Николай Иванович Сазыкин был человеком активным и любознательным. Ему всегда и до всего было дело. И чтобы быть в курсе всех производственных вопросов, он раз в неделю делал обход по цехам, знал все о каждом производственном участке. А с 1974 года, когда на предприятии внедрили программные станки, он часто посещал и этот участок. Интересовался, кто и как работает, как идет внедрение, каково обеспечение инструментом. Вникал во все нюансы производства и помогал снабжением. "Например, скажем ему, что задержка произошла с инструментом или нет резцов, — рассказывает опытный наладчик Анатолий Георгиевич, — в понедельник утром везут резцы. Много тогда девчат из техникума проходили практику на программных станках, так он всегда интересовался, не обижают ли их, каков режим работы".

На протяжении своей трудовой деятельности Анатолий Никитенко занимался общественной работой. Был активным членом комсомольского бюро, восемь лет состоял в заводском комитете (в бытовой комиссии), председателем которого в то время как раз являлся Петр Платонович Лугинец. Тогда в бытовую комиссию вопросов поступало немало, причем вопросов разного характера. "Ведь тогда никаких раздевалок и бытовых комнат и в помине не было, — сетует Анатолий Григорьевич. — Раздевались прямо возле станков. Тут же и обедали. Пол в цехе был асфальтированный, а когда попадала горячая стружка, шла гарь. Запах стоял тяжелый, удушливый. Условия работы в цехах были тяжелые, а работали и в две, а то и в три смены, бывало, и до утра приходилось оставаться. Наверное, поэтому в обеденный перерыв вся молодежь была на волейбольных и футбольных полях. Возле каждого цеха располагались спортивные площадки".

За вклад в авиационную промышленность, за добросовестный труд Анатолий Георгиевич неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями. Имеет 4 знака "Победитель социалистического соревнования". В 1971 году был награжден медалью "За трудовое отличие", которую в торжественной обстановке в клубе "Восток" вручал первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС (1969-1984) Виктор Павлович Ломакин.

За освоение и внедрение новых производственных процессов с применением станков с ЧПУ в 1977 году Анатолий Георгиевич удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Дважды его портрет размещался на городской Доске почета, а также на Доске почета цеха. Ему присвоено почетное звание "Ветеран труда".

Отработав без малого 40 лет на авиационном предприятии, в 2002 году по состоянию здоровья он был вынужден уйти на заслуженный отдых.

Отметив свой 70-летний юбилей, Анатолий Георгиевич по-прежнему оптимистичен и бодр. Сейчас он увлечён дачей. По мере своих сил уделяет внимание троим любимым внукам, которые живут в столице Приморья.

Так сложилось, что единственный сын Анатолия Георгиевича не унаследовал профессию отца и не продолжил династию Никитенко на "Прогрессе", он работает и живет во Владивостоке вместе с семьёй.

В заключение Анатолий Георгиевич добавил: "Не хотел бы я другой судьбы. Я работал на "Прогрессе" и горжусь этим!"

«Прогресс Приморья», № 23 (387) от 07.07.2016 г.

Анжела Алексеенко, фото автора

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно