Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Кинолента

Продолжение. Начало в №7

В просторной избе прохладно. Здесь — круглый стол. Всё внутри круглое: стулья с гнутыми ножками и спинками, толстые разноцветные нитяные половики, на неокрашенной стене — большие, полукруглые, с боем часы, и лишь угловая икона — ровный квадрат, слегка подёрнутый белоснежными шторками.

Родни много. Все поедают Владика любопытными взглядами. Он — в бескозырке, сдвинутой на круглый лоб. "Беска" хоть и детская, но куплена в московском ГУМе, как, впрочем, и фланелька с гюйсом — о-го-го! — на зависть двоюродным братьям, Сёмке и Вовке. Они — в хлопчатобумажных однотонных майках и непонятного цвета шортах.

Ребята располагаются рядом с родителями. Предобеденный шум стихает; мужчины разливают мутный самогон по рюмкам, затем и хозяева и гости дружно встают.

— Ну, за ваш приезд, Нюра! — негромко говорит Евдокия.

Мужчины выпивают спиртное залпом, женщины, сморщившись, пьют двумя-тремя маленькими глотками, лишь Евдокия имитирует выпивку, превращая её в чисто символический ритуал. Потом все так же дружно садятся и закусывают солёными грибами, свежими огурцами и помидорами. Тишина нарушена. Люди, намолчавшись, без напряжения ведут разговоры о разном, но вольно или невольно внимание сосредоточивается на Анне и Владике. Они — центр вселенной. Они — дальневосточники. Анна старается разом рассказать о прелестях северной жизни — о чистых горных речках, красной рыбе, тайге, пушных зверьках, бегающих чуть ли не по дворам жителей горного посёлка.

— Складно поёшь, сестрица, — хрустя огурцом, щурится брат под напором ярких солнечных лучей, — лучше здесь худо-бедно перебиваться, чем на севере дальнем сопли морозить… Да и мать-то, вот она, под боком, только руку протяни.

Гоша пьяно обнимает Евдокию, пытается поцеловать. Она противится, возражает:

— Безобразник ты, Гошка, здоровый бугай-от, и не глупый вроде, а ведёшь себя, как ребёнок.

Евдокия отклоняется, сын чмокает её в затылок, покрытый платком, подаренным к юбилею невесткой.

— Да я — любя, маманя, — извиняется сын. Он и сам понимает, что в подпитии становится навязчивым и упрямым. Здесь — комплекс. Жизнь с того самого 42-го поцарапала изрядно. После ухода отца на фронт жили впроголодь. Старшая сестра Лиза умерла от воспаления лёгких. Сима тоже долго болела, но выкарабкалась. Спасла русская печь, на которой все коротали лютые зимние месяцы. Маленький Гоша принял слова отца за чистую монету и принялся по-настоящему командовать сёстрами. Старшие только посмеивались над ним, не принимая никаких ответных мер, а вот Анна с ходу поставила брата на место: "Дурак ты, Гошка, а не хозяин. Драться, врать да воровать только и умеешь, а вот до ста считать так и не научился. Папа вернётся с войны, я ему обо всех твоих проделках расскажу". Мальчишке крыть нечем, есть грех: рвал он в соседском саду сливы, яблоки, груши, потом лопал краденые фрукты на чердаке и мечтал, назло сёстрам, сбежать на фронт, к отцу.

Время слизало, словно языком, все детские горести и обиды. "Война всё спишет", — говорили тогда люди. Вот она всё и списала, и Евсея — тоже. Евдокия бережно хранит последнее известие о муже, отпечатанное на казённой, пожелтевшей бумаге, где есть текст такого содержания: "Тов. Сенцова Е.М. На Ваше письмо, поступившее в управление, сообщаю, что меры к розыску и выяснению судьбы военнослужащего Сенцова Е.Н. приняты. По получении сведений о его судьбе или местонахождении Вам будет сообщено дополнительно". Ниже — подпись начальника управления по учёту погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава. Этой бессердечной бумаге никто в семье не верил. Ждали.

Ждали Евсея и в день приезда Анны в родной дом. Память о нём — в портрете, который висит над широкой кроватью, покрытой разноцветным, в кубарях, одеялом. Глава семейства в косоворотке, без бороды, широкоскулый, большеглазый, на голове — высокий картуз с маленьким полумесяцем-козырьком. Рядом — молодое лицо Евдокии: спереди — чёлка до бровей, остальные волосы аккуратно зачёсаны назад. В глазах — живой огонёк; в ушах — серёжки-колечки.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 8 (322) от 05.03.2015 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно