Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 апреля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Звезда экрана. Премьера фильма «Черная акула»

25 лет назад в городе Арсеньеве состоялась премьера художественного фильма "Черная акула". Фильм вышел на экраны в 1993 году, но местная премьера состоялась 20 апреля 1994 года. Главным событием этого дня, можно сказать, был даже не показ фильма, а показ вертолета Ка‑50 на центральной площади города перед началом фильма.

Об организации этого полета вспоминает Андрей Иванович Кузнецов, в то время начальник летно-испытательной станции авиакомпании "ПРОГРЕСС", сегодня лидирующего предприятия Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Примерно дней за десять до этого события в его кабинете раздался звонок прямого телефона генерального директора завода Виктора Ивановича Манойленко. Виктор Иванович сообщил, что в городе планируется показ фильма "Черная акула" и коротко спросил своего подчиненного: "Мы сможем показать вертолет Ка‑50 на Комсомольской площади?"

Иными словами, генеральный директор хотел знать, есть ли вертолет, который находится на таком этапе технологической отработки, что сможет выполнить перелет и посадку на Комсомольскую площадь.

Андрей Иванович ответил: "Да, есть такой вертолет". Вопроса же о том, можно ли приземлить вертолет в центре города, вообще не стояло. Виктор Иванович поставил задачу: "Готовь свои предложения, встретимся – поговорим". Запас времени был.

"На первом Ка‑50 мы взлетели в 1991 году, – вспоминает А. И. Кузнецов, имея в виду первый вертолет, изготовленный на предприятии, – а к 1994 году мы его освоили еще не в полном объеме. Государственные испытания вертолета были еще не завершены, и мы сдавали вертолеты на распараллеливание программы государственных испытаний между несколькими вертолетами. Вертолет был освоен летчиками-испытателями и инженерно-авиационной службой летно-испытательной станции. Мы, командой, которой были С. П. Свинцов, А. В. Ковбунов, А. А. Ковалев, летчики-испытатели А. И. Довгань и А. К. Григорьев, вопрос всесторонне проработали".

Но должностной мощности авиационных специалистов для решения данного вопроса не хватало. Требовалось подключение городских властей. Ведь нужно было договориться, чтобы Комсомольскую площадь освободили от торговых рядов. Ее также необходимо было почистить и полить водой, чтобы не пострадали вертолетные двигатели от пыли и посторонних предметов. На площади должна была быть и милиция, чтобы обеспечить безопасность людей. Соосная схема вертолета Ка‑50 давала мощный поток воздуха на висении, примерно в 1,5 раза сильнее, чем у вертолетов Ми‑24 и Ми‑8. Дует сильно! А интерес к вертолету и к его такому эффектному появлению в центре города предполагался большой.

И нужно было, чтобы вертолет был оцеплен на достаточном удалении от людей, начиная с момента, как он совершит посадку и выключит двигатели, и до момента, когда перестанет представлять опасность для прохожих.

"Мы придумали взять стойки и полосатую ленту, чтобы на определенном расстоянии от вертолета сделать запретный периметр, – смотреть можно, а дотянуться нельзя. Тогда я предложил, чтобы к вертолету подвесили именно то съемное вооружение, которое продемонстрировано в фильме", – говорит А. И. Кузнецов.

Настал день премьеры. Нельзя было допустить, чтобы это все было пущено на самотек. Андрей Иванович взял машину руководителя полетов и сам лично убедился, что площадь готова, полита водой, и после этого дал "добро" не перелет и посадку.

Пилотировал вертолет заводской летчик-испытатель Анатолий Иванович Довгань. Именно он проводил летные испытания первого вертолета Ка‑50, изготовленного на предприятии. Сейчас он живет в Москве, на "Прогрессе" работал до 1995 года.

Итак, вертолет прилетел. Заход на посадку был достаточно сложным. Требовалось зайти на большой высоте 70–100 метров, погасить поступательную скорость и начать вертикальное снижение с небольшой вертикальной скоростью. Народ, собравшийся на Комсомольской площади, бросился было к вертолету, когда он еще только стал снижаться перед посадкой, но милиция всех отсекла: безопасность важнее всего. Вертолет приземлился. Двигатели выключили, лопасти остановились. Авиатехники подошли и огородили вертолет стойками и ленточкой. Сами зашли за нее и стали контролировать пространство около машины, чтобы широкие массы трудящихся не касались её. Милиция сняла свои кордоны.

Вертолет простоял минут 25–30. В это время авиатехники отвечали на вопросы. Летчик-испытатель Анатолий Иванович Довгань ходил со шлемом в руках и тоже отвечал на вопросы. Интерес у публики был огромный.

И вот через громкоговоритель со служебного (заводского) автомобиля сообщили о том, что вертолет будет запускаться и взлетать, попросили освободить пространство вокруг вертолета. Все горожане, насладившиеся близким присутствием грозной боевой машины, послушно отошли от вертолета. Летчик-испытатель уселся в кабину, запустил двигатели. Вертолет вертикально поднялся до высоты метров 100, развернулся носом на заводской аэродром и улетел. Вот так просто, но со вкусом прошло первое и единственное приземление вертолета Ка‑50 на центральной площади города Арсеньева.

Если же рассматривать этот полет с авиационной точки зрения, то это была "посадка на площадку ограниченных размеров, подобранную с воздуха".

Фильм

После отлета вертолета горожане поспешили в кинотеатр на премьеру фильма.

"Мы все были приглашены на премьеру фильма для выступления и ответов на вопросы – продолжает А. И. Кузнецов. – На сцене были расставлены столы и стулья для выступающих. Был генеральный директор Виктор Иванович Манойленко, Валерий Иванович Булгаков, как представитель фирмы "Камов". Всего несколько человек, которые приложили немалые усилия для освоения вертолета Ка‑50 у нас на предприятии. И поскольку ЛИС является завершающим звеном в технологическом цикле изготовления вертолета, то пригласили и меня. Тем более что мы так славно продемонстрировали вертолет, который многие горожане (не заводчане, конечно) в жизни так близко никогда не видели. И перед тем как его увидеть в фильме, они на него посмотрели “живьём”. Народу был полный зал. Я тоже остался в зале и посмотрел фильм".

Андрей Иванович считает, что о высоких художественных достоинствах фильма говорить не приходится. Ему как авиационному специалисту и человеку с тонким художественным вкусом веришь, да и автор сценария фильма Сергей Птичкин в книге "Генеральный конструктор С. В. Михеев" (2013 год) тоже признается: "Не будем говорить о художественных достоинствах старого кино – лучше снять было невозможно. Фильм запускался еще в СССР в 1991-м, а снимался уже в СНГ, в независимом государстве Узбекистан в 1992-м. Не было необходимого финансирования, случился гайдаровский обвал рубля. Началась война в Таджикистане, и бригада спецназа, которая обеспечивала всю работу съемочной группы, улетела ее гасить. Съемки свернули, режиссеру Виталию Лукину пришлось монтировать фильм из небольшого материала, который удалось отснять буквально за несколько дней".

Для арсеньевцев будет примечателен тот факт, что в фильме, и это замечает А. И. Кузнецов, показаны кадры, запечатлевшие момент после первого испытательного полета – разговор летчика-испытателя А. И. Довганя с генеральным конструктором вертолета С. В. Михеевым в мае 1991 года.

В самом начале 1990-х, когда у сценариста фильма "Черная акула" Сергея Птичкина зародилась идея показать средствами художественного кино красоту советской военной техники, не сразу, но он нашел того, кто тоже загорелся идеей создания кино. С. В. Михеев, генеральный конструктор вертолета, согласился на настоящую киноавантюру еще и для того, чтобы посмотреть, как его машина поведет себя в горно-пустынной местности, в условиях высоких температур и большой разреженности воздуха, ведь госиспытания тестов в горах не предусматривали. И показала себя "Черная акула" на съемках фильма в горах в 1992 году блестяще.

А. И. Кузнецов от себя добавляет, что у генерального конструктора была еще, видимо, мысль продемонстрировать свой вертолет кинозрителям. Ведь Ка‑50 был совершенно уникальным вертолетом по конструкции, применяемым технологиям, составу бортового оборудования, совершенно новой, революционной концепцией боевого применения, учитывая его непревзойденные летные характеристики по маневренности и простоте пилотирования.

Герой России, Генеральный конструктор вертолета С. В. Михеев, кроме как в документальных кадрах, вставленных в фильм, реально играет в фильме и указан в списке актеров. Да что там С. В. Михеев! О съемках тогда совершенно секретного вертолета нельзя было и мечтать, но в 1990-е оказалось возможным и не такое…

Кстати, известно, что в главной роли в фильме выступал выкрашенный в черный цвет опытный вертолет, созданный на заводе разработчика – фирмы "Камов". Машины, выпущенные на "Прогрессе" с 1991 по 1993 годы, были заняты для проведения государственных испытаний.

Эпизод погони Ми‑24 и Ка‑50. Комментарий А. И. Кузнецова: "В начале 2001 г. я был в Чечне на аэродроме Северный (Грозный) вместе с боевой ударной группой, состоящей из двух вертолетов Ка‑50 и одного вертолета камовской фирмы, который был доработан установкой на него новых перспективных систем, который представлял собой по электронной комплектации аналог вертолета Ка‑52. Благодаря этому можно было посмотреть, как в боевой ударной группе работает вертолет-бригадир совместно с вертолетами-гладиаторами. Летчики, которые прилетели из Торжка на вертолетах Ка‑50, сначала летали парами за вертолетами Ми‑24 на боевые задачи. Ми‑24, опытные и мудрые, знали весь район полетов. Поэтому сначала ведомыми были Ка‑50. Дня через 3–4 летчики освоились, изучили район полетов и поменялись местами. Впереди стал летать вертолет Ка‑50. Ведомым – Ми‑24. Это высокогорье, ущелья, теснины. И вот, когда вертолет Ми‑24 стал летать ведомым за Ка‑50, я своими ушами услышал такой мужской энергичный диалог летчиков на магнитофонной записи: “… ты не забывай, что я Ми‑24! Куда ты такие виражи закладываешь? Я же за тобой не успеваю”.

Воздушный бой между вертолетами, который так красочно показан в фильме “Черная акула” на близкой дистанции, в реальности завершился бы за минуту с гарантированным уничтожением вертолета Ми‑24".

И все, кто смотрел картину, могли своими глазами видеть поистине фантастические возможности вертолета Ка‑50 в условиях гор.

«Прогресс Приморья», № 16 (529) от 25.04.2019 г.

Татьяна Болотникова, специалист по экспозиционной и выставочной работе музея истории и трудовой славы ПАО «ААК “ПРОГРЕСС”»

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно