Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
05 апреля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Певец земли приморской

Продолжение. Начало в № 12

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России начала знакомить своих читателей с биографией и творчеством автора гимна Приморского края, члена Союза писателей СССР Бориса Евгеньевича Глушакова. Заметим, не многие приморские поэты сумели написать гимн родному краю. Б. Е. Глушаков сумел, и это обстоятельство, без сомнения, придаёт вес всему творчеству поэта.

"Май 1953 г. Среди сопок раскинулось село Реттиховка – настоящая лесная сказка. Цветет багульник, черемуха, цветут сады. В эти дни в реттиховскую школу приехал директор, учитель русского языка и литературы – Борис Евгеньевич Глушаков.

А скоро приморское радио принесло весть – в конкурсе на лучшую песню о Приморье заняли стихи Бориса Глушакова. И полилась песня “Как тебя не любить, наше милое сердцу Приморье…”

Так ученики и жители села узнали: их новый директор школы – поэт", – рассказывают о появлении в их селе нового директора школы односельчане – учителя и ученики школы Мария Дмитриевна Манько, Майя Александровна Дронова, Валентина Александровна Переверзева.

Благодаря члену Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, ведущему инженеру ОТК ОА "Изумруд" Ольге Федоровне Давлетшиной редакция газеты получила доступ к рукописям и воспоминаниям поэта, его родных и близких.

Приведем строки из воспоминаний Б. Глушакова: "Нас в семье было четверо: отец, мать, я и сестра Оля, старше меня на полтора года. Отца своего я запомнил с малолетства. Низкорослый, полноватый, с радушным внимательным взглядом голубовато-серых глаз, с пышными русыми, слегка закрученными кончиками вверх усами, он производил на меня особенно приятное впечатление тогда, когда бывал весел, разговорчив, любил пошутить, рассказать что-нибудь смешное, забавное, до которого был страстный охотник".

Отец будущего поэта, Евгений Тимофеевич, геолог, приехал в Приморье с Украины в самом начале XX века вместе с молодой женой, итальянской эмигранткой Элеонорой Бринетти. Скоро из Одессы во Владивосток переехала мать Элеоноры с дочерьми. Приморье и Владивосток понравились семье. Здесь и родился 1 февраля 1904 года Борис.

Отцу Бориса по делам службы приходилось бывать на Сахалине, в Сучане (ныне г. Партизанск).

Из воспоминаний поэта: "Но вообще-то был он большей частью молчалив, сосредоточен в себе, много читал по вечерам и казался чрезмерно серьезным, почти недоступным моей детской душе.

Но и в это время он мог неожиданно улыбнуться мне или Оле, усадить на колени, ласково погладить по голове и сразу стать милым, простым, добросердечным…

Уже достаточно повзрослевшим услышал я от окружающих меня знакомых людей, что отец женился на моей матери в тысяча девятьсот первом году, в возрасте, примерно около тридцати лет, когда ей еще не было и двадцати; что женился он по любви… Ладно зажили мать и отец, миром, покоем и счастьем веяло от их семейного очага…"

Воспитанием мальчика занималась в основном мать. Оле, старшей сестре, и Борису родители старались дать хорошее образование, приглашали учителей, детей готовили к учебе в гимназии. Оля играла на пианино (в будущем она стала учительницей музыки в Москве). Борис – на скрипке.

Из воспоминаний Б. Глушакова: "Запомнил я и сестру свою Олю, круглоликую, с точь-в-точь как у отца голубовато-серыми глазами, смышленую, добрую и отзывчивую.

Что касается матери, то я любил ее больше отца, больше Оли, с которой был дружен, особенно в малолетстве".

В 1910 году мать с Олей и Борисом совершили поездку в Европу, отдыхали в Швейцарии. По возвращении Борис поступил в коммерческое училище во Владивостоке, где в то время учился Александр Фадеев (он был старше Бориса на три года). Мальчики были немного знакомы, и первым литературным критиком Бориса был более опытный в поэзии Саша Фадеев. В годы учебы Борис начинает серьезно увлекаться поэзией. И главная тема его стихов – прекрасная природа Приморья.

"Мое увлечение поэзией началось со школьных лет. Что-то просилось в душу, томило ее из-за желания высказаться.

Я пробовал рисовать. Краски всегда бросались в глаза, волновали. Рисовал с натуры – портреты, натюрморты.

Однако в душе постоянно жило чувство какой-то неудовлетворенности этим увлечением. Чего-то не хватало, звука слова, что ли?"

Прекрасные панорамы Владивостока, открывающиеся с Орлиной и Тигровой сопок, бухта Золотой Рог и Амурский залив, пышная растительность покорили молодого поэта. Вспоминая об этом периоде, он говорит, что стихи тогда писались легко, быстро.

Из воспоминаний Бориса Евгеньевича: "И меня потянуло к поэзии. В наставники я взял Лермонтова, Байрона, Некрасова, Никитина. Стихи писались легко. Я объясню это возрастом, ибо чем дальше, тем труднее становилось писать, росло чувство ответственности за каждое то или иное употребленное слово".

Борис Глушаков: Радость земного бытия

Земная опора

Взбираясь все дальше и выше

На этот утес поднебесный,

Я словно нездешнюю музыку слышу:

Иные, особые

звуки и песни…

И вот я стою на вершине,

Под самыми облаками. 

А море внизу – сине-сине,

С зелеными берегами.

Здесь ветер, подобно лире,

Звенит струной мелодичной.

Здесь дали светлее и шире,

Красивей и необычней…

Мне вечность кажется 

дымкой голубою, 

Окрасившей нежно 

Вселенной просторы,

И все же я твердо 

чувствую под собою

Земную опору,

Земную опору.


Сихотэ-Алинь

День погас. За чащей скрылось 

море,

И встает со всех концов вдали

В звездно-голубеющем 

просторе

Горной цепью 

Сихотэ-Алинь.

Было так: 

буран здесь выл сиреной,

Волны глухо били в берега.

А теперь не то: 

поют антенны

И шумит по-новому тайга.

В белой дымке пашни 

потонули,

Где-то песня льется 

далеко…

Мчится поезд. 

Потому ли

На душе 

светло 

и так легко?


Лось

Могучий, стройный, 

из ручья он воду пил.

Нагнув рогов крутых 

Ветвистый куст…

Ушами прядая, 

все слушал и ловил 

Таежный шорох,

Отдаленный хруст…

Но вот он поднял голову 

и замер…

Сверкали капли 

в сизой бороде.

Какими восхищенными 

глазами

Сквозь редкий лес 

Я на него глядел!


На границе

Чуть плещет в тихом озере вода.

Здесь все в глухом молчании уснуло.

И кажется, что гор крутых гряда 

В кромешной тьме навеки 

потонула.

Но тишина обманчива. Порой

То крикнет сыч, то, 

листьями играя,

Вдруг ветерок промчится стороной,

Дыханьем влажным чащу овевая.

Здесь до утра свой пост 

сторожевой

Обходит пограничник-часовой,

Наш мирный труд, наш край 

оберегая.

Застава. Тишь. В ущелье 

мрак таится.

Ночь пахнет влагой, сочною травой.

И начеку надежный часовой.

Хоть он устал, продрог – 

он на границе.

 

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 13 (526) от 05.04.2019 г.

Елизавета Романовская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно