Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Память об ушедшем друге

Владимир Григорьевич Бондаренко был почитаемым и уважаемым человеком. На протяжении шести последних лет он занимал должность председателя Совета мастеров Арсеньевской авиационной компании "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, а также являлся членом президиума Совета ветеранов предприятия.

За время работы на "Прогрессе" Владимир Григорьевич зарекомендовал себя как человек с высоким чувством ответственности и большой любви к труду. Какую бы должность он ни занимал на предприятии за свою многолетнюю трудовую историю, всегда подходил к ней со всей серьёзностью, поэтому его труд всегда был результативен, а вклад, внесённый в развитие родного предприятия, неоценим.

Для Владимира Григорьевича главным всегда оставалось предприятие и люди, которые здесь работали. Он никогда ничего для себя не просил, но делал все для людей. В этом мудром человеке сочетались строгие моральные принципы и мягкость человеческой души, твердость характера и умение понять и войти в положение человека. Владимир Григорьевич всегда с уважением относился к людям, с которыми работал, вне зависимости от занимаемой ими должности. Именно эти качества притягивали к нему окружающих — у Владимира Григорьевича всегда было много верных товарищей, которые трепетно хранят память об ушедшем друге.

"Владимир Григорьевич был ответственным, воспитанным и выдержанным человеком нравственно высокого уровня. Общение с ним всегда было приятным и вдохновляющим. Это был человек внимательный, умеющий выслушать и способный трезво оценить любую ситуацию. Он  никогда не повышал голос, никогда не жаловался и не хвастался, а молча решал любые проблемы", — рассказывает заместитель начальника сборочного производства Александр Яковлевич Захарьящев.

"Владимир Григорьевич был очень порядочным человеком. И эта нотка порядочности красной нитью проходила по всей его жизни. Он всегда с большой любовью и глубоким уважением относился к своей супруге Галине Григорьевне, искренне гордился своей работой и семьёй, особенно достижениями детей и внуков. Помню, он так радовался, когда его внук окончил школу с золотой медалью, когда стал студентом ДВФУ, когда впервые переступил порог родного завода этим летом, когда проходил практику. Владимир Григорьевич искренне гордился своим трудовым коллективом, радовался каждой выпущенной машине. Таких людей, как он, остается меньше и меньше, и это очень печально", — добавляет Татьяна Анатольевна Деева, которая сегодня с большим трепетом продолжает большое дело, начатое Владимиром Григорьевичем шесть лет назад.

Владимир Григорьевич приехал в город Арсеньев 19 августа 1969 года, сразу после окончания Комсомольского-на-Амуре политехнического института, где он получил диплом инженера-механика самолетостроения. По прибытии в город он устроился мастером на группу в заготовительно-штамповочный цех машиностроительного завода "Прогресс". В то время на предприятии началось освоение боевого вертолета Ми-24. Авиастроители прикладывали все свои усилия к изготовлению абсолютно новой машины, вместе с тем они занимались производством ракетной техники и самолётов Як-50.

В это сложное, но славное для предприятия время молодой специалист проявил себя не только как хороший работник, но и как яркий лидер, способный вести людей за собой. Он был комсомольским пропагандистом, капитаном команды цеха на военизированном слете, за что ему присвоили серебряный знак ЦК ВЛКСМ "Молодой гвардеец пятилетки". Спустя совсем немного времени его кандидатура была предложена на должность секретаря Комитета комсомола предприятия.

Для того чтобы возглавить комсомольскую организацию "Прогресса", Владимир Григорьевич был направлен на обучение в зональную Школу по подготовке кадров комсомольского актива, которая располагалась в городе Владивостоке. Но сразу после обучения он был призван в ряды Советской Армии, где выступил в роли секретаря комсомольской организации батальона, а затем и полка. Там же его приняли в Коммунистическую партию. Владимиру Григорьевичу тогда было 26 лет.

После армии Владимир Григорьевич вернулся на завод, обратно в родной заготовительно-штамповочный цех. Добросовестный и упорный работник быстро двигался вверх по карьерной лестнице. Он был назначен старшим мастером, начальником техбюро, заместителем начальника цеха по подготовке производства, а затем и заместителем начальника цеха. Владимир Григорьевич стойко переносил все трудности и никогда не хвалился своими достижениями. Он просто добросовестно выполнял работу, которую искренне любил.

Вскоре, в 1973 году, Владимиру Григорьевичу поступило предложение стать заместителем секретаря партийного комитета завода по организационной партийной работе. В то время на заводе было очень сильно развито идеологическое воспитание и пропагандистская работа. Для этого здесь функционировала сильнейшая партийная организация, которая насчитывала почти полторы тысячи коммунистов. Совместными усилиями с секретарем парткома завода, которым в то время был избран Юрий Яковлевич Немчинов, они уверенно вели за собой многотысячный трудовой коллектив к успешному выполнению государственного оборонного заказа. Во многом благодаря их работе в то время выпуск вертолета Ми-24 увеличился до 15 машин в месяц.

"С Владимиром Григорьевичем я начал плотно работать ближе к середине 70-х годов и вплоть до середины 80-х, когда идеологический уровень в стране, и особенно на предприятии, был на очень высоком уровне. Тогда КПСС занималась как идеологическим, так и нравственным воспитанием в первую очередь молодёжи и населения в целом. Я никогда не видел насильственных действий со стороны наших идеологов и парткома по отношению к трудовому коллективу и каждой личности в отдельности. В силу того что я тоже был одним из ведущих пропагандистов, с Владимиром Григорьевичем у нас были очень душевные отношения по работе с кадрами в целом и каждой личностью в отдельности", — вспоминает заместитель начальника сборочного производства Александр Яковлевич Захарьящев.

За день Владимиру Григорьевичу приходилось решать очень много вопросов заводчан, в том числе и личного характера. Кому-то была нужна квартира, кому-то — дрова, а кого-то вызвали на дисциплинарную комиссию. Владимир Григорьевич также организовывал сотрудников предприятия на помощь сельскому хозяйству по заготовке продукции: на уборку картофеля, сена, ремонт и подготовку техники.

Сам Владимир Григорьевич с юных лет был большим любителем активного отдыха и общения с природой. С большим удовольствием в свободное от работы время он занимался лыжами, рыбалкой и бегом на длинные дистанции. Он также был очень активным спортивным болельщиком. На заводе в те времена была даже своя ассоциация болельщиков, и здесь же, на заводе, регулярно проводились спортивные баталии по футболу и хоккею с мячом.

В 1975 году Владимир Григорьевич стал депутатом городского Совета и на протяжении последующих 28 лет не покидал этого поста, вплоть до 2003 года. Таким образом, он стал помогать не только заводчанам, но и по наказам избирателей решать городские проблемы.

В 1978 году, когда на заводе началось освоение нового сложного изделия — противокорабельной ракеты 3М-80, Владимир Григорьевич был назначен на пост секретаря парткома, который он занимал до 1982 года. Затем Владимир Григорьевич начал работать заместителем генерального директора по кадрам и воспитательной работе. В его сферу деятельности входило трудоустройство и подбор персонала. Тогда на предприятие по распределению приезжали молодые специалисты из Харьковского, Московского и других авиационных институтов страны. В общей сложности — до 120 инженеров в год.

"Я пришёл на "Прогресс" 23 августа 1988 года. В то время всех молодых специалистов встречал лично Владимир Григорьевич Бондаренко и предлагал им места работы. Благодаря Владимиру Григорьевичу я получил должность мастера, а уже спустя два года — квартиру. В декабре 1992 года Владимиру Григорьевичу доверили организацию нового цеха крупногабаритной стапельной оснастки, и он предложил мне должность замначальника цеха по подготовке производства в новом организованном подразделении. Так я и начал работать под его непосредственным руководством. Вместе мы не только трудились, но и рыбачили, ходили в лес за шишками. С 1995 года наши пути на предприятии разошлись, но мы продолжали поддерживать дружеские отношения, нередко совместно проводили выходные", — предаётся воспоминаниям главный технолог Андрей Савельевич Ярцев.

В 1993 году, когда производство было необходимо поднимать после времен застоя, Владимир Григорьевич был назначен на должность начальника заготовительно-штамповочного производства.

"Мы всегда находили с Владимиром Григорьевичем общий язык по всем вопросам, которые возникали в производстве и в целом на предприятии. Он очень доброжелательно относился к проблемам каждого обратившегося человека, особенно если к нему обращались руководители производства. Дело и личность человека — вот что было для него самым главным. Он никогда не давал человека в обиду, всегда беспокоился о его нравственном положении, помогал в решении любых проблем — от рабочих до бытовых и семейных", — рассказывает заместитель начальника сборочного производства Александр Яковлевич Захарьящев.

Владимир Григорьевич не оставлял без внимания своих друзей даже после их ухода из жизни. Именно он возглавил инициативную группу предприятия, которая занималась разработкой, частичным изготовлением и установкой нового гранитного мемориального комплекса для его друга Виктора Ивановича Манойленко, который занимал пост директора завода с 1986 по 1995 годы, взамен старому.

В 1997 году Владимир Григорьевич стал председателем Совета директоров завода и оставался им на протяжении трех лет. А в 2004 году, с приходом новой управленческой команды, он  стал директором по социальным вопросам. И снова перед Владимиром Григорьевичем встали новые трудности — у завода не хватало средств на содержание своих социально-культурных учреждений: общежитий, поликлиники и профилактория. Появились даже предложения передать эти объекты городу. Но Владимир Григорьевич не мог этого позволить, и вместе с генеральным директором Юрием Петровичем Денисенко они приложили все усилия, чтобы эти объекты сохранить за заводом. И сохранили. Вместе с тем Владимир Григорьевич занимался наделом земли под огороды, старался найти для заводчан более дешёвые уголь и древесину.

"Когда я узнал Владимира Григорьевича, он уже был человеком состоявшимся, авторитетным и очень уважаемым. Я тогда работал начальником ПДБ в механосборочном цехе и решил, что пришла пора уходить из-под родительского крыла. Я ещё не был расписан со своей супругой, поэтому мне отказывались предоставить комнату, а предлагали койко-место. И тогда бывший начальник цеха Сергей Алексеевич Пертин привел меня на "Доброе утро" с заявлением и ходатайством для Владимира Григорьевича Бондаренко, попросил помочь как молодому и перспективному специалисту. В тот же день он принял меня у себя в кабинете, внимательно выслушал, удостоверился, что мы с будущей супругой планируем детей, и тогда подписал заявление. И не просто подписал, а обязал предоставить самую большую комнату в 18 метров для будущей молодой семьи", — вспоминает начальник механического цеха Денис Михайлович Кармышаев.

В 2007 году мастера и механики авиакомпании обратились с коллективным письмом к генеральному директору Юрию Петровичу Денисенко и бывшему председателю первичной профсоюзной организации предприятия Юрию Степанович Климовичу. В этом письме мастера и механики утверждали, что на предприятии сложилась производственная необходимость восстановления работы Совета мастеров, который впервые был создан на "Прогрессе" в октябре 1977 года и закончил своё существование в девяностые годы. Всего под этим письмом подписались 53 мастера и механика практически всех цехов.

Юрий Петрович Денисенко согласился с необходимостью создания Совета мастеров, и в апреле 2010 года состоялась учредительная конференция, на которой был избран Совет мастеров и его председатель. Возглавить новый Совет было поручено Владимиру Григорьевичу Бондаренко, который незадолго до этого события был назначен заместителем директора по производству. В этот значимый год, когда на "Прогрессе" нарастающим потоком шло производство нового боевого разведывательно-ударного вертолёта Ка-52 "Аллигатор", на предприятие стали активно привлекать молодых специалистов из центра Сибири и запада нашей страны. И именно Владимир Григорьевич стал основоположником идеи создания более комфортабельных условий для приезжих сотрудников. С этой целью он организовал работу по капитальному ремонту в общежитиях.

Когда Владимир Григорьевич был председателем Совета мастеров, он всегда охватывал самые острые проблемы производства, находил контакт и с руководством, и мастерским составом. Всегда принимал оптимальные решения.
"Владимир Григорьевич всегда очень долго вынашивал каждую свою мысль, советовался с людьми и принимал взвешенное решение. Оттого и ошибок у него никогда не было", — уверен начальник отдела внешнеэкономической деятельности Виктор Иванович Аладин.

"Владимир Григорьевич никогда не повышал голоса. Даже сели ты где-то припоздаешь или что-то забудешь. Он всегда говорил спокойно, без повышения тона, без лишних эмоций. Как сейчас помню эту фразу: "Нет от вас отчета!". От одной этой фразы тебе становится стыдно, и ты уже понимаешь, что этого человека подвести нельзя", — заключил начальник механического цеха Денис Михайлович Кармышаев.

За последние шесть лет под руководством Владимира Григорьевича многое было сделано и внедрено, вновь организованные рабочие места мастеров были оснащены персональными компьютерами и оргтехникой. Также были созданы новые методы мотивации, способные заинтересовать мастера в работе, — это классность, соревнования на звание "Лучший мастер завода", премиальный ежемесячный фонд мастера для поощрения рабочих.

"Что касается мастеров, то все проблемы Владимир Григорьевич решал настолько быстро, что было даже невозможно успеть заметить работу Совета. Но если бы не было Совета мастеров, все эти проблемы давали бы о себе знать и значительно затрудняли бы работу", — добавил Денис Михайлович.

На заседаниях президиума Совета мастеров под руководством Владимира Григорьевича Бондаренко систематически обсуждали вопросы эффективности производства, роли мастера в выполнении производственного плана и экономических показателей, вопросы установления тарифных ставок и окладов, работы мастеров по обучению молодых рабочих. Под особым вниманием находилось состояние рационализации на производстве.

"Если Владимир Григорьевич брался за решение вопроса, то он его решал. Если он не мог его решить, то всегда подсказывал, куда можно обратиться. Он никогда не отказывал в помощи делом или советом: пообещал — значит, сделал", — подчеркивает начальник цеха изготовления заготовительно-штамповочной и объёмной оснастки Николай Николаевич Ступак.

Владимир Григорьевич всегда стремился помочь всем и каждому, с большим вниманием относился ко всем мастерам и знал проблемы каждого из них. Раза два-три в месяц он посещал каждый цех предприятия, спрашивал у мастеров, чем им нужно помочь, и впоследствии обязательно помогал.

"Я пришел на завод учеником слесаря, проработал около года и перешел в мастера. Тогда я и встретился с Владимиром Григорьевичем. Нашего старшего мастера Александра Ивановича Пильника он закрепил за мной и строго сказал, чтобы он смотрел за мной, как за сыном. И вот за семь лет моей производственной работы я стал заместителем начальника цеха. К Владимиру Григорьевичу лично я обращался нечасто, но в решении тех хоть и немногочисленных, но очень серьёзных вопросов он мне оказал содействие. Благодаря его помощи мгновенно решился вопрос со спецодеждой, было пересмотрено премиальное положение, что позволило увеличить минимальную и максимальную премию мастера, и мне удалось ввести три дополнительные единицы мастеров. Владимир Григорьевич помог мне решить и мою личную проблему. Дело в том, что переход от рабочего в ИТР требует больших внутренних перемен. Но он помог мне все переосмыслить и наставил на правильный путь", — делится заместитель начальника цеха по производству Георгий Витальевич Гой.

За многолетний труд и высокий профессионализм, а также за вклад в авиационную и ракетную промышленность Владимир Григорьевич Бондаренко неоднократно был награжден знаками победителя социалистического соревнования, почетными грамотами и отмечен благодарностями. В 1981 году удостоен ордена "Знак Почета". В 1995 году его имя занесено в Книгу Почета города Арсеньева.

"Владимир Григорьевич прошёл большой путь на предприятии. И сегодня это имя знает практически весь город, потому что через него прошли многие — начиная от приема на работу и заканчивая уходом на пенсию. За время работы здесь он сменил немало очень разных должностей, но я не помню, чтобы он когда-либо не справлялся. А всё потому, что Владимир Григорьевич был очень настойчив: пока не решит вопрос — не успокоится", — заключил начальник сборочного производства Вячеслав Иванович Кащаев.

"Владимир Григорьевич — это Человек с большой буквы. И это не просто слова. Если он обещал что-то, неважно кому — рабочему, мастеру или молодому специалисту, он всегда своё обещание сдерживал. Я не помню ни одного случая, чтобы кто-то сказал, что Владимир Григорьевич своего слова не сдержал, где бы он ни работал. Скольким людям он оказал реальную помощь — невозможно пересчитать, ведь он никогда этим не хвастался. Никто не знал как, но он решал даже, казалось бы, нерешаемые проблемы", — вспоминает главный технолог Андрей Савельевич Ярцев.

Владимир Григорьевич Бондаренко внёс неоценимый вклад и в сохранение истории предприятия. Он принимал самое активное участие в подготовке книги к юбилею ПАО ААК "ПРОГРЕСС": помогал и с выбором фотографий, и с организацией интервью с интересными людьми и ветеранами предприятия. Владимир Григорьевич хорошо знал практически каждого работника, очень трепетно относился к связи поколений и прикладывал все усилия, чтобы эта связь не разрывалась. Он всегда напоминал руководителям подразделений о ветеранах, настаивал, чтобы их всех обязательно поздравляли и приглашали на завод на праздники. Да и сам Владимир Григорьевич, заручившись поддержкой начальника отдела внешнеэкономической деятельности Виктора Ивановича Аладина, награждал памятными подарками всех тех мастеров, которые уходили на пенсию со стажем более 45 лет.

"Владимир Григорьевич обладал феноменальной памятью на факты, даты и лица. Он был незаменимый эксперт в этом плане. Важнее всего то, что он знал лично не только всё руководство предприятия, но и почти каждого рабочего. В этом плане он был неоценим!" — рассказывает Виктор Иванович.

Очень много воспоминаний оставил о себе Владимир Григорьевич Бондаренко. Настолько много, что для них не хватит страниц даже целой газеты. Однако важнее другое: всё то, что когда-то начал Владимир Григорьевич Бондаренко, сегодня продолжают его верные товарищи и коллеги. А значит, в стенах родного "Прогресса" остаётся частичка его души, которая не исчезнет до тех пор, пока не будут забыты те ценности, которые он прививал заводчанам на протяжении всей своей жизни. 

«Прогресс Приморья», № 44 (408) от 01.12.2016 г.

Юлия Герман

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно