Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
01 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Кинематограф нашего города

27 августа — День кино, и во Владивостоке в библиотеке имени Басаргина, которая регулярно проводит мероприятия совместно с Приморским региональным отделением Союза машиностроителей России, состоялось событие, посвящённое появлению кинематографа в нашем городе. Одним из главных приглашённых и основным выступающим стал Дмитрий Эдуардович Рыкунов — историк кино, преподаватель Дальневосточного государственного института искусств, сотрудник Музея им. В.К. Арсеньева.

— Тема истории кинематографа во Владивостоке у меня как у сотрудника музея — главенствующая. Сколь ни популярен кинематограф, есть такие вещи, о которых мало кто знает. Мне выпала честь заниматься историей кино во Владивостоке. В этом году, например, отмечается 110-летие появления первого стационарного кинотеатра.

На самом деле, я думаю, что 27 августа — это неудачно выбранная дата для Дня кино. Откуда пошёл этот праздник? 27 августа 1919 года Совет народных комиссаров издал указ за подписью В.И. Ленина о национализации кинопромышленности. Этот указ был равносилен смертному приговору для российского дореволюционного кино в связи с тем, что начали отбирать киностудии и кинотеатры, они же иллюзионы. Начался массовый отток актёров за рубеж. Сначала актёры уезжают в Ялту — туда, где нет войны, где тепло. Помните, "Раба любви" — замечательный фильм Никиты Михалкова? А потом — в Париж, в другие страны.

Этот же указ привёл к тому, что из 1200 фильмов, снятых в дореволюционной России, сохранилось не более 350. Остальные были спрятаны, чтобы не отдавать властям. А это утаивание привело к тому, что многие картины, закопанные в землю, там и остались. Сам по себе праздник День кино, конечно, замечательный. У нас замечательные школы — режиссёрская, актёрская, операторская. Просто не совсем корректно подобрана его дата. Вот 15 октября 1908 года, когда вышел первый российский  фильм "Стенька Разин", — эта дата, на мой взгляд, больше подходит.

Но что касается Владивостока, то ему повезло больше, так как он на тот момент, когда реквизировались киностудии и кинотеатры, оказался в особой политической обстановке. Две революции перешли здесь в Гражданскую войну и интервенцию вплоть до 1922 года, киностудии у нас не было, а кинотеатры, переходившие из рук в руки, всё же функционировали и в то время.

Кино в стране до советской власти, конечно, было: кино снималось, его смотрели и любили. Почему? Потому что кино было доступным. Но если мы заглянем в историю его возникновения, то увидим, что кинематограф долго не признавали. Объявляли ярмарочным искусством или развлечением для плебеев. Показывали тогда фильмы на ярмарках и в каких-то павильонах — в местах, к искусству не предрасположенных. Другое дело — театр. К нему относились с благоговением.

Но всё поменялось очень быстро. Достаточно было 5-6 лет, чтобы всё пересмотрели в корне. Если в театр многие люди из низов попасть не могли, то кинотеатр был более демократичным и позволял им соприкоснуться с экранизированными произведениями Шекспира, Толстого, Островского и других классиков. Поэтому популярность кино завоевало мгновенно.

Пример — декабрь 1895 года, братья Люмьер показывают фильм "Бульвар Капуцинов". И менее чем через полтора года (в июле 1897 года) — кино уже во Владивостоке.

Объявление в газете "Владивосток" в рубрике "Чудеса науки и изобретений": "Честь имею уведомить почтенную  публику, что в павильоне, построенном на перекрёстке Светланской и Алеутской, при электрическом освещении будет демонстрироваться ежедневно с воскресенья 1 июля кинематограф".

С 14 до 18 часов в павильоне можно было записать свой голос на фонограф и прослушать его, а потом в 19 часов посмотреть кино. Этот период очень интересен — это действительно романтичный период. По всему миру нашлось много таких людей, как герой Андрея Миронова, которые брали эти первые установки и везли кино в глушь невероятную. А Владивосток на тот момент тоже был глухой провинциальный город, где стройки только разворачивались, где только сухой док заложили, памятник Невельскому только построили, и, по большому счёту, здесь мало было каких-то событий. Театральные труппы приезжали, но они быстро и уезжали.

Буквально через три недели за этим первым объявлением появляется новое, что в павильоне напротив "Кунст и Альберс" будет демонстрироваться кинематограф. И снова  27, 28 и 29 июля во Владивостоке показывали кино. Интересно было то, что этот человек, который  крутил кино в этот раз, пытался свой аппарат здесь и продать за треть от его стоимости. Это был настоящий герой, некто Моржецкий. Приобретя аппарат где-то в Европе — может быть, в Англии или во Франции, он проехал с ним Урал, Сибирь и Дальний Восток: Красноярск, Томск, Ново-Николаевск, Читу, Хабаровск и так далее. Последним пунктом путешествия был Владивосток. И он к этому времени просто устал — за 9 месяцев Моржецкий преодолел 8 тысяч километров. В каждом городе до Владивостока он искал такое же помещение, а специально приспособленных тогда не было. Были общественные собрания, клубы, и он тратил массу сил, чтобы уговорить того или иного хозяина разрешить ему показать свои чудеса — "живые картинки". Гигантский труд был проделан Моржецким, и во Владивостоке состоялся последний показ. Что было с ним дальше? Добрался ли он "Доброфлотом" в Одессу или ушёл в Китай, к сожалению, я не знаю. Время беспощадно, и  многие такие знаковые персоны просто исчезли в небытии, потерялись, и уже невозможно узнать, что с ними произошло.  

Это был период "блуждающего иллюзиона", когда кинематограф только начал активно развиваться.

«Прогресс Приморья», № 31 (395) от 01.09.2016 г.

Подготовила Марина Благодатская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно