Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 июня, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

К юбилею Николая Ивановича Сазыкина

. Автор - фото из фондов Музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС»

Автор фото — фото из фондов Музея истории и трудовой славы ПАО ААК «ПРОГРЕСС»

Арсеньевская авиационная компания "Прогресс", лидирующее предприятие Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, отмечает 110 лет со Дня рождения легендарного руководителя завода, Героя Социалистического труда, Почётного гражданина города Арсеньева Николая Ивановича Сазыкина.

Он родился в крестьянской семье в Баку 15 июня 1909 года. Отец плотничал, мать воспитывала детей. В 17 лет Николай Иванович переехал в город Грозный, где начал свою трудовую деятельность слесарем на заводе "Красный молот". В 1930 году перебрался в Москву и устроился сварщиком на "Электрозавод".

В 1931 году поступил в МАИ (Московский авиационный институт) и окончил его с отличием по специальности "Вооружение и оборудование самолетов", с 1936 года работал на московских предприятиях.

Потом война. После эвакуации предприятия в Алапаевск, где он уже был главным технологом завода, в 34 года он ушел на фронт. С 1943 по 1945 годы воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 66-й Краснознаменной Ордена Суворова механизированной бригады принимал участие в наступательных операциях в Польше, Восточной Пруссии, Германии. После демобилизации из рядов Советской армии по направлению наркомата авиационной промышленности 8 декабря 1945 года пришёл на завод № 116 на должность главного технолога.

На авиационном заводе в селе Семёновка полным ходом шел выпуск учебно-тренировочных самолетов УТ‑2 (1941–1948 годы). Под непосредственным руководством главного технолога был освоен и выпускался с 1946 года пассажирский шестиместный катер КС‑1. Будучи уже начальником производства, Николай Иванович контролировал выпуск Як‑18 и его модификации, освоение и выпуск планеров "Приморец" и "Пионер".

С 20 января 1959 года Николай Иванович Сазыкин был назначен директором завода. В этом же году завод изготовил первую противокорабельную ракету П‑15. Под его руководством завод превратился в одно из крупнейших авиастроительных предприятий в стране. Предприятие стало выпускать сложнейшую боевую технику.

Он стоял у истоков всех начинаний и создания новейшей авиационной гражданской и боевой техники. Более чем за 30 лет трудового стажа Николай Иванович Сазыкин "поднял" в небо не одну сотню самолетов и вертолетов. В его трудовой биографии красной нитью проходит выпуск самолета Ан‑14, что стало важной вехой в истории завода "Прогресс", его технического и организационного роста. За освоение производства самолета Ан‑14 в 1966 году более 200 работников предприятия были награждены государственными наградами, а директор завода Н. И. Сазыкин – орденом Трудового Красного Знамени.

В 1970 году новый этап в истории завода – выпуск винтокрылых машин. Боевой вертолет Ми‑24, аэросани Се‑2 и Ка‑30, одноместный спортивно-пилотажный самолет Як‑50, противокорабельные ракеты, ряд товаров народного потребления и другую продукцию выпускало Арсеньевское авиационное предприятие под грамотным и чутким руководством Николая Ивановича Сазыкина.

За успешное выполнение плана восьмой пятилетки директору завода Н. И. Сазыкину Указом Президиума Верховного Совета СССР в апреле 1971 года было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот". Большая группа работников завода в количестве 104 человек была награждена орденами и медалями.

Но что стоит за сухими биографическими фактами? Человек большого сердца, великий труженик, энтузиаст, нежный и любящий отец. Мне довелось встретиться с дочерьми Николая Ивановича Сазыкина – Ольгой Николаевной и Татьяной Николаевной, которые живут в нашем городе.

"Если говорить о производстве, мне случилось работать под руководством отца, – начала рассказ Татьяна Николаевна. – Папа обладал невероятным производственным чутьём, и на любом участке безошибочно определял слабое звено и сразу поручал начальнику цеха или отдела исправить ситуацию, никогда не забывая проверить исполнение. Он был требовательным начальником, но в то же время чутким по отношению к рабочим, и мог так отчитать подчинённого, что мало не покажется. Но это распространялось только на руководителей и начальников цехов. Он был открыт и доступен для простых рабочих, которые запросто могли подойти к нему с просьбой, и он тут же брал ее на заметку, а после контролировал исполнение".

И люди отвечали ему взаимностью, потому что, помимо всего прочего, он был талантливым руководителем, духовным наставником и просто очень хорошим человеком.

Сестры Сазыкины сквозь десятилетия вернулись в свое детство и представили Николая Ивановича примерным семьянином – чутким, ласковым, внимательным, душевным и отзывчивым.

"Дома он был добрым, но в то же время строгим. Мы даже иногда побаивались его. Например, отругает за плохую отметку – и тут же шоколад несёт. А я переживаю, совесть мучает: как же так, я такая нехорошая – и сижу ем шоколад", – продолжает Татьяна Николаевна.

"Даже те минуты, когда он был с нами – а их было очень мало, – он все равно нам уделял внимание. Он нас любил и был нежен с нами. Тане он часто приносил конфетку или шоколадку, но прежде он начинал со сказки про зайчика, которого он встретил, а тот передал девочке Тане… и, не дослушав эту байку, я уже бегу в коридор и достаю из кармана конфету и несу Тане", – добавляет Ольга Николаевна.

Балуя своих ребятишек в редкие минуты досуга, Николай Иванович рассказывал сказки. Он их знал огромное количество. Любовь к сказкам передалась и младшей дочери Татьяне.

"Отец знал наизусть много сказок. В том числе в стихах. Наши любимые были – Пушкина "О царе Салтане", Ершова "Конек-Горбунок". Он, в свою очередь, узнал их от своей матери, сказки были и добрые, и страшные. Он рассказывал их с выражением, и наизусть цитировал не только Пушкина, но и стихи из учебников дореволюционной эпохи", – вспоминают сестры.

Обладая феноменальной памятью, он на "отлично" окончил Московский авиационный институт, всегда говорил: "У меня нет никаких великих особенностей. Я совершенно неграмотный мальчишка из деревни. Я выбрал учебу и посвятил себя ей и не знал другой жизни, я всё время зубрил".

"Папа мне часто говорил: "Ничего выдающегося и уникального во мне нет. Я все познавал сам". И был такой случай. Нам в школу в старших классах надо было принести чертеж. Я закончила работу глубокой ночью и спокойно, уже расслабившись, с чувством выполненного долга хотела встать из-за стола, но случайно перевернула тушь для черчения… Со мной случилась такая истерика, что я не смогла отцу объяснить, что произошло, когда он прибежал на мой плач. Он сразу увидел, что стряслось, сел ночью и сам все перечертил, а утром я пошла в школу с его чертежом", – к слову добавляет Ольга Николаевна.

Он к любому делу подходил со всей душой и полной отдачей.

"Мы мало говорили, мало общались, но он всегда все понимал, – добавляет она. – Если я приезжала к родителям в гости со своими детьми, он уже знал, с каким я настроением пожаловала. И, сразу определив ситуацию, отвлекал от проблемы. У него был удивительный дар – читать с лица".

Был период, что Ольга часто бывала с маленькими детьми у родителей. И что поражает сестёр до сих пор – что отец никогда не проявлял никакого раздражения по отношению к малышам. Когда малыши спали, он ходил на цыпочках, потихоньку говорил. Он никогда в жизни ни на кого не повысил голос. В семье росли трое очень подвижных, активных внуков, здесь уже подрастал и сын Татьяны, которые часто проводили время у дедушки с бабушкой. "Только одни поцелуи. Возьмёт их на руки – и целует, несмотря на их шалости", – вспоминает Татьяна Николаевна.

Глубоко порядочным, честным и дипломатически пунктуальным был Николай Иванович, за что заслужил огромное уважение среди коллег и рабочих. Он, как психолог, решал проблемы личного характера, помогал людям не только налаживать быт, но и сохранить семейный очаг.

"Папа был хранителем чужих тайн и секретов. К нам домой приходили женщины решать свои семейные проблемы. Жены, которых обижали мужья и устраивали скандалы дома, шли не на комиссию или в цеховые комитеты, а сразу к нему. Более того, по-мужски поговорив с обидчиком, он мирил пару и воссоединял семьи. Папа никогда не говорил об этом, и дома поведение чужих людей не обсуждалось. Он был очень корректный по отношению к людям, решая не только проблемы семейных пар, но и конфликты родителей и детей", – поведала Ольга Николаевна.

"Однажды пришла женщина и пожаловалась на сына-подростка, – добавляет Татьяна Николаевна. – Мы тогда поехали с отцом в лагерь "Салют" отдыхать, он попросил привезти туда этого мальчика. Они встретились и долго-долго о чём-то беседовали. Больше я её не видела – наверное, мальчик встал на путь исправления".

Николай Иванович думал не только о сегодняшнем дне завода, но и о будущем, особенно о молодежи, которая будет приходить на смену старшему поколению заводчан. Построив Дворец культуры "Прогресс", цирковую школу, пионерский лагерь "Бригантину", где до сих пор любят отдыхать заводчане, и многие другие социальные объекты для удобства и комфорта жителей Арсеньева, сам же любил отдыхать на природе. Дачу он себе так и не построил, а все больше выезжал с семьей на речку – на пляж в районе Чернышевского моста, как говорят в народе.

"У нас первая машина была – маленький "Москвич". Мы тогда были еще детьми. И как-то, приехав на речку, он говорит: "Ну-ка, считайте, сколько нас человек поместилось в машине". А нас вылезло 11 человек! Это была одна ребятня. По пути он собирал всех мальчишек, которые шли пешком из Арсеньева к мосту. Мы сидели друг на друге, машина была забита под самую крышу. Таким же образом ехали обратно", – с улыбкой вспоминает Ольга Николаевна редкие минуты, проведенные с отцом.

"А иногда приедем на пляж –и видим, что экскаватор гребет гравий или песок. Папа тут же начинает звонить, ругаться. Всё, мы знаем – отдых испорчен. Он всегда хотел эту территорию сохранить в первозданном её виде. Настолько ему там нравилось место – природа, лес, пляж. Любил он отдыхать и на полуострове Песчаный. Приезжали в "Бригантину" всегда всей семьей, он очень любил находиться в окружении внуков", – добавляет Татьяна.

Забота о людях проявлялась на каждом шагу, и порой в неожиданных местах. Любил Николай Иванович пить воду из колодца в селе Лубянка Анучинского района – того самого, что стоит у дороги на возвышенности.

"Мы часто туда ездили и набирали воду, а рядом находился магазин, и на крыльце всегда собирались пожилые люди. Отец всегда подходил к ним и разговаривал, интересовался проблемами и так, между прочим, спрашивал про стиральные машинки "Приморье", которые завод только начал выпускать. Люди стали жаловаться, он записал жалобы, адреса и вскоре прислал жителям села Лубянки новые стиральные машинки, так как был выявлен заводской брак", – рассказывает младшая дочь Татьяна Николаевна.

Он много заботился о людях, а о себе – никогда. Прилетая из командировки из Москвы, уже будучи в преклонном возрасте, проделав путь в несколько тысяч километров, он, выскакивая на заводском аэродроме из самолета, который обычно встречал его в Хабаровске, не заезжая домой, сразу бежал на производство. Не жалел себя, всегда хотел все успеть. Это вызывало недовольство близких. Его жена Ольга Александровна и дети, как могли, его жалели, поддерживали и пытались оградить от переживаний, но болезнь победила.

"Маша, что же ты героя теряешь", – говорил он, обращаясь к Герою Социалистического труда Марии Александровне Кузнецовой, имея в виду себя, зная о своей болезни, понимая, что его время уже подходит к концу. 10 ноября 1976 года ушел из жизни выдающийся и талантливый директор завода "Прогресс" Николай Иванович Сазыкин. До последних дней своей жизни он оставался на посту руководителя.

"Сейчас, когда отца давно нет в живых, осталось чувство недосказанности. Оглядываясь назад, я думаю, что где-то я его недопонимала. Когда уходит близкий человек, всегда чувствуешь, что недосказал, недолюбил, недодал человеку своего тепла", – сетует старшая дочь, Ольга Николаевна.

Каждый любит по-своему. И, конечно, чувство вины есть у каждого, кто теряет близких и родных людей. Но светлая память о Николае Ивановиче Сазыкине, великом авиастроителе, человеке-легенде, человеке эпохи в истории ПАО ААК "ПРОГРЕСС", долго будет жить в умах и сердцах арсеньевцев. Жизнь коротка, но память должна быть вечной.

Чтобы увековечить имя легендарного руководителя, который семнадцать лет возглавлял Арсеньевский машиностроительный завод, в 1977 году по ходатайству руководства завода, поддержанному администрацией города и края, постановлением Совета министров РСФСР заводу "Прогресс" было присвоено имя Николая Ивановича Сазыкина.

На здании заводоуправления размещена памятная плита. В городе Арсеньеве, где жил и возглавлял завод Николай Сазыкин, в его честь названа одна из улиц. На жилом доме, в котором он проживал с семьей, в честь его 75-летнего юбилея была установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме жил Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Почетный гражданин города Арсеньева Николай Иванович Сазыкин".

Мы, нынешнее поколение, всегда будем помнить о его огромном вкладе в авиационную промышленность и добрых делах, благодаря которым город Арсеньев процветает.

«Прогресс Приморья», № 22 (535) от 14.06.2019 г.

Анжела Алексеенко

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно