Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
11 января, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

«Тридцатьчетвёрка» – главный герой фильма

Ярким событием начала 2019 года стал, без сомнения, полноформатный художественный фильм "Т‑34", снятый российским режиссёром Алексеем Сидоровым. Он широко прошёл по стране в дни зимних каникул и никого не оставил равнодушным. Ясно, что кино о танкистах снимали многие отечественные режиссёры. Пожалуй, одним из фильмов, отразивших ситуацию, похожую на реальную фронтовую жизнь, была лента "На войне как на войне". Редакция газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в одном из номеров прошлых лет рассказывала об этом фильме.

Лейтенант, которого играл замечательный актёр Михаил Кононов, назначен командиром тяжёлого танка. Он в экипаже самый молодой – как говорится, не нюхавший пороху, по этой причине танкисты постоянно подтрунивают над ним. И, кажется, недолго быть ему командиром, но случай с боезапасом, когда один из танкистов неловко задевает чеку и устанавливает гранату на взвод, переворачивает всё. Пожалуй, этот эпизод стал ключевым, по той причине, что командир принимает личное решение спуститься в танк и вернуть чеку на место. Он не позволил ни одному члену экипажа выполнить это задание, молодой офицер всё сделал сам.

И как он ни скрывал тот случай, считая, что за халатность будет наказан, командованию всё же донесли о ЧП. Разбираться было некогда, поступил сигнал наступать, и дело отложили на поздние сроки. В итоге нерадивый командир "самоходки" в первом же своём бою превращается в героя, ворвавшись на танке в населённый пункт, занятый немецкими войсками. Экипаж работал слаженно, и подбитые машины врага тому подтверждение.

Фильм "На войне как на войне" снят в 60-е годы прошлого столетия по мотивам одноимённой повести Виктора Курочкина, но является до сих пор шедевром отечественного кинематографа. Фильм "Жаворонок", снятый тоже в советское время и в те же годы, – о танкистах, попавших в плен и давших согласие на участие в испытании на прочность как советского танка, так и собственных характеров. Экипаж понимал, что обречён стать полигонной мишенью, где проводились испытания "тридцатьчетвёрки". Планировался обстрел машины с разных позиций и разным видом снарядов. Но осуществить план гитлеровцам не удалось. Советские воины пошли на риск, и, причинив немалый урон врагу, погнали танк к фронтовой полосе, откуда можно было перебраться к своим. Заметим, несмотря на то что оба фильма чёрно-белые, они нисколько не уступают современным военным блокбастерам, которые заполонили наш кинематограф, как малый – телевизионный, так и большой – широкоформатный.

И лента "Т‑34", которую авторы презентовали в конце 2018-го, чем-то напомнила "Жаворонок", но в новой интерпретации. И дело здесь даже не в спецэффектах, дело в идее: танкисты не просто катаются на "тридцатьчетвёрке", постреливают, попугивают полицию, доводят до обморока немецкую фрау – нет, они ведут войну в тылу врага, и пусть их всего пятеро (включая и переводчицу), но они сила и готовы принять неравный бой, умереть, – но в плен не сдадутся. Туда они уже попадали под Москвой, в 1941 году, когда также приняли неравный бой. Выжили двое – командир танка (актёр Александр Петров) и механик-водитель (Виктор Добронравов). 

Пожалуй, подмосковный бой показан во всех проекциях, в том числе и с высоты птичьего полёта. Это позволяют сделать новые компьютерные технологии. И вообще, все главные эпизоды показаны крупно и выпукло. Правильный ход – приглашение на роль немецкого актёра Винценца Кифера, прекрасно сыгравшего роль Янгера, немецкого офицера-танкиста. 

Наш младший лейтенант Ивушкин и немецкий офицер Янгер столкнулись в противостоянии под Москвой и в конце войны – уже далеко от неё. И тут начинает раскручиваться знакомый старшему поколению сюжет "Жаворонка": советские воины идут ва-банк и вырываются из фашистского плена нестандартным путём – на танке. Огромная заслуга удачного побега принадлежит механику-водителю, белорусу, которого превосходно сыграл актёр Добронравов-младший. И его действия, и его речь, изобилующая диалектами и шутками, смягчили ситуацию, в которую попал отважный экипаж. По сути, благодаря механику-водителю и карте местности, которую удалось раздобыть переводчице (актриса Ирина Старшенбаум) беглецы сумели найти выход из безнадёжной ситуации.

Если говорить о главном герое младшем лейтенанте Ивушкине (Андрей Петров), то ему была отведена роль, прямо скажем, гениального командира, у которого мозг работает как хорошо отлаженный механизм. Его команды просты и понятны экипажу. При своей внешней хрупкости, незащищённости даже, Ивушкин силён духом, он может собраться и заразить танкистов коллективной идеей. Находясь на грани жизни и смерти, после нескольких неудачных побегов, он понял, что предложение Янгера стоит принять, хотя бы ради русской переводчицы, которая пришла к нему ангелом-хранителем. Он сумел собрать команду, которая, сплотившись, поставила главную цель и одержала верх.

Т‑34

И всё же главным "актёром" в этом фильме остаётся легендарный, дошедший до Берлина, танк Т‑34. Это о нём: "броня крепка…". Если вернуться в суровый 1941 год, то о новом советском танке заговорили именно тогда. Немецкое командование, получая донесения о действиях "тридцатьчетвёрок" на полях сражений, недоумевало, и причина была ясна как божий день: эта гусеничная машина являла для них загадку. Вовсе не случайно немец Б. Мюллер-Геллебранд после войны вспоминал: "На вооружение Красной Армии к началу кампании поступил новый танк Т‑34, которому немецкие сухопутные силы не смогли противопоставить ни равноценного танка, ни соответствующего оборонительного средства…" 

Заметим, Т‑34 явил собой истинно русскую мысль. Машину придумали в конструкторском бюро Михаила Ильича Кошкина, работавшем при Харьковском паровозостроительном заводе. Известно, что немало конструкторских разработок боевой техники до войны было скопировано с иностранных образцов, но "тридцатьчетвёрка" тем и отличалась, что стала истинно нашим продуктом, от задумки до воплощения. Недаром американские, немецкие, английские конструкторы в дальнейшем брали за основу именно нашу машину. И прародителем первых Т‑34 был М. И. Кошкин, выходец из крестьянской семьи, живущей в деревне, сумевший благодаря таланту и упорству вначале получить высшее техническое образование, в затем стать ведущим в стране инженером-конструктором на Ленинградском опытном заводе специального машиностроения. Именно его направляют в Харьков с заданием разработать новый средний танк на паровозостроительном заводе. 

Михаил Ильич для начала установил на бронированную "тридцатьчетвёрку" дизельный двигатель БТ‑7. Он пришёл к выводу, что только сочетания нескольких составляющих может обеспечить танку индивидуальность и неповторимость. Так появилась мощная длинная 76-миллиметровая пушка, мощный двигатель, исключительная ходовая часть и так необходимая в бою броневая защита. Конструктор практически сумел доказать, что пришло время не колёсной техники, а гусеничных машин, которые обладают высокой проходимостью в труднодоступных местах. Испытания доказали его правоту в том, что наклонная броня на башне – это гарантия безопасности на поле после попадания снаряда неприятеля.

Когда Сталин в 1940 году увидел машину в действии, он ликовал и назвал Т‑34 "ласточкой наших бронетанковых войск". Удивительно, но машина, задуманная в 1937-м, была готова к проекту уже в 1938 году. Его назвали "Объект А‑32". Зимой 39-го на совещании в Кремле Сталин утвердил проект, а летом того же года на заводе изготовили первые испытательные образцы. 

В начале 1940 года было принято решение отправить эти образцы своим ходом из Харькова в Москву. Своеобразный танковый пробег, который преследовал цель проверить проходимость машин в действии, на практике, состоялся. Двигались скрытно, в основном в ночное время и в стороне от автомагистралей, дорог, городов и сёл. Руководителем танкопробега был М. И. Кошкин. Путь был нелёгкий, но экипажи, в том числе и сам создатель, выступавший порой в качестве механика-водителя, вышли из этого путешествия победителями. Увы, конструктор в сентябре 40-го заболел воспалением лёгких – как свидетельствовали медики, именно в том пробеге – и скончался. Это была большая утрата как для армии, так и для страны в целом.

Серийное производство

Начиная с июля 1940 года и до начала Великой Отечественной войны армия получила 1 225 танков Т‑34. Серийное производство осуществили коллеги Михаила Ильича во главе с ведущим конструктором А. А. Морозовым. Танк, отлично проявивший себя на полях сражений, стал важнейшей ударной силой, недаром за весь период войны отечественный танкопром изготовил 58 681 танк данной модели. 

Львиная доля приходится на Харьковский завод, он был эвакуирован в Нижний Тагил, где с конвейера сошло 28 952 танка. На судостроительном заводе "Красное Сормово" выпущено 12 604 машины, в Омске – 5 867, чуть меньше – 5 094 танка – изготовлено в Челябинске, куда был эвакуирован Кировский завод из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Сталинград поставил 3 770 машин данного типа, Харьков – 1 675. Свердловский УЗТМ выпустил 719 "тридцатьчетвёрок", однако с 1942 по 1945 годы завод "Уралмаш" изготовил 5 634 машины – самоходные артиллерийские орудия на базе танка Т‑34. 

Заметим, за станками стояли в то время сегодняшние дети войны. Они вместе с женщинами и стариками, перевыполняя норматив, недоедая, недосыпая, ночуя в цехах, поставляли на фронт этот чудо-танк. Результативность стала возможна не только благодаря самоотверженному труду рабочих, но и КБ, работавшим при заводах, где была специальная служба, которая прислушивалась к мнению танкистов, особенно тех, которые прошли горнило жестоких боёв. Их знания и опыт применялись при модернизации танка Т‑34. Интересно то, что академик Е. Патон разработал и внедрил именно для этого танка автоматическую сварку брони, что в пять раз снизило трудозатраты и сократило время выпуска гусеничной боевой машины. В тот непростой период в усовершенствование танка вложили свои знания и умения конструкторы А. Горбачев, Р. Гроссман, М. Кац, Л. Кордунер, Н. Кучеренко и другие.

Придумать модель лучше

Очень точно и правильно сказал нарком танковой промышленности СССР В. А. Малышев, обращаясь к конструкторам, проектирующим танки: "Мы с вами не видим своего врага – гитлеровского конструктора. Но, не видя его, мы сражаемся с ним. И что бы там ни придумал немец, мы обязаны придумать лучше. Конструктор – это впереди смотрящий, разведчик. В незримой дуэли конструкторов мы должны быть сильнее…"

Его слова были пророческими, наша военная промышленность превзошла не только по качеству немецкие танки, но и в количественном эквиваленте стала лидером. Судите сами. Промышленность фашистской Германии, на которую работали многие ведущие заводы Европы, за военные годы выпустила 24 940 танков и 21 844 самоходные установки (САУ). Тагильский же "Уралвагонзавод" только по выпуску танков Т‑34 превзошёл всю Германию по выпуску бронетехники. Не берём во внимание танки, поставленные Красной Армии по ленд-лизу. Из поступивших в армию танков – кстати, не самых лучших образцов – многие были разобраны, и нашим танкостроителям приходилось, как говорится, доводить бронетехнику до ума. Таких танков поступило около десяти тысяч.

Мозговой штурм конструкторов, тем не менее, не прекращался. Перед Курской битовой он достиг своего апогея. После знаменитого сражения битва умов разгорелась с новой силой. Немцы внедрили более совершенные пушки, затем бросили на части Красной Армии новые самоходные артиллерийские установки. Это были "тигры", "пантеры" и "фердинанды". Однако наши конструкторы тут же достойно ответили. Зимой 1944 года войска получили первую партию обновлённых Т‑34‑85, с более мощной бронёй, модернизированной башней и пушкой. Именно на таком танке герои фильма "Т‑34" совершают побег с немецкого полигона. Немцы недаром решили практически проверить прочность советской машины, которая обладала на самом деле уникальными качествами. 

Стоит сказать, что простота конструкции и ремонтопригодность позволяли после выхода Т‑34 из строя на поле боя доставлять машину не на завод в глубокий тыл, а на базу подвижного ремонтного батальона, где специалисты возвращали танк к жизни. Не важно было даже то, что танки были изготовлены на разных заводах. Узлы и агрегаты обладали взаимозаменяемостью. Только под Прохоровкой большинство выведенных из строя "тридцатьчетвёрок" прошли восстановительный ремонт в полевых условиях и догнали наступающие части Красной Армии. Серьёзная потеря – люди; экипажи на отремонтированных танках менялись, к сожалению, часто.

Война закончилась, но потребность в танках не только не исчезла, она значительно возросла. На смену большой мировой войне пришли малые войны: в Корее, Вьетнаме, Сирии, Египте, Анголе, бывшей Югославии. И везде пригодились наши танки. Куба в своё время оценила надёжность и в то же время простоту "тридцатьчетвёрок", поставив их на вооружение бронетанковых войск. С годами на базе Т‑34 были разработаны другие модификации отечественных машин, которые модернизируются и сегодня, в современной Российской армии. Танковые биатлоны, которые проводятся не первый год, подтверждают, что дело великого конструктора М. И. Кошкина, подхваченное его коллегами, не забыто. Благодаря ему, создавшему великолепную машину Т‑34, сегодня существует всего две школы танкостроения – российская и натовская, которая объединяет ряд стран в агрессивный военный блок.

Михаил Ильич Кошкин прожил короткую, но яркую жизнь. Он награждён Государственной премией СССР первой степени в 1942 году. Спустя десятилетия, в 1990 году, конструктору присвоили звание Героя Социалистического Труда посмертно. Память о нём будет жить долго, на постаментах установлено 2 000 таких танков в разных странах мира. Стоит Т‑34 и во Владивостоке, городе воинской славы, в честь танковой колонны "Приморский комсомолец", которая формировалась в нашем крае во время войны. Никто не считал, сколько таких машин выставлено в исторических музеях разных европейских государств. Это подтверждает силу и мощь нашего бронетанкового щита, который позволяет не только гордиться Вооружёнными силами России, но и быть уверенными в том, что экипаж машины боевой всегда защитит нашу землю от любого противника, рискнувшего нарушить границы России.

«Прогресс Приморья», № 1 (514) от 11.01.2019 г.

Марк Сергунин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно