Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
04 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Канны—Владивосток: все только начинается!

Уже второй год во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, посвященной продвижению короткометражных фильмов, Short Film Corner принимают участие ленты владивостокского молодого кинорежиссера Дмитрия Шевцова.

В прошлом году это была игровая короткометражка "Последний этаж", в которой снялись актеры владивостокских театров Надежда Айзенберг, Валентин Запорожец, Евгения Богинская, Евгений Паленый, в этом — необычная лента "Параллельные линии", экспериментальное кино, снятое Дмитрием в Москве во время кинофестиваля "Святая Анна"... В прошлом году Дмитрий лично представлял свой фильм в Каннах, вернулся окрыленный...

— Самое главное, что я получил, — улыбается Дмитрий, — это очень много знаний! Конечно, никто в Каннах не берет тебя за руку и не рассказывает попунктно, как снимается кино. Однако во время общения ты узнаешь столько, сколько, наверное, за годы учебы не узнал бы. Общение с продюсерами, с режиссерами позволило понять, как они достигают своих высот.

И самое главное — я привез внутреннее чувство победителя. Да, я не получил "Пальмовую ветвь", но я привез ее в себе... Это дорогого стоит. Я вернулся переполненный эмоциями, желанием снимать кино, снова попасть в Канны...

Дмитрий любит кино столько, сколько себя помнит... Свой первый сценарий он написал в 13 лет и с тех пор жил мечтой снять свое кино. Правда, к мечте пришлось идти непростыми путями...

— Профессия у меня, — говорит Дмитрий, — фотограф, но со временем фотография стала просто хобби. В 19 лет пришел работать на телевидение, что-то монтировал, делал ролики, клипы. Рождались идеи, сценарии каких-то короткометражек, мы с друзьями даже пытались что-то делать. Но время для кино тогда еще не пришло, с точки зрения профессионализма мы были детьми, не понимали, как все это делается, как все происходит. Это сейчас ясно, что нельзя собраться вечером и сказать "ребята, давайте снимем кино", а наутро взять камеру и пойти все снять. Кино — это производство, к которому нужно долго готовиться и вкладывать не только деньги, но и собственные знания. А знаний-то у нас и не было.

Знания стали появляться в том числе тогда, когда во Владивосток пришло большое кино — вместе с кинофестивалем "Меридианы Тихого". Когда стали приезжать в наш город профи, делиться опытом, когда на улицах города стали снимать кино!

А мастер-классы, к примеру, такого мэтра, как Кшиштоф Занусси?! Это трудно переоценить. Такой толчок, такое стремление работать появляется!

А самое главное — после появления кинофестиваля во Владивостоке стали снимать кино настоящие профи. И я поработал на площадке с Николаем Хомерики. Должен сказать, что то, как на самом деле происходят съемки фильма, очень отличалось от моих представлений о том, как это может быть.

"Сказки про темноту" Николая Хомерики вообще были для меня школой. Я познакомился с Николаем, работал в съемочной группе сначала замдиректора по производству, затем ассистентом по подбору актеров. И эти четыре месяца продакшн дали мне очень много, это неоценимый опыт. Все говорят, что полгода на съемочной площадке — это как пять лет ВГИКа, и это правда. Весь процесс — от разработки сценария и поиска места съемок до последнего дня съемок — прошел передо мной. Я очень благодарен Николаю, что он взял меня в режиссерскую группу и делился опытом.

Когда Дмитрий проводил в аэропорт съемочную группу "Сказок про темноту", он сразу решил, что то настроение, тот запал, который поселила в его душе и душах его друзей работа с Николаем Хомерики, пропасть не должны... Пора снимать кино!

— Сценарию "Последнего этажа" лет шесть, он родился в свое время очень быстро, за одну-две ночи, от начала до конца, сразу... — вспоминает Дмитрий. — И что интересно, фильм, который мы сняли, почти не отступает от первоначального сценария. Мы долго жили этим сценарием с друзьями, пытались снять, но все не получалось, а перед приездом съемочной группы "Сказок про темноту" совсем уже было настроились снимать, уже была подобрана команда — директор, ассистент по актерам, художник... Уже тогда я понимал, что должна быть административная группа, что не один человек должен заниматься всем, а каждый делать свое дело.

Уже были найдены почти все актеры, я взял лист ватмана, написал роли, актеров, приклеил фотографии каждого... Оставалось найти только главного героя — это оказалось самым сложным. Валентина Запорожца утвердили в последнюю минуту. Он пришел случайно за день до съемок, и я, попробовав его, понял, что это как раз тот герой, который мне нужен. Он не читал сценарий, сразу согласился сниматься, и в этом смысле даже оказался прав, потому что наша история как раз о том, что человек не должен знать, что ждет его на следующем этаже... Еще одну роль исполнила Надежда Айзенберг, для нее, народной артистки России, это был дебют в кино, она очень переживала. В других ролях снялись Мария Стратулат, Евгений Паленый, Сергей Кошуцкий... Вообще должен сказать, что актеры замечательно справились со своей задачей. Да, были сложности, но не от их непрофессионализма, а от моих недочетов и от того, что, хотя у них в дипломе и написано "актер театра и кино", на самом деле их учат театру. И чем чаще мы будем снимать кино, тем для актеров в этом смысле лучше, больше опыта, больше школы...

Оператором у нас был Глеб Телешов. Вообще-то, сначала я думал, что буду снимать сам, но потом, посмотрев, как работают профи, понял, что не надо пытаться объять необъятное, каждый должен делать свое дело. С Глебом мы давно знакомы, хорошо сработались на площадке, почти не спорили. Глеб из тех, кого увлекает идея, и это здорово!

Что касается денег... Пускаясь в такие проекты, я не думаю о деньгах... Хотя четко понимаю, что каждый человек на съемочной площадке должен получать деньги — и все актеры получили вознаграждение, вся съемочная группа. Это главное: нельзя сказать, мол, ребят, а давайте на энтузиазме воплотим мою идею... Что-то требовать ты имеешь право в том случае, если платишь деньги, это принципиально важно.

Поиски спонсоров для создания фильма были сложными, однако удачными. Частичную финансовую помощь оказали и мои родители.

— Когда шла работа, — рассказывает Дмитрий, — у меня и мыслей не было о дальнейшей судьбе фильма. Мне важно было его снять, завершить — для самого себя, чтобы понять, что я могу, почувствовать уверенность в своих силах. Съемка пролетела хорошо и весело, а вот монтаж был трудным...

А потом возникли Канны... Я случайно зашел на сайт фестиваля, увидел, что все очень просто придумано для подачи заявок, не нужно даже диск присылать, нужно просто заполнить форму-анкету и закачать фильм на ftp-сервер, а отборщики уже будут смотреть. И подумал: почему нет... Заполнил, закачал... И забыл, потому что только через четыре месяца, когда я был в Москве, на мою почту пришло приглашение. И тут я понял, что снова надо искать спонсоров, потому что главное условие участия фильма в  Каннском фестивале — режиссер, или продюсер, или актер обязательно должны приехать. Но мне каким-то чудом удалось довольно быстро найти деньги — и я поехал в Канны.

Когда говорил друзьям, куда еду, никто не верил. Люди думали, что я шучу, кто-то был в шоке, никто не верил, что первый же снятый фильм может попасть в Канны, тем более снятый во Владивостоке, где нет ни киношколы, ни базы никакой... А потом была большая радость. И особенно я счастлив за актеров, мне кажется, у них такой подъем должен быть, стремление...

Друзья, которые мне звонили, спрашивали: когда мы увидим твое кино? И удивлялись, когда я им говорил: премьера в Каннах, билеты за свой счет.

Канны, по словам Дмитрия Шевцова, стали для него поистине миром открытий и знакомств. Показы, мастер-классы, презентации, вечеринки — побывать хотелось везде...

— Когда я прилетел, то понял, что надо, во-первых, просто все рассмотреть, — рассказывает Дмитрий. — Мне хотелось увидеть изнутри, как работает самый крупный кинофестиваль в мире. Можно сказать, что в эти 10 дней я практически не спал. И даже прошел по красной дорожке во дворец фестивалей — на премьеру фильма "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. Причем прошел в строгом соответствии с дресс-кодом. В Каннах с этим строго: если вы без галстука-бабочки, если надели белый пиджак и черные брюки, к примеру, вас просто не пустят, неважно, есть пригласительный или нет. Так что пришлось сбросить кеды и надеть ботинки. Одновременно со мной шли какие-то французские звезды, которых мы в России и не знаем, а публика в Каннах с ума сходит, визжит и беснуется...

В программе короткого метра было довольно много участников. Программа строилась так: фильм показывают три раза в небольших залах, кроме того, критики, продюсеры, журналисты, словом, профессионалы могут посмотреть кино в специальных просмотровых кабинках, и авторам приходят сообщения на электронную почту: кто смотрел фильм, статистика — и к ним телефоны, по которым можно связаться и узнать мнение. Так что я знаю, что "Последний этаж" смотрели продюсер из Лос-Анджелеса, режиссер из Франции, журналист из США, он, кстати, очень хорошо написал о фильме в Cannes Daily. В частности, написал, что все фильмы, снятые во Владивостоке, попадают на Каннский фестиваль. Это, кстати, правда. За три года во Владивостоке было снято три фильма, и все они попали в программы фестиваля. Кроме того, Канны и Владивосток находятся на одной широте. После этой публикации к нам многие подходили, говорили — так это вы из Владивостока? Мы про вас читали! И обязательно поедем в следующем году снимать в ваш город, чтобы попасть в Канны! Так что история "Канны-Владивосток" только начинается.

«Прогресс Приморья», № 30 (143) от 04.08.2011 г.

Людмила Александрова

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно