Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

И клёпка, и сварка…

В 1952 году советские люди узнали, чем отличаются в судостроении и судоремонте клёпальный и сварочный методы работы. Случилось это благодаря художественному полнометражному фильму "Большая семья", снятому Иосифом Хейфицем по роману Всеволода Кочетова "Журбины". Позже, в 1954 году, тот же автор написал пьесу для театра "Семья Журбиных".

Фильм буквально ошеломил своей рабочей направленностью. Более того, режиссёр сумел собрать прекрасный ансамбль известных всей стране талантливых актёров: Сергей Лукьянов — Матвей Дорофеевич Журбин, глава семьи, старый рабочий; Борис Андреев — Илья Матвеевич, сын Матвея Дорофеевича, начальник на стапеле; Вера Кузнецова — Агафья Карповна, жена Ильи Матвеевича; Алексей Баталов — Алексей, сын Ильи Матвеевича, рабочий-клёпальщик; Сергей Курилов — Виктор, сын Ильи Матвеевича, столяр-изобретатель; Клара Лучко — Лида, жена Виктора, работница на верфи; Вадим Медведев — Антон, сын Ильи Матвеевича, кандидат технических наук; Борис Битюков — Костя, сын Ильи Матвеевича; Ия Арепина — Тоня, дочь Ильи Матвеевича, абитуриентка; Екатерина Савинова — Дуняша, жена Кости, работница на верфи; Елена Добронравова — Катя Травникова, невеста Алексея; Николай Гриценко — Вениамин Семёнович, заведующий клубом; Николай Сергеев — Александр Басманов, старый мастер-кораблестроитель, друг Ильи Матвеевича; Павел Кадочников — Евсей Константинович Скобелев, инженер; Лариса Кронберг (Соболевская) — Зинаида Павловна Иванова, молодой специалист; Борис Коковкин — начальник верфи; Иван Назаров — Михеев; Владимир Татосов — фотокорреспондент; Анна Лисянская — библиотекарь в клубе; Татьяна Пельтцер — тётя Лиза, эпизод; Петр Лобанов — милиционер, эпизод; Николай Емельянов — эпизод; Борис Кудряшов — эпизод; Александр Хлопотов — эпизод; Николай Емельянов — эпизод.

Авторы сценария — Всеволод Кочетов, Сократ Сетович Кара-Дэмур (Сократ Кара-Дэмур-Вартанян), Иосиф Хейфиц. Режиссёр — Иосиф Хейфиц. Оператор-постановщик — Сергей Иванов. Художники-постановщики — Виктор Волин, Виктор Георгиевич Савостин. Композитор — Венедикт Венедиктович Пушков. Звук — Арнольд Бенедиктович Шаргородский. Редактор — Д. Ландер.

Сюжет

В фильме рассказывается о большой семье Журбиных — потомственных рабочих-судостроителях. Рядом живут три поколения: дед Матвей, его сын Илья Матвеевич, четверо сыновей Ильи Матвеевича (Виктор, Костя, Антон и Алексей) и младшая дочь Антонина. Второй сын, Антон, приезжает из Ленинграда внедрять новый сварочный метод сборки кораблей, старший сын Виктор, мастер по изготовлению моделей будущих кораблей, пытается сконструировать универсальный станок для изготовления моделей. Самым сложным характером отличается и самые сложные перипетии сюжета проходит младший сын Ильи Матвеевича Алексей: он отделился от семьи, намереваясь жениться, но его девушка Катя увлекается заведующим клубом, который бросает её; Алексей находит в себе силы простить Катю и вернуть вместе с маленьким ребёнком. Из семьи Журбиных уходит Лида, жена Виктора, которая чувствует себя чужой в семье, где вся жизнь ее членов в первую очередь связана с постройкой кораблей. В связи с модернизацией производства многим приходится менять профессию. Илья Журбин пытается изучить основы алгебры, чтобы не отстать от других, и ссорится со своим старым другом мастером Басмановым, считающим, что их время уже ушло.

Пожалуй, эта лента стала последней в череде художественных фильмов в советском кинематографе, широко и правдиво изображающей тему рабочего класса на примере преемственности поколений и тему особой роли пролетариата в истории. Красной нитью в фильме проходит идея гордости рабочих, глашатаем которой является Илья Журбин. В дальнейшем подобные киноэпопеи сталинского периода были заменены "фильмами о производстве", особенно характерными для 1970-х годов. Сцена, в которой дед Матвей отечески журит директора за то, что у него два автомобиля и что парикмахер приходит к нему в кабинет, звучит назидательно по отношению к номенклатуре 70-х годов прошлого века.

Интересно то, что производственные сцены снимались, как принято говорить, на натуре — на судоверфи. Особо впечатляет сцена спуска на воду судна "Матвей Журбин". Съёмки проходили в городе Николаеве на судостроительном заводе имени 61 коммунара. Николаев — город на юге Украины, административный центр Николаевской области. Николаев был основан в 1789 году в Российской империи князем Григорием Потёмкиным. Вначале он строился как кораблестроительная верфь. В XIX веке город стал центром кораблестроения на Чёрном море, а также центром управления Черноморским флотом.

Международное признание

Фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в номинации "Лучший актёрский ансамбль" ("За лучший актёрский состав") в 1955 году. Ежегодный Международный Каннский кинофестиваль проводится в конце мая в курортном городе Канн на базе Дворца фестивалей и конгрессов на набережной Круазет во Франции.

Съёмки фильма обошлись государству в 3419 тыс. рублей. Его прокат собрал полные залы во всех союзных республиках СССР.

Заметим, что сварочное производство прижилось в судостроении страны не сразу. Его успешно применил на судостроительных заводах Приморского края учёный с мировым именем В.П. Вологдин, который является основоположником сварного судостроения. Виктор Петрович много лет был ректором ДВПИ им. Куйбышева во Владивостоке. Сегодня это — Инженерная школа ДВФУ, входящая в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России.

Если говорить о современности, то без сварки не обходится ни одно производство. Но и клёпка до сих пор используется на российских предприятиях, в том числе и в ПАО ААК "ПРОГРЕСС", в цехах которого собирают винтокрылые машины для нужд российской армии.

«Прогресс Приморья», № 39 (451) от 12.10.2017 г.

Подготовил Иван Безуглов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно