Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 марта, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Морское братство на страницах книги

Презентация книги Владимира Тыцких "Киевский морполит. Третий выпуск" была посвящена 45-летию выпуска Киевского высшего военно-морского политического училища (КВВМПУ). Прошла презентация в стенах Общества изучения Амурского края, куда пришли бывшие курсанты — выпускники училища, которые, как и сам писатель, по воле судьбы попали служить на Тихий океан. Встретились старые добрые друзья, потому и сама презентация издания больше напоминала вечер встречи.

О том, что было на душе у этих служивых, радующихся тому, что видят друг друга, людей, об их размышлениях Владимир Тыцких, в прошлом подводник, как раз очень верно написал, как бы предугадывая это яркое событие, в новом историко-публицистическом издании "Киевский морполит. Третий выпуск". Лёгкая грусть и горчинка звучат в его словах, посвящённых памяти училища, которого уже нет: "Как мы жили, за что боролись? Что обрели, что потеряли? Что после нас останется земле и стране, которым служили, какое будущее ждёт народ, частью которого — плоть от плоти — были и пребудем до смертного час?

…45 лет назад такое было невозможно. Невозможно глумление над святой памятью, фашистские шествия в Риге, Вильнюсе, Таллине, невозможен майдан в Киеве, непредставимы резня в Таджикистане, кровавые разборки в Киргизии, вспышки огня и злобы в Молдавии, войны в Чечне, Грузии… На Украине!!!

45 лет назад третий набор квумпарей выбирал дело жизни. Назначение — суть его заключалась в том, чтобы не пустить беду в большой общий дом...

…самые неглупые и честные из нас понимали слабости и хвори системы, таящие недооценённую угрозу. Притом ясно видели главное, на чём стояла страна, удерживая мир в равновесии и давая надежду одолеть дурное в себе и в этом огромном, противоречивом и взрывоопасном мире — ради будущей, ещё небывалой жизни, пригодной для всех приходящих на грешную землю".

После выпуска из училища самого Владимира Михайловича судьба забросила в Прибалтику, а оттуда — на Тихий океан, Дальний Восток России. В его биографии есть страницы службы на подводной лодке, флотской журналистики, писательской деятельности, он руководил Департаментом информации и печати в МГУ имени Г.И. Невельского, у которого хорошие партнёрские связи с Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России, а сегодня В. Тыцких работает в Дальневосточной государственной академии искусств. Один из его небольших  рассказов "Как я не стал сыном лейтенанта Шмидта" очень ярко показывает, какой была в его время служба на подводной лодке: "Сейчас, вкусив новой жизни, даже странно думать, как мы когда-то были нужны Родине и народу…Экипаж в море — тут и говорить не о чем. Весь мир, вся жизнь втиснуты в стальные отсеки, зимой выстуженные почти до анабиоза, летом  разогретые до вялого обморока. И вот оглохшая от перепадов давления на глубине, исхлёстанная солёными волнами на поверхности океана подводная лодка прижимается обшарпанным боком к родненькому причалу. Офицерам и мичманам до дома, до маленьких наших квартирок, у кого они есть, кому пару минут ходьбы, кому пара часов с пересадками — через весь любимый город. Рядом совсем!..

Солнце над Приморьем сияет почти круглый год. Но таким ослепительным, каким видим его мы, его не видит никто… Сейчас мы перейдём в казарму, и служба продолжится на берегу. Она не станет ни легче, ни трудней, она просто станет другой, однако такой же непрерывной и требовательной, как была в океане.

Хорошо, если ещё до захода солнца пойдёт по домам сходная смена. Две трети офицеров и мичманов останутся в части…

Считалось, что в праздники "наша бдительность и боеготовность должны быть ещё более повышенными". Поэтому праздники у командования корабля, как правило, были общими и неразлучными с экипажем. Выходные я делил пополам со старпомом. Когда отлучался из экипажа командир, вспомнит, может быть, только он сам.

В общем, при всем хорошем, я, заместитель командира большой подводной лодки по политчасти, бывал на сходе в среднем полтора раза в неделю (или три раза в две недели — как кому удобно считать). Нередко уходил лишь после вечерней поверки, в двадцать два часа с копейками. А в шесть с небольшим уже стоял на автобусной остановке, чтобы успеть к подъёму флага.

И вот при такой службе (хотел написать "при такой жизни", но какая же это жизнь!) подводники в массе своей умудрялись оставаться людьми разносторонними…

Некоторые флотские офицеры и адмиралы (не только подводники) отличались высокой общей культурой, широтой кругозора и начитанностью. Капитан I ранга Игорь Максимович Литвиненко, бывший командир подводной лодки и преподаватель военной кафедры Морской академии имени Г.И. Невельского, мог бы, например, читать лекции студентам филфака по истории русской и  украинской классической литературы XIX века — настолько неформально и глубоко он её знает. Командир эскадры подводных лодок вице-адмирал В.Г. Белашев… не выходил в море без книги. Одно время он "вывозил" на лодке молодого командира Петра Кондрикова, до сдачи им зачётов на самостоятельное управление кораблём — так лётчики обучают друг друга на "спарках". Так вот, Белашев, прознавший, что у меня есть интересные издания, перед выходом в море на нашей лодке приглашал меня к себе и просил собрать ему "походную библиотечку…"

В заключение, поздравляя от души всех  подводников ТОФ, предлагаем прочесть стихотворение Владимира Тыцких о флотском экипаже.

Через тридцать лет

(У ворот флотского экипажа)

Вот здесь, в логу, вблизи крестов забытых —
Не очень-то весёлый антураж, —
Когда-то были мне врата открыты,
Ведущие во флотский экипаж.

Вот здесь, где ветры вновь чечётку пляшут,
Ещё морской не видевший волны,
Я примерял матросскую тельняшку,
Мечтая дорасти до старшины.

Такой родной, так странно недоступный,
Почти уже забытый сам собой,
Давно по этим каменным уступам
Прошёл я за неведомой судьбой.

Судьба моя — не то чтобы жестоко
(Не так, чтоб я преодолеть не мог) —
Но повторит рельеф Владивостока,
Изрезанный и вдоль и поперёк.

Уж всё, что было, вспомнится едва ли,
Но вдруг забрезжит угольком в золе:
Вот я стою у тумбочки, дневалю…
Вот первый раз шагаю в патруле…

Вот на планшете помечаю цели —
Готовится торпедная стрельба…
Вот… Я уже в запасе. Неужели.
Вот это всё и есть моя судьба?

«Прогресс Приморья», № 10 (374) от 17.03.2016 г.

Подготовила Светлана Светлая

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно