Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

В мире животных

Редакция газеты Приморского регионального отделения СМР "ПП" продолжает творческий конкурс "Наш животный мир". Присылайте в редакцию репортажи, зарисовки, статьи, очерки, новеллы, отрывки из повестей, стихи, другие материалы и фотоиллюстрации, рисунки к своим произведениям, которые вы считаете достойными быть опубликованными на страницах нашего издания.

Редакция подведёт итоги конкурса в 2016 году и наградит лучших ценными подарками и дипломами. Присылайте свои произведения по адресу: gazeta@progressprim.ru с пометкой "На конкурс "Наш животный мир". Обязательно точно указывайте ФИО, место работы и должность. Желаем творческих успехов!

Дай, брат, на счастье лапу мне…

Одним из критериев отбора собак для санитарных упряжек была доброта. Таких собак ценили очень высоко. К. Жуков, бывший санинструктор санитарно-нартовых упряжек, житель д. Большевицы Угранского района Смоленской области, в своих воспоминаниях рассказывал о том, что санинструкторы имели приказ: в нейтральной зоне сначала делать ячейку для собак, а потом окапываться самому.

Начальник санитарной службы 855-го стрелкового полка отмечал: "Санитарные упряжки имеют большую возможность маскироваться. Каждая упряжка заменяет минимум трех-четырех санитаров. Эвакуация при помощи санупряжек осуществляется быстро и безболезненно для раненых".

Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны тюменца Сергея Соловьева: "Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжелораненым однополчанам... На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки — они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими…"

Из воспоминаний медсестры Елизаветы Александровны Ераниной (Самойлович): "Овчарок запрягали по четыре. Дворняжек, лаечек — по пять-семь. Раненые, тяжелораненые целовали собак и плакали. Мой Мигуля водил упряжку на передовую под огнем. Упряжка собак ползком подавала раненому нарты. Представьте только — сто-сто пятьдесят метров ползком. Туда и обратно — по рытвинам, по снегу, по земле. Один раз тяжелораненый грузный мужчина кричит мне: "Стой, стой, сестра, стой!" Я думала, надо перевязать. А он из последних сил говорит мне: "Сестричка, у меня колбаска в вещмешке и сахар, отдай собачкам. Сейчас, при мне отдай". Моя упряжка вывезла на прорыве семьдесят два человека. И другие наши упряжки не меньше..."

Известно о рядовом Дмитрии Трохове. За три года на собачьей упряжке во главе с лайкой Бобиком он вывез с передовой 1580 раненых. Он был награжден орденом Красной Звезды, тремя медалями "За отвагу". Стоит отметить, что санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза.

Вошел в историю пес Мухтар, который спас около 400 раненых солдат, в том числе своего проводника ефрейтора Зорина, получившего контузию от взрыва бомбы.

"Проверено — мин нет"

Такую надпись можно было встретить в первые послевоенные годы на зданиях многих городов. И под ней — фамилии сержантов и офицеров, чьи подразделения проводили разминирование. Оставлять подобные указатели было правилом для саперных частей. Часто под этими словами виднелось стилизованное полукружие собачьего лба с остро торчащими вверх треугольниками ушей, и знак этот являлся гарантией полной безопасности.

Сапер-миноискатель — одна из самых сложных профессий собак во время Великой Отечественной. Собаки минно-розыскной службы принимали участие в разминировании 303 крупных городов, в том числе Белгорода, Киева, Харькова, Львова, Одессы, Новгорода, Витебска, Полоцка, Варшавы, Праги, Вены, Будапешта, Берлина. За время войны было сформировано и подготовлено 18 отдельных батальонов разминирования (ОБР СМРС), в которых использовались собаки. С помощью четвероногих помощников было обнаружено и обезврежено 4 миллиона вражеских и советских мин. Всего батальоны собак МРС разминировали около 19 тысяч крупных зданий и обследовали площадь более 20 тысяч квадратных километров. Общая протяженность военных дорог, проверенных собаками, составила 15 153 км.

Опыт применения собак МРС в годы Великой Отечественной показал, что они исключительно надежны для поиска мин в любой оболочке (металлической, деревянной, пластмассовой, картонной, керамической и пр.). Миноискатели, которыми пользовались тогда саперы, были способны обнаруживать мины и другие заряды преимущественно в металлических корпусах.

Работа с собаками МРС основана на использовании их чутья и так называемого пищевого рефлекса. Они приучены распознавать запах взрывчатки в любой упаковке. Учуяв ее, собака дает знать о своей находке проводнику. Тот проверяет указанное место щупом или ножом и дает собаке лакомство. Перед работой животное не кормят, и таким образом оно как бы зарабатывает еду. Опыт показывает, что собака, обнаружившая 7-9 мин, резко снижает активность и точность поиска, и ее целесообразно заменить голодной. "Средний" по чутью пёс улавливает запах взрывчатки на расстоянии 20-30 метров на земной поверхности и до 70-90 см под слоем грунта, в зависимости от величины заряда и герметичности его упаковки.

Среди собак-миноискателей были и свои лидеры, вошедшие в историю. В ЦАМО (Центральном архиве Министерства обороны) хранятся документы, рассказывающие о боевом пути минно-розыскной собаки по кличке Джульбарс, служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Джульбарс превышал вышеуказанные нормативы более чем в два раза. Джульбарс — единственная собака, награжденная во время Великой Отечественной войны медалью "За боевые заслуги".

Замки Праги, соборы Вены, дворцы над Дунаем — эти уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней и благодаря феноменальному чутью Джульбарса. Джульбарс обнаружил 7 468 мин и более 150 снарядов. Отменное чутье неутомимого пса отмечали и саперы, разминировавшие могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.

«Прогресс Приморья», № 49 (363) от 17.12.2015 г.

Оксана Рождественская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно