Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
07 марта, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Картина маслом – "Оборона Севастополя"

Люди старшего поколения хорошо помнят песню "Севастопольский вальс" на слова Г. Рублева и "Родной Севастополь" на слова С. Алымова. В конце прошлого века ни один праздник не обходился без этих музыкальных композиций.

Севастопольский вальс
Помнят все моряки.
Разве можно забыть мне вальс,
Золотые деньки.

Эти лирические строки плавно лились из динамиков репродукторов, радио, c телевизионных экранов. "Севастопольский вальс" пела вся страна, в едином порыве, впрочем, как и возвышенно-торжественный "Родной Севастополь". Вот слова последнего:

Заря засияла над крымской землею,
Над морем рассеялся сумрак ночной.
Белеет на взгорье, над синей волною,
Краса Черноморья, наш город-герой!

Здесь кровью святою омыты утесы,
Здесь славой овеян бетон батарей,
Здесь курс на бессмертье держали матросы
В бою за свободу отчизны своей.

Да, здесь все правда. Так было тогда, и в 1941–1942 годах, когда армия и флот, население Крыма сплотились и ценой неимоверных усилий защищали Севастополь, и в 1944-м, когда моряки совершали подвиги при штурме Сапун-Горы, которую неприятель считал неприступной. Тот грозный период вошел в историю как оборона Севастополя.

Сорокатрехлетний художник Александр Дейнека оказался на фронте в самые тяжелые месяцы 1942 года. Он, в то время имевший широкую известность, несмотря на имеющуюся бро´ню, в феврале вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов...

По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты... Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя – во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска.

Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном "Оборона Севастополя".

Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАСС, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. "Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. – Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран, и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил... "Оборону Севастополя", потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетело на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада".

В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в это полотно – одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне.

Работал над картиной художник быстро. Начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке "Великая Отечественная война", которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: "Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину".

А. Дейнека тогда отошел от документального воспроизведения батальных сцен и изобразил на полотне символическую схватку двух непримиримых сил – жизни и смерти, светлых сынов народа и темно-серых вражеских полчищ.

...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат – "нерв" всей картины, – была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске.

Сюжетную динамику и напряженность картины дополняет и расширяет пейзажный фон. Сумрачная синева моря, освещенные призрачным светом руины домов, плиты набережной, красно-черное от зловещего пламени и дыма небо – все оттеняет накал смертельной рукопашной схватки.

В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной "жесткости" пластических форм. Может быть, действительно, простота образов "Обороны Севастополя" граничит с плакатной публицистикой, и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Однако простота эта – не упрощение, а отточенный до формулы, до предельной лаконичности художественный прием мастера. Эта особенность произведения А. Дейнеки продиктована его поэтикой. Сдвиг пространственных планов, резкое выделение и главных героев, и второстепенных – все укрупнено и подчинено логике монументального обобщения.

И все же главным в работе над "Обороной Севастополя" является то, что художник знал войну изнутри. Он был непосредственным ее участником, познавшим вместе с армией и радость побед, и горечь поражений. Вот почему картина получилась правдивой и вызвала небывалый резонанс. Ее, впрочем, и современники оценили по достоинству, включив в книгу "Сто великих картин", увидевшую свет в 2002 году в издательстве "Вече".

Заметим, что 2014 год стал не только годом 115-летия со дня рождения художника, но и 45-летия с того дня, когда не стало Александра Дейнеки, автора полотна на все времена, картины маслом – "Оборона Севастополя", подлинник которой хранится в Государственном Русском музее города Санкт-Петербурга.

И вот что интересно. Зимой 2014 года над Севастополем и полуостровом Крым нависла угроза неофашистского переворота, который готовили радикалы с Майдана. Настали тяжелые дни не только для русского населения, проживающего там, но и других народов полуострова. И картина А. Дейнеки без лишних слов дает понять новоиспеченным революционерам, что оборона Севастополя продолжается. И не только у берегов Черного моря, но и на Дальнем Востоке, в Приморье, у берегов Тихого океана, где сегодня работники предприятий, входящих в состав ПРО СМР, не только словами, но и делами – трудовыми достижениями – доказывают свою солидарность с "оборонщиками" Крыма, рабочего Донбасса, других областей Украины.

«Прогресс Приморья», № 9 (272) от 06.03.2014 г.

Подготовил Семен Югов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно