Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
02 февраля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Первый ранцевый парашют: место изобретения — Россия

К 140-летию со дня рождения Г.Е. Котельникова

"Россия. Котельников". Это не запись в анкете или автобиографии. Так, больше ста лет назад, назвал свое диковинное изобретение человек, не имевший к авиации никакого отношения. И тем не менее именно ему, провинциальному актеру, летчики всего мира могут сказать искреннее "спасибо" за хорошо выполненную работу. Поскольку аббревиатура "РК-1" была присвоена первому парашюту.

Откровенно говоря, парашюты существовали до появления "РК" и использовались довольно активно. Но лишь для прыжков с аэростатов. Рождение и стремительное развитие авиации с ее скоростями и маневрами требовало нового подхода к безопасности авиатора.
Как нередко бывало в истории, герой появился случайно и вовсе не с той стороны, откуда его можно было ждать. Им неожиданно (даже для себя) стал русский актер Глеб Евгеньевич Котельников. К 1910 году ему уже исполнилось 38 лет, и в жизни он повидал немало. Военный по образованию (в 1894 году окончил Киевское военное училище), техник и изобретатель по призванию, актер по профессии (а еще — драматург, поэт и композитор), он был человеком впечатлительным и эмоциональным. Нелепая гибель 6 октября 1910 года на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге Льва Мациевича его в буквальном смысле потрясла. Совершая в воздухе сложную фигуру, самолет Мациевича перевернулся, и летчик просто выпал из него и разбился насмерть. Именно это событие стало поворотным в судьбе Котельникова. Вся его последующая жизнь была подчинена одной цели — созданию парашюта. И первым реальным достижением Котельникова стал новый подход к "парашютному" вопросу, сформулированный им коротко: "Всегда при мне!". Эта новая идея удовлетворяла трем главным принципам действия парашюта: быть всегда с летчиком, не мешать ему покинуть самолет в случае необходимости и раскрываться автоматически, если авиатор без сознания. Но как достичь этого? Как всегда помог случай. Однажды он увидел, как знакомая актриса достала из маленькой сумочки большую восточную шаль из очень тонкого, но плотного шелка. Вот что нужно — шелк! Но где разместить парашют? Первое, что приходит в голову — в шлеме авиатора. И поначалу действительно получилось неплохо — кукла с таким парашютом опускалась отлично. Но расчеты показывают: чтобы удержать в свободном падении тело весом около 80 килограммов, нужен купол площадью в 50 квадратных метров. Такое количество шелка в шлем не уложить. Тогда куда?! Конечно же, в ранец, затвор которого соединить шнуром с самолетом. Это для того, чтобы парашют раскрылся самостоятельно в случае необходимости спешно покинуть кабину. Ладно, с ранцем понятно, а как его закрепить на летчике? Прежнее крепление на поясе не подходило — толчок, которым сопровождалось его раскрытие, приводил к травмам органов живота. Чтобы этого избежать, Котельников создает целую подвесную систему: парашют крепится сразу к нескольким точкам — к поясу, нагрудному обхвату и плечевым лямкам. Кстати, новая система крепления приводит Котельникова еще к одному открытию: разделенные на две части стропы парашюта не дают парашютисту вращаться при падении. Более того, человек приобретает способность самостоятельно управлять полетом.

Первые испытания прошли в Новгороде (чтобы никто не видел и не украл идею), и манекен совершил первый парашютный прыжок... с воздушного змея. Это был успех! Который военное ведомство, однако же, восприняло весьма сдержано. Как анекдот приводятся слова генерала, возглавлявшего комиссию по рассмотрению проекта. Уважаемый военный заявил, что прыжок с парашютом невозможен, ибо у парашютиста... оторвутся ноги. Еще дальше в своих выводах пошел великий князь Александр Михайлович, свое отношение к парашюту высказавший следующими словами: "Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности... будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели".

Впрочем, один человек заинтересовался изобретением Котельникова. Коммерсант петербургской авиационной фирмы "Ломач и Ко", предвкушая барыши, выделил деньги на изготовление двух парашютов. Он же повез в январе 1913 года в Париж на международный конкурс авиационных парашютов их и первого в мире парашютиста — студента консерватории Владимира Осовского. Он-то и совершил в Руане с 53-метрового моста через Сену первый в мире прыжок с ранцевым парашютом. Увы, Ломач не выполнил своего договора с Котельниковым и не запатентовал изобретение за границей. Более того, опытные образцы парашютов он в Россию не вернул. И русские авиаторы были вынуждены использовать крайне неудачную модель парашюта французской фирмы "Жюкмес".

Оскорбленный до глубины души Котельников забрасывает свои модели в чулан и с головой уходит в театральную деятельность. Потеря приоритета тяжело отражается на изобретателе. Название парашюта РК-1 ("Русский. Котельникова. Модель первая") становится пустой фразой.

Но вскоре о Котельникове вспомнили. Ему предлагают изготовить 70 парашютов для самолетов-гигантов "Илья Муромец" и поручают создать парашют, способный опустить на землю тяжелую пушку. И хоть в целом затея не удалась, Котельников изобретает и успешно испытывает по сути дела первый в мире грузовой парашют.

Революцию Глеб Евгеньевич Котельников встречает восторженно. Уже в 1918 году в первом сборнике "Трудов аэростатического отдела летучей лаборатории" его парашют признан лучше и надежнее французских. И, наконец, сбывается то, о чем изобретатель и актер не мог и мечтать — ему дают лабораторию. Результатом становится появление модели РК-2, в которой стропы уложены в отдельные соты внутри ранца, что предохраняет их от спутывания. А в 1924 году Глеб Евгеньевич впервые в мире заменяет ранец парашюта мягким конвертом — парашют, распускаясь, остается без ранца вовсе. Правительство вручает ему уникальный персональный знак — "Конструкторский, первый".

... В конце 1941 года почти слепого, голодного, сильно подорвавшего здоровье Котельникова вывозят из блокадного Ленинграда на Большую землю. Он понимает, что времени у него осталось очень мало, и, несмотря на тяжелое состояние, опять садится за работу — пишет книгу о своем детище, его истории и о тех людях, которые веками искали решение проблемы безопасного спуска на землю при помощи парашюта. Автор увидит выход своей книги в свой последний, 72-й, год жизни. Книги, названной просто и емко — "Парашют"...

«Прогресс Приморья», № 4 (167) от 02.02.2012 г.

 

Отзывы (1)

propeciatimeBateKetly, 28.11.2012 1:20
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно