|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Морское братство на страницах книгиПрезентация книги Владимира Тыцких "Киевский морполит. Третий выпуск" была посвящена 45-летию выпуска Киевского высшего военно-морского политического училища (КВВМПУ). Прошла презентация в стенах Общества изучения Амурского края, куда пришли бывшие курсанты — выпускники училища, которые, как и сам писатель, по воле судьбы попали служить на Тихий океан. Встретились старые добрые друзья, потому и сама презентация издания больше напоминала вечер встречи. О том, что было на душе у этих служивых, радующихся тому, что видят друг друга, людей, об их размышлениях Владимир Тыцких, в прошлом подводник, как раз очень верно написал, как бы предугадывая это яркое событие, в новом историко-публицистическом издании "Киевский морполит. Третий выпуск". Лёгкая грусть и горчинка звучат в его словах, посвящённых памяти училища, которого уже нет: "Как мы жили, за что боролись? Что обрели, что потеряли? Что после нас останется земле и стране, которым служили, какое будущее ждёт народ, частью которого — плоть от плоти — были и пребудем до смертного час? …45 лет назад такое было невозможно. Невозможно глумление над святой памятью, фашистские шествия в Риге, Вильнюсе, Таллине, невозможен майдан в Киеве, непредставимы резня в Таджикистане, кровавые разборки в Киргизии, вспышки огня и злобы в Молдавии, войны в Чечне, Грузии… На Украине!!! 45 лет назад третий набор квумпарей выбирал дело жизни. Назначение — суть его заключалась в том, чтобы не пустить беду в большой общий дом... …самые неглупые и честные из нас понимали слабости и хвори системы, таящие недооценённую угрозу. Притом ясно видели главное, на чём стояла страна, удерживая мир в равновесии и давая надежду одолеть дурное в себе и в этом огромном, противоречивом и взрывоопасном мире — ради будущей, ещё небывалой жизни, пригодной для всех приходящих на грешную землю". После выпуска из училища самого Владимира Михайловича судьба забросила в Прибалтику, а оттуда — на Тихий океан, Дальний Восток России. В его биографии есть страницы службы на подводной лодке, флотской журналистики, писательской деятельности, он руководил Департаментом информации и печати в МГУ имени Г.И. Невельского, у которого хорошие партнёрские связи с Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России, а сегодня В. Тыцких работает в Дальневосточной государственной академии искусств. Один из его небольших рассказов "Как я не стал сыном лейтенанта Шмидта" очень ярко показывает, какой была в его время служба на подводной лодке: "Сейчас, вкусив новой жизни, даже странно думать, как мы когда-то были нужны Родине и народу…Экипаж в море — тут и говорить не о чем. Весь мир, вся жизнь втиснуты в стальные отсеки, зимой выстуженные почти до анабиоза, летом разогретые до вялого обморока. И вот оглохшая от перепадов давления на глубине, исхлёстанная солёными волнами на поверхности океана подводная лодка прижимается обшарпанным боком к родненькому причалу. Офицерам и мичманам до дома, до маленьких наших квартирок, у кого они есть, кому пару минут ходьбы, кому пара часов с пересадками — через весь любимый город. Рядом совсем!.. Солнце над Приморьем сияет почти круглый год. Но таким ослепительным, каким видим его мы, его не видит никто… Сейчас мы перейдём в казарму, и служба продолжится на берегу. Она не станет ни легче, ни трудней, она просто станет другой, однако такой же непрерывной и требовательной, как была в океане. Хорошо, если ещё до захода солнца пойдёт по домам сходная смена. Две трети офицеров и мичманов останутся в части… Считалось, что в праздники "наша бдительность и боеготовность должны быть ещё более повышенными". Поэтому праздники у командования корабля, как правило, были общими и неразлучными с экипажем. Выходные я делил пополам со старпомом. Когда отлучался из экипажа командир, вспомнит, может быть, только он сам. В общем, при всем хорошем, я, заместитель командира большой подводной лодки по политчасти, бывал на сходе в среднем полтора раза в неделю (или три раза в две недели — как кому удобно считать). Нередко уходил лишь после вечерней поверки, в двадцать два часа с копейками. А в шесть с небольшим уже стоял на автобусной остановке, чтобы успеть к подъёму флага. И вот при такой службе (хотел написать "при такой жизни", но какая же это жизнь!) подводники в массе своей умудрялись оставаться людьми разносторонними… Некоторые флотские офицеры и адмиралы (не только подводники) отличались высокой общей культурой, широтой кругозора и начитанностью. Капитан I ранга Игорь Максимович Литвиненко, бывший командир подводной лодки и преподаватель военной кафедры Морской академии имени Г.И. Невельского, мог бы, например, читать лекции студентам филфака по истории русской и украинской классической литературы XIX века — настолько неформально и глубоко он её знает. Командир эскадры подводных лодок вице-адмирал В.Г. Белашев… не выходил в море без книги. Одно время он "вывозил" на лодке молодого командира Петра Кондрикова, до сдачи им зачётов на самостоятельное управление кораблём — так лётчики обучают друг друга на "спарках". Так вот, Белашев, прознавший, что у меня есть интересные издания, перед выходом в море на нашей лодке приглашал меня к себе и просил собрать ему "походную библиотечку…" В заключение, поздравляя от души всех подводников ТОФ, предлагаем прочесть стихотворение Владимира Тыцких о флотском экипаже. Через тридцать лет(У ворот флотского экипажа)Вот здесь, в логу, вблизи крестов забытых — Не очень-то весёлый антураж, — Когда-то были мне врата открыты, Ведущие во флотский экипаж. Вот здесь, где ветры вновь чечётку пляшут, Ещё морской не видевший волны, Я примерял матросскую тельняшку, Мечтая дорасти до старшины. Такой родной, так странно недоступный, Почти уже забытый сам собой, Давно по этим каменным уступам Прошёл я за неведомой судьбой. Судьба моя — не то чтобы жестоко (Не так, чтоб я преодолеть не мог) — Но повторит рельеф Владивостока, Изрезанный и вдоль и поперёк. Уж всё, что было, вспомнится едва ли, Но вдруг забрезжит угольком в золе: Вот я стою у тумбочки, дневалю… Вот первый раз шагаю в патруле… Вот на планшете помечаю цели — Готовится торпедная стрельба… Вот… Я уже в запасе. Неужели. Вот это всё и есть моя судьба? «Прогресс Приморья», № 10 (374) от 17.03.2016 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |