Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
22 августа, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Художественная лента с приморским колоритом

Деньги и кино, финансы и творчество, вдохновение и бухгалтерская отчетность. Как бы кому ни показалось странным, но все эти категории неразрывно связаны между собой.

Внимание, мотор!

Воспитанное на колоссальных вложениях советского государства в киноиндустрию, подавляющее большинство россиян сегодня не задумывается над вопросом — а на какие средства снимаются фильмы, лишь порой мимолетно удивляясь, отчего это на экраны вываливается столько низкопробной "тележвачки" или дорогущих псевдокиноэпопей. Не оттого ли, что деньги находят не самые талантливые, но самые пробивные?! Последние тоже по-своему одаренные люди, вот только в кратком перечне их достоинств зачастую творческие способности не значатся. Кино делают деньги. Это со всей очевидностью подтвердил разговор с приморским кинорежиссером Михаилом Готенко. Снявший пять фильмов, прошедший "огонь и воду", на собственном опыте познавший все сложности кинопроцесса, Михаил Готенко один из немногих способен ответить на вопрос – почему в Приморье нет своего кинопроизводства. Накануне главного киношного праздника с Михаилом Готенко встретился корреспондент союзмашевской газеты "Прогресс Приморья".

"…навеки счастлив…"

— У вас пять фильмов, в настоящее время в производстве шестой. Вы самый "снимающий" приморский режиссер. Над чем работаете сейчас?

— Над новым фильмом. Его рабочее название "Хасанский излом", и он оказался самым тяжелым из всех. Я не снимал два года, были обстоятельства, которые не позволяли работать. Наверное, еще и по этой причине.

— Я не случайно спросил о количестве фильмов. Вы как никто другой на себе испытали все "тяготы и лишения" приморского кинопроизводства и знаете его "кухню" изнутри. Как бы вы определили основные сложности и основные преимущества?

— Первое — отсутствие финансирования. Нужны инвестиции, необходимо вкладывать, чтобы здесь развивать киноиндустрию. Те люди, которые хотят это сделать, не могут — у них просто не хватает для этого средств. Те же, кто может, не хотят. Потому что не верят. У нас в сознании утвердилось стойкое убеждение, что кино снимают только в Москве и Голливуде. А если кино снимается здесь, значит, это обязательно плохое кино. Осадить таких можно лишь одним утверждением – получается, что и ваши товары плохи, если они производятся в Приморье? И только тогда люди начинают задумываться. Впрочем, после снова возвращаются к своим прежним взглядам. Крупные бизнесмены сегодня — люди достаточно возрастные, и для них это – космос! Может, просто нужно подождать, когда подрастет молодое поколение, у которого уже другое понимание?!

— Понимание того, что кино – это бизнес?

— Да, и предпосылки для создания этого бизнеса есть. Его просто нужно понять изнутри и работать. Он ничем не отличается от производства каких-нибудь товаров. И пусть прозвучит цинично, кино – это тоже товар. Поскольку у людей, снимающих кино, две основных задачи – чтобы фильм дошел до зрителя и чтобы он…окупился! Это на первом-втором фильме есть энтузиазм, потом нужно задуматься – либо ты этим занимаешься профессионально, либо ты профессионально…занимаешься чем-то другим. На самом деле, снимать кино очень сложно.

— Если кино – это бизнес, насколько он рентабелен?

— В Приморье снимать кино дешевле, чем в Москве. И это – одно из преимуществ, поскольку "покупателю" неважно, где снималось кино. Там они в производство вкладывают неизмеримо больше. По этой причине им требуется больше времени на то, чтобы фильм окупился. Фильм же, снятый во Владивостоке, окупится в десятки раз быстрее. Но здесь нет индустрии! Если в той же Москве можно обратиться в компанию, где есть все необходимое для съемки (камеры, трейлеры, реквизит), то здесь нет ничего. И если у нас появится такая структура, то кино снимать будет легче.

— А если назвать какие-нибудь цифры, чтобы понять, о чем речь?

— Из опыта своей работы могу сказать: чтобы здесь снять фильм, потребуется порядка пятисот тысяч рублей. Кому-то эта сумма покажется смехотворной, но это так и есть. По сравнению с московским производством дешевле приблизительно в 30 (!) раз.

— Может ли быть интересной так называемая "производственная тема"? Тем более, что сегодня "производственные" отношения радикально отличаются от того, как они освещались в советском кинематографе?

— Любая тема, любое кино всегда находит своего зрителя. Другое дело, как это будет подано. Можно взять за основу невероятные события, пригласить хороших актеров, но, к примеру, плохой сценарий сведет все на "нет". Сегодня, с учетом конъюнктуры, в фильме должен присутствовать какой-то "экшн", постоянное движение, напряжение, интрига. К примеру, несколько лет назад я предоставлял наброски сценария о работе порта. Тогда не сложилось, но такое было! Тайна кино в том и заключается, что на экране постоянно должно происходить что-то интересное. Сегодня другое время, а у каждого времени есть свои, присущие только этому периоду, культурные "наклонности". Сегодня используется другой монтаж, ускорилась динамика, много снимается в формате репортажа, так называемой "докудрамы" (документальной драмы).

— В таком случае чем вызван интерес к далеким Хасанским событиям? Вы снимаете на эту тему уже второй фильм…

— У меня на Хасане воевал дед. Призван был в 1937-м, служил в погранвойсках, на Хасане был ранен. Кстати, закончил службу старшиной на одной из Иманских застав. Да и я службу проходил в Хасанском районе, мне этот район еще и просто нравится. Поначалу фильм задумывался с очень серьезной привязкой к Хасанским событиям. Но в какой-то момент я понял, что какие бы события мы ни взяли, они всегда фон, в центре которого сюжет, к примеру, история мужчины и женщины. И это привычно зрителю. Нужно просто подавать так, чтобы зритель понимал, о чем идет речь.

— "Хасанский вальс" был снят пять лет назад. Отчего возникла необходимость снимать "Хасанский излом"? Первый фильм ответил не на все вопросы?

— Первый фильм был плохой. Одна из ключевых причин – отсутствие денег, которыми можно было бы оплачивать труд людей, занятых в работе над фильмом. И чем сцена сложней, тем людей (и, соответственно, денег) требуется больше.

— Это вложения в людей, технику, во что-то еще?

— Я уже много позже первого фильма (я анализирую все свои проекты) понял, что для съемок массовых сцен, где люди одеты в форму, нужно подбирать людей, "привязанных" к ней. Так, я пригласил ребят из Федерации страйкбола, и все получилось – настоящие мужики. А когда набираешь массовку из друзей или вообще случайных людей (особенно не служивших в армии), ничего не получается. Я даже прошу актеров как можно раньше надевать костюмы, чтобы они в кадре чувствовали себя в них естественно.

— Возвращаюсь к вопросу – почему второй фильм?

— Эта лента не имеет никакого отношения к первой. И этот фильм, собственно, не про Хасанские события, они – фон. В фильме параллельно идут две сюжетные линии – наше время и 38-й год. В нашем времени главный герой ищет место гибели своего деда-летчика, пропавшего без вести в период Хасанских событий. И вторая линия — как раз 38-й год, жизнь его деда. А главная причина того, что события происходят именно в этот исторический период, – юбилей, 75-летие той войны… У меня есть несколько проектов, и я в каждый отдельный момент оцениваю, что я могу снять исходя из актуальности и наличия необходимой суммы. В частности, с этим фильмом (как и с "Хасанским вальсом") мне помогли в ЗакСе, в частности, Виктор Горчаков. Во многом благодаря именно исторической привязке фильма к истории Приморья.

— Основная работа над фильмом закончена?

— Закончены полевые съемки, осталась досъемка фонов и процесс…осознания. А потом начнется оффлайн-монтаж, другими словами, "черновой" монтаж. К юбилею Хасанских событий мы не успели, но выпустить фильм в этом году вполне реально.

— А если промышленники Приморья, работающие на предприятиях ПРО СМР, проявят интерес к кино, реально снять фильм "про завод"?

— Реально, причем я даже предлагал такой проект. Но что-то не заинтересовались. А ведь там можно было закрутить интересный сюжет… Поскольку "Прогресс", например, входящий в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, завод оборонного значения, и значит, возможен и "экшн", и все, что хочешь! У нас ведь про вертолеты только один фильм был, "Черная акула", и все! Но нужен взаимный интерес. А я уже просто устал биться за фильмы… Если же интерес будет, нужно понимать – прибыль сможет появиться минимум на третий год. К этому мало кто готов.

— Тогда в чем же может быть интерес у "толстосумов"?

— В кино есть такой термин, как "продакт плэйсмент". Если проще, скрытая реклама товаров или услуг. К примеру, герой пьет кофе из чашки, на которой написано название некой компании. И у зрителя возникает стойкое убеждение – это хороший кофе. Или автомобили.
В этом году я предпринимал попытку договориться с заводом "Соллерс", чтобы главная героиня ездила на машине их производства. Не получилось! Наши люди "заточены" под рекламные ролики. Им кажется, что пять раз прокрученный в "прайм-тайм" (а это очень дорогое эфирное время) ролик эффективнее, чем показанный один раз фильм. А ведь такой "промоушн" — обычная мировая практика.

Опять пример: герой пьет вино в кадре. Заметим, по закону о рекламе рекламировать алкоголь и сигареты запрещено. А в кино, если это является частью сюжета или образа персонажа, можно! Поскольку положительный герой предпочитает исключительно изысканное вино. И в чем прелесть такого подхода к рекламе, жизнь фильма может длиться десятилетия. И значит, бизнесмен не будет платить за "свой" кофе или какой-то другой продукт, который вплетен в ткань фильма и чистой рекламой не является. И уже есть компании, в той же Москве, кто полностью отказались от прямой рекламы на телевидении и занимаются исключительно "продакт плэйсмент".

— Есть ли еще в Приморье люди, кто готов заниматься серьезным кинопроизводством?

— Сейчас в городе такая ситуация, что снимающих киногрупп много. Но нет пока ничего такого, что заставило бы нас объединиться, поскольку каждый себя считает непревзойденным мастером и убежден, что сможет все сделать сам. И это — нормальная ситуация, которую нужно пройти. Но сложность в другом: в Приморье нет своей кинотусовки. И рано или поздно она возникнет, просто, видимо, требуются какие-то предпосылки, которые подтолкнут разъединенные группы к объединению. Возможно, этим толчком и станет появление здесь киноиндустрии. А для ее создания, в свою очередь, требуется человек или группа людей, кто не побоится вложить в это дело деньги.

— Получается, что прорыв возможен? От местечково-провинциального к чему-то по-настоящему сделанному…

— Конечно, возможен. Уровень федеральный вполне достижим. Вот я сейчас знаю все. Может, звучит излишне самонадеянно, но я действительно знаю. Я в состоянии оценить, что нужно, кто нужен. И самое главное, я знаю технологию. Но потребуются вложения, чтобы подготовить первую группу людей, кто, набравшись опыта, начнет готовить вторую группу. И тогда можно будет снимать и сериалы, и просто художественные фильмы. А в конечном итоге подойти и к большому кино. Но там уже и вложения другие, и требования.

— А вообще у Дальнего Востока перспектива в этом вопросе есть? И насколько отдаленная?

— Мы привыкли ориентироваться на Москву, а ведь у нас тут под боком Япония, Китай, Корея, Австралия и другие страны АТР — вот вам рынок! Нужно просто найти точки соприкосновения, и перспектива появится. Но повторюсь, нужны вложения. Общеизвестно: любой бизнес без серьезных начальных вложений обречен, прибылей ждать не стоит. А кинопроизводство — тот же бизнес. Со своими законами, со своей мистикой, своими отношениями, своими традициями. К примеру, никакой фильм не начинают снимать, не разбив предварительно тарелку. Любое дело держится на традициях и дисциплине. И если какой-то из этих составляющих не будет, то наладить дело не получится.

— Традиции уже есть. Что осталось, что требуется для того, чтобы Приморье вышло на новый киноуровень?

— Только найти деньги на кино. И все. Придется признать, деньги для кино — основполагающая категория. Без денег можно снять один-два незатейливых фильма. А потом придется принимать решение. Но снимать кино — это очень интересное дело. Помните, в мультике "Фильм! Фильм! Фильм!" есть такие слова: "профессий много, но прекрасней всех кино! Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал"? И это действительно так...

«Прогресс Приморья», № 33 (245) от 22.08.2013 г.

Беседовал Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно