Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
18 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

На лесозаготовках

В конце августа 1937 года директор Спасского цементного завода получил письмо с таким текстом: "На вверенном Вам заводе работает десятником т. Кузнецов П.И. по специальности рамщик лесопиления. Управление строительством села Семёновка просит временно направить его для оказания помощи в освоении лесопиления на вновь выстроенном лесозаводе".

— Откуда вас знают на строительстве? — задал вопрос директор.

— Там меня не знают, — ответил Пётр Иванович Кузнецов, — может быть, рекомендовали товарищи с нашего завода? Ведь туда на постоянную работу переехали многие.

Директор помолчал с минуту и потом задумчиво произнес:

— Да, строительство там большое. И трудно там. Им нужно помочь. Собирайтесь на три месяца в командировку.

Пётр Иванович Кузнецов вышел из кабинета директора, и мысли его раздвоились. "Здесь у тебя приличный оклад, хорошая квартира, что еще нужно?" — говорил один голос. Второй возражал: "Там началось строительство нового большого предприятия, нуждаются в твоей специальности, видно, не хорошая, не вольготная жизнь заставила руководство обратиться за помощью. Трудно там, конечно, а как чувствуют себя люди, приехавшие на строительство раньше тебя?" После долгих раздумий он решил оставить цемзавод навсегда и переехать в Семёновку.

Так 3 сентября 1937 года Пётр Иванович начал работать на строительстве. Первая трудность — квартира. В домах колхозников не устроиться: они переполнены до отказа. Два палаточных городка тоже заполнены строителями и их семьями. Приехавшие без семей просить места в палатках не решались. И тогда Пётр Иванович вместе с пилоправом Я.Д. Симутенко и другими (всего шесть человек) решили приспособить для жилья конюшню одного колхозника, понявшего их положение. Но прежде чем поселиться в ней, пришлось вывезти несколько десятков возов навоза.

Итак, квартирная проблема решена. Вторая, не менее важная, — питание. Столовых и пекарен в Семёновке в то время еще не было. Хлеб выпекали колхозницы в русских печах и не успевали удовлетворять потребности рабочих. Многие брали свой паек мукой и готовили из нее кто что мог. Но хочется отметить характерную деталь: строители со своими семьями, встретившись здесь с очень большими трудностями, духом не пали. Каждый понимал, что все это — временно, придет пора, когда многое останется позади.

В ту пору руководители строительства вместе с общественными организациями разработали план и график ввода жилья в эксплуатацию с жесткими сроками. Не снижались темпы строительства и основных объектов завода. Кроме того, чтобы разрешить жилищную проблему, желающим рабочим предложили индивидуальное строительство. Так что потребность в пиломатериалах за короткий срок возросла в несколько раз. Лесозавод перевели на работу в две смены с десятичасовым рабочим днем. Начальником первой смены был назначен А.П. Соколов, руководство второй поручили Петру Ивановичу Кузнецову.

Распиловка древесины наращивалась постепенно, и через пару недель каждая смена распускала с обрезкой по 150-160 кубометров бревен. Однако и это количество пиловочника не удовлетворяло всех потребностей. Со строительных участков стали поступать тревожные сигналы о простоях из-за нехватки пиломатериала. Каждый работник лесозавода отлично понимал, что значит задерживать ход строительства жилья: приближалась холодная пора, а люди в палатках. Но и рисковать было опасно, так как проектная мощность пилорам была уже перекрыта.

Решили узнать мнение коллектива. На объединенном собрании обеих смен на обсуждение рабочих было поставлено требование строительных участков об увеличении распиловки древесины. Все признали, что требование правильное, справедливое и что нужно увеличивать. Стали подсчитывать свои возможности. Учитывали всё: и расстановку людей, и подготовку механизмов, и запасы кругляка. На бумаге выходило гладко. Вроде удалось найти самый выгодный вариант, который теперь предстояло проверить на деле.

Смены заключили договор соревнования за максимальную выработку. Результаты сразу дали о себе знать — на третий день производительность подскочила до ста восьмидесяти кубометров. Социалистическое соревнование захлестнуло не только основных рабочих, но зажгло горячий интерес и у вспомогательных. Каждый стремился не допустить простоя пилорам.

Соревнуясь между собой, смены достигли выработки по двести кубометров каждая. Этого количества пиловочника стало хватать всем, нарекания прекратились. С гордостью Пётр Иванович вспоминал людей, с которыми ему пришлось тогда работать. Это рамщики Василий Косых и Яков Стороженко. Им удавалось подавать бревна так, что между их торцами совсем не было разрывов. У механика лесозавода Михаила Пуховского и слесарей А.М. Фомичева, братьев Стороженко все агрегаты всегда находились в полной исправности. Неутомимыми и энергичными работниками были П.М. Бондаренко и Т.М. Калугин, С.П. Лухин и П.У. Лазутин, И.В. Родионов и И. Шашков. В дожди и в снег, порой мокрые до нитки или с ног до головы облепленные снегом, не имея механизмов, они вручную загружали вагонетки кругляком и подавали их на распиловку.

В начале 1938 года лесозавод и столярная мастерская объединились, получив наименование "Деревообрабатывающий комбинат" (ДОК). Начальником этого подразделения назначили П.М. Лизавенко. С квартирами было по-прежнему туго. Палаточные городки не разгружались. Жили в них и работники ДОКа. По инициативе П.М. Лизавенко выросший коллектив взялся строить два жилых барака. В неурочное время и в выходные дни бараки выстроили за два с половиной месяца, пятьдесят четыре семьи получили квартиры.

«Прогресс Приморья», № 29 (393) от 18.08.2016 г.

Подготовила Татьяна Болотникова, фото из фондов Музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно