Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Я выбрала Дальний Восток

13 октября 2015 года коллектив центрально-испытательного цеха отметил свой 50-летний юбилей.

И в преддверии 80-летия ПАО ААК "ПРОГРЕСС", вспоминая ветеранов, нельзя не отметить заслуги перед авиационной промышленностью и вклад, который внесла в оборону нашей страны ветеран цеха Екатерина Михайловна Гривцова.

Родилась она в Кемеровской области в деревне Соломино в крестьянской многодетной семье. Двенадцатая — последняя и самая любимая. Родители были людьми неграмотными, но, несмотря на это, очень порядочными и воспитанными. В семье всегда царили мир и покой. Дети были окружены любовью и заботой.

Благодаря этому почти все дети получили либо высшее образование, либо, окончив училище или техникум, выбрали свою дорогу в жизни.

После окончания школы по приглашению старшего брата, который был студентом третьего курса Томского политехнического института, Екатерина отправилась для начала посмотреть большой город. Попав на подготовительные курсы, она твердо решила поступить в институт.

"Первые полтора года я училась и работала в "Томкабеле", в испытательном цехе, — начала знакомство Екатерина Михайловна. — Даже получила разряд. Это была обязательная работа на первых курсах учебы. Все студенты института работали на разных предприятиях города. Учебный процесс подстраивался под работу. Нам приходилось работать и в дневную, и в ночную смены. Мало кто выдерживал такой темп жизни. Из 30 поступивших осталось 11 человек. Нас объединили с другой группой, и мы продолжили учиться. За пять лет учебы мы настолько сдружились, что до сих пор поддерживаем отношения и встречаемся".

Придя в 1964 году на завод молодым специалистом после окончания Томского политехнического института, она устроилась в отдел главного технолога в группу проектировки стендов для испытаний узлов и агрегатов и изделия в целом.

"Я сама выбрала Дальний Восток и приехала в город Арсеньев на авиационный завод по распределению на преддипломную практику, так как подумала, что на запад я всегда успею съездить, а на восток страны специально вряд ли поеду. И с удовольствием поехала посмотреть на таёжный край. А после защиты дипломной работы вернулась. Несмотря на то что в моей специальности нет ничего авиационного, многие изучаемые на теплоэнергетическом факультете дисциплины (по автоматизации тепловых и производственных процессов) мне очень пригодились и помогли в дальнейшей работе. В центрально-испытательном цехе тогда применялись гидропневмотопливные системы. Это было все похоже на оборудование на теплоцентралях, только маленькое и компактное. Приходилось немного доучиваться на ходу при помощи литературы из заводской библиотеки", — вспоминает она.

"Цех был организован на базе лаборатории статических и динамических испытаний в 1965 году. Инициатором и организатором создания лаборатории статических и динамических испытаний был главный инженер завода Талгат Фатыхович Сейфи в период начала освоения производства самолета Як-18. Центрально-испытательный цех объединил ряд испытательных участков и лабораторий, существовавших на тот момент в подразделениях предприятия. Коллектив цеха участвует в выполнении производственной программы и обеспечивает цеха основного производства готовыми испытанными агрегатами после их проверки и испытаний", — такую характеристику цеху дал в своей книге Николай Рыбак.

Первым руководителем цеха в 1965 году стал Владимир Иванович Лукьянов. Почти с самых первых дней основания цеха работала Екатерина Михайловна Гривцова.

 "980 атмосфер для стенда, 725 атмосфер на герметичность и 900 на прочность, 2000 — на разрыв" — только им, специалистам-испытателям, понятна эта терминология. И чтобы постичь эту науку, надо потратить годы, пройти школу жизни и приобрести колоссальный опыт, для того чтобы боевая машина не подвела в самый ответственный момент.

На сегодняшний день цех является универсальным испытательным подразделением не только авиапредприятия "Прогресс", но и всего Дальнего Востока. Цех в состоянии обеспечить все виды испытаний, требуемых для оценки качества и надежности агрегатов авиационной и ракетной техники, благодаря приобретенному оборудованию и изготовленному своими силами. А всего каких-то 50 лет назад все приходилось создавать методом проб и экспериментов.

"Мы проектировали холодную гонку двигателя — это был самый сложный техпроцесс. Самостоятельное производство двигателей на специзделие — это некая новая эпоха для нашего предприятия. Раньше мы такого не делали, а благодаря поставщикам, которые запросили баснословную сумму за поставку двигателей, мы освоили сами этот процесс, и у нас неплохо получилось. Я лично проектировала стенд в цехе окончательной сборки и испытаний для работ, связанных с этим процессом. Специалистов в этой области на заводе практически не было, и мы работали самостоятельно. Нам некому было подсказать и нас проверить. Вся ответственность выпуска двигателей лежала на нас. Я нашла единомышленника и помощника — инженера-испытателя в том же цехе, который мне очень помогал в новых проектах", — вспоминает Екатерина Михайловна.

Почти тридцать лет она руководила конструкторско-технологическим бюро — с 1970 по 1998 годы. У неё в подчинении было 7 конструкторов, электрики, механики, технологи по лаборатории ЛСДИ, по ГПТЛ, по ЛРТИ, которые писали технологии и инструкции по входному контролю комплектующих изделий. В разные годы бюро включало от 10 до 14 человек. Через руки Екатерины Михайловны прошла каждая инструкция, каждый документ.

"Наше техбюро поменяло место расположения раз девять, — рассказывает бывший начальник бюро. — Какое-то время мы располагались в одной из бытовок в цехе окончательной сборки. А Николай Иванович Сазыкин часто посещал этот цех, да и не только его. Он лично контролировал все основное производство. Его можно было увидеть в любое время суток в любом месте. И вот однажды утром он в цехе устроил разнос, и начальству цеха окончательной сборки был сделан выговор за отставание от графика".

На тот момент коллектив центрально-испытательного цеха возглавлял Геннадий Михайлович Иванов. Коллектив был сплоченный, работоспособный. Начальников цеха сменилось очень много, а неизменным заместителем начальника по подготовке производства оставался Михаил Федорович Войдилов.

"Сотрудники цеха уважали и почитали Михаила Федоровича. Мы с ним проработали вместе 36 лет. А когда я собралась на пенсию, он меня еще просил остаться поработать. Это был замечательный человек. Всегда поможет, подскажет и поддержит в трудную минуту", — вспоминает добрым словом своего коллегу Екатерина Михайловна.

В сложный для предприятия период с завода стали уходить грамотные специалисты. Люди стали искать рабочие места в городе. Стенды простаивали, и никто не знал, как их включать и как использовать. Тогда за советом и помощью обращались к Екатерине Михайловне Гривцовой.

"Мне приходилось бегать в цех окончательной сборки и испытаний, показывать новому работнику, как работает испытательный стенд, — продолжает ветеран предприятия. — У меня была очень интересная и любопытная профессия. Каждый день — это познание нового. Новый день привносил новые изменения в испытательные стенды, или, того лучше, — создание стенда с нулевого цикла. Я знала работу всех стендов, существующих в цехе. И уже могла спрогнозировать последующую работу: что могло пойти на существующих стендах, а каким требовалась доработка под определенную работу".

Уходя на заслуженный отдых, она оставила после себя достойную смену. Воспитала и подготовила за три года нового начальника конструкторско-технологического бюро Вадима Колганова. Это внимательный, грамотный, трудолюбивый специалист.

В 2001 году Екатерина Михайловна Гривцова ушла на заслуженный отдых. Её созидательный труд в авиационной промышленности отмечен почетными грамотами и благодарностями.

Прямая, искренняя, очаровательная женщина, на долю которой выпали тяжелые испытания судьбы. Живой ум, сообразительность, решительность и самоуверенность позволили ей сделать достойную карьеру и внести свой вклад в производство сложнейшей авиационной техники. Душевная, добрая и отзывчивая, Екатерина Михайловна оставила после себя теплые воспоминания у коллег.

По примеру семьи, в которой выросла Екатерина Михайловна, она создала свою семью. Теплые взаимоотношения, понимание и уважение были между супругами. Верный спутник жизни Екатерины Михайловны много лет проработал на машиностроительном предприятии "Аскольд" в отделе кадров, позже был заместителем начальника социально-бытовой службы.

В любви и согласии они вырастили и воспитали троих детей. К сожалению, не так давно Екатерина Михайловна овдовела, и дети стали ее единственной надеждой и опорой.

Дочери имеют свои семьи и успешную работу. У старшей дочери Веры свой маленький бизнес, Татьяна работает экономистом.

"У меня три внука, — с гордостью рассказывает Екатерина Михайловна. — И все они работают на заводе "Прогресс". Старшие ребята Юрий и Евгений Смирновы работают в отделе материально-технического снабжения. Евгений — начальник бюро неметаллов. Младший внук Антон Богомолов работает мастером в агрегатно-сборочном цехе. Все ребята имеют высшее образование".

Сегодня наша героиня живет активной жизнью. Вместе с сыном Дмитрием они занимаются дачей, путешествуют, отдыхают на море. По приглашению институтских друзей побывали на Байкале, на Телецком озере, в Москве. На следующий год планируют съездить в Санкт-Петербург.

«Прогресс Приморья», № 31 (395) от 01.09.2016 г.

Анжела Алексеенко, фото автора

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно