Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 апреля, пятница
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Чудак, художник, филантроп

Продолжение. Начало в № 5

Газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России в двух номерах знакомила своих читателей с художником Романом Малаховым. В этом номере мы завершим рассказ о нем коротким интервью.

Перед холстом – как перед исповедью

– Роман Николаевич, основа Вашей трудовой деятельности – преподавание. Где Вы преподавали?

– Начал преподавать я в Пензе. Сначала боялся, думал: что для этого нужно, подхожу ли я? А директор художественной школы Валентина Сидоренко сказала: "Люби детей – это самое главное". За 30 минут до занятия сядь и успокойся, подумай, зачем эту нужно, оставь дома все сковородки. Продумай, чем будете заниматься на уроке, куда пойдете на пленэре. 

Потом преподавал в Академгородке Новосибирска, на Сахалине, в Углегорске, где наша школа заняла второе место среди 130 школ. На Камчатке, в Вилючинске, преподавал, когда приехал в Приморье – в Большом Камне вел передачу "Акварель" по телевидению, работал в школе. Потом – во Владивостоке тоже преподавал в художке. Ну, и вот последние годы, включая работу в Китае.

– Что для Вас преподавание?

– Обмен энергией. Можно сказать, что ты к вечеру устаешь, а можно по-другому посмотреть. Тебе тоже что-то приходит. На Сахалине работал в три смены, плюс еще в музее. Придешь как тряпочка, а вечером думаешь, что будешь давать им завтра. А дети говорят: нам это неинтересно. Продумываешь три варианта. Но лучше всего просто расслабленным приходить и импровизировать. Свой подход должен быть к каждому ребенку.

– Где у Вас были выставки?

– В Пензе (молодежная выставка), Новосибирске, на Сахалине несколько выставок; там мы познакомились с Владимиром Старовойтовым. В Вилючинске – 60 картин. Во Владивостоке выставлялся.

– Вы работаете и маслом, и пастелью, есть и угольные, и карандашные наброски. Опять же – фрески. Какой материал Ваш любимый? Какую технику предпочитаете?

– Самая сложная техника – это акварель. Почему ее дают детям, непонятно. Чтобы акварелью что-нибудь написать, нужно заранее продумать слой за слоем. На сегодняшний день мой любимый материал – пастель. Пастель – самый древний материал. Акварель от времени выцветает, гуашь – темнее, масляные краски сохнут сто лет, а потом трескаются. Пастель же сохранилась в пещерах, это охра. Любая краска имеет один секатив, растерли и добавили что-либо. Капнули льняного масла – получили масляные, на яичке разбавили – получили темперу, на меду – акварель. От связывающего вещества зависит. Но можно рисовать чем угодно. Чему мы должны учиться в первую очередь – это чувству композиции.

– У Вас свой особый стиль, мазки ложатся определенным образом, в глубине композиции какие-то сверхдетали. Что у Вас за направление?

– Краска – не самое главное. Пастозность – не моя техника. Я не кладу много краски. Самое главное – гармония. Про направление не скажу. Мы все вышли из пещеры. Настоящий художник должен достучаться до человека, он должен уметь передавать свою радость и получать удовольствие от работы.

– Где Вы черпаете вдохновение? Откуда берутся темы?

– Я отражаю жизнь, внося свежий воздух "из форточки". Темы природа подсказывает.

– Кто Ваши учителя?

– Мой учитель – Бог. На Камчатке много дал мне Виталий Александрович Шохин. В Николаеве – Андрий Даниилович Антонюк, в 2013 году в Киеве состоялась его выставка.

– Что для Вас – быть художником?

– Вообще когда я был маленьким, мечтал стать художником, чтобы иметь возможность передать информацию другим поколениям. Я думал: "Вот через 300 лет меня уже не будет, и здорово было бы, если бы люди смогли узнать, что я думал и чувствовал".

Живопись создана для цвета. Сейчас она себя в некотором смысле изжила в плане того, что обществу не надо таких картин, как "Арест пропагандиста" Репина или "Бурлаки на Волге". Мастерицы, создающие картины из бисера, Шилов с их точностью и аккуратностью уже не так востребованы. Хорошо это или плохо? Сейчас большинство – "да я Шагал". Ну, и шагай. Нет, сам по себе Шагал очень интересен, неинтересны те, кто под него "косят". А в чем разница между Шагалом и подражателями? У Шагала холст – это свет. Для него краска – это примитивизм. Перед холстом сидишь – как перед исповедью. Это молитва для каждого художника. Которая превращается в песню. Положил мазок, положил два, три – посмотрел на небо, остановился. А кто Шагалу механически подражает, не понимает, что у него холст светится изнутри. Не важно, какую краску он положил, но он там танцевал. Вот что значит быть художником.

– Что Вы хотите сказать в своих картинах?

– Что человек на планете Земля не должен думать, что он умнее планеты. Он гость, он – единое целое с этим миром. Солнце – одно, но для каждого оно свое. Все, что делаешь, делай ответственно.

– Что Вы хотите пожелать читателям газеты Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России?

– Учитесь любить. Наша планета набирает скорость, а нам надо скорость сбавлять. "Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее", как говорил Владимир Семенович Высоцкий. Мы загоняем себя, мы всякий раз подгоняем детей: "Давай быстрее!" А может, ради детей планета и существует?

«Прогресс Приморья», № 14 (527) от 12.04.2019 г.

Оксана Рождественская

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно