|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Есть свои традиции на флоте…Многие из нас, будучи детьми, при виде бескозырки стремились окунуться в морскую стихию, оказаться там, где воют ураганные ветры и над кораблями вздымаются пенящиеся валы, где человек в морской форме подчиняет себе стихию, закаляя волю и характер. Между тем быть моряком во все времен считалось призванием сильных и бесстрашных людей. Отважные и мужественные матросы и офицеры, выдающиеся флотоводцы и талантливые кораблестроители в течение многих и многих лет создавали военный российский флот, заслуживший уважение народов мира и неувядаемую славу родному Отечеству. Более чем за трёхсотлетнюю историю нашего флота русские моряки провели 24 крупных морских сражения, из которых 23 выиграли (кроме Цусимского). В общей сложности в них принимало участие 815 кораблей со стороны противника и 588 русских, при этом неприятель потерял более 200 кораблей; 75 раз противник спускал свои флаги перед кораблями российского флота, но никто и никогда не видел спущенного перед врагом нашего флага. Если хотите, это священная традиция российского военного флота – не спускать флаг ни при каких обстоятельствах. И таких традиций на Военно-морском флоте немало. Сегодня газета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России обращается к теме морской формы. Понятное дело, что она менялась с развитием парусного, парового, дизельного и, наконец, атомного флота. Возможно, для кого-то станет открытием, что морские расклешённые брюки держались на бёдрах матроса благодаря крупным боковым пуговицам и никаких "молний" на гульфике не было. Заметим, брюки клёш появились именно на флоте. Ещё во времена парусного флота моряки носили брюки особого покроя. Брюки расширялись книзу начиная от бедра. Такая форма называлась cloche, что с французского обозначало "колокол, труба", а по-русски так и звучало – клёш. Такой покрой имел исключительно практическую необходимость: во время уборок корабля, мытья палубы, при подъёме на реи и во время причаливания к отлогому берегу, чтобы не замочить брюки, их легко закатывали кверху. Также у морских брюк раньше была застежка – лацбант. Спереди брюк имелся откидной клапан, и вместе с широкими штанинами такая модель брюк давала возможность моряку, упавшему в воду, быстро освободиться от одежды и всплыть. Когда две боковые пуговицы расстегивались, то стоило интенсивно поболтать ногами в воде, и за счёт широких клёшей брюки сами соскальзывали, не задевая ботинок. Впрочем, раньше и ботинки были снабжены не шнурками, а резиновыми вставками. Выходя на берег, моряки частенько вшивали в концы брючин кусочки свинца. Низы колыхались при дуновении ветра и создавали образ "штормовой клёш". Но таких "супермодников" начальство наказывало за порчу формы. Со временем необходимость в клёше отпала. В русском императорском флоте матросские и офицерские брюки из чёрной шерсти или сукна были прямого покроя, умеренной ширины, без малейшего намёка на клёш. С 1909 по 1910 год в силу моды, возникшей в гражданской мужской одежде, морские офицеры, главным образом молодёжь, стали носить брюки клёш. Их примеру последовали, правда, лишь вне училищ, и воспитанники Морского корпуса. Матросам перешивать казенные брюки и носить брюки клёш категорически запрещалось. Тем с большей силой с первых месяцев Февральской революции началась массовая перешивка матросских брюк на фасон с раструбом внизу, приобретавшим иногда нелепые, карикатурные размеры. В нашем современном российском Военно-морском флоте форма изменилась значительно. Брюки клёш считаются атавизмом, они остались лишь в памяти тех, кто в период службы их носил. Достаточно широкий клёш сохранили фотографии и рисунки "дембельских" альбомов. Сегодня брюки клёш у моряков практически вышли из обихода во всех государствах. Многие служившие трёхгодичную срочную службу советские моряки с ностальгией вспоминают те времена и, конечно же, расклешённые брюки. На "гражданке" они долго не могли привыкнуть к узким брюкам и заказывали в ателье привычный "клёш". Красиво смотрелись "клёши" с бушлатом и бескозыркой. Тут, как говорится, ни дать ни взять. Ясно, что и в военно-морских училищах курсанты носили расклешённые брюки, но у них была и другая традиция: с 1 января 1940 года в ВМУ введено ношение курсантами палашей. С 1958 года палаш стал предметом парадного оружия лишь для ассистентов при знамени. Конечно, слабый пол всегда обращал внимание на бравых моряков, "подметающих" асфальт широкими клёшами. Как бы там ни было, широкий покрой военных моряков вполне гармонировал с узким покроем прекрасной половины человечества, что вполне естественно и закономерно. Форма военного моряка всегда была в чести и заставляла биться сердца девушек чаще. Вовсе не случайно только на флотских балах дамы приглашают кавалеров, а не наоборот. «Прогресс Приморья», № 30 (636) от 13.08.2021 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |