|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Первый ранцевый парашют: место изобретения — РоссияК 140-летию со дня рождения Г.Е. Котельникова "Россия. Котельников". Это не запись в анкете или автобиографии. Так, больше ста лет назад, назвал свое диковинное изобретение человек, не имевший к авиации никакого отношения. И тем не менее именно ему, провинциальному актеру, летчики всего мира могут сказать искреннее "спасибо" за хорошо выполненную работу. Поскольку аббревиатура "РК-1" была присвоена первому парашюту. Откровенно говоря, парашюты существовали до появления "РК" и использовались довольно активно. Но лишь для прыжков с аэростатов. Рождение и стремительное развитие авиации с ее скоростями и маневрами требовало нового подхода к безопасности авиатора. Первые испытания прошли в Новгороде (чтобы никто не видел и не украл идею), и манекен совершил первый парашютный прыжок... с воздушного змея. Это был успех! Который военное ведомство, однако же, восприняло весьма сдержано. Как анекдот приводятся слова генерала, возглавлявшего комиссию по рассмотрению проекта. Уважаемый военный заявил, что прыжок с парашютом невозможен, ибо у парашютиста... оторвутся ноги. Еще дальше в своих выводах пошел великий князь Александр Михайлович, свое отношение к парашюту высказавший следующими словами: "Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности... будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели". Впрочем, один человек заинтересовался изобретением Котельникова. Коммерсант петербургской авиационной фирмы "Ломач и Ко", предвкушая барыши, выделил деньги на изготовление двух парашютов. Он же повез в январе 1913 года в Париж на международный конкурс авиационных парашютов их и первого в мире парашютиста — студента консерватории Владимира Осовского. Он-то и совершил в Руане с 53-метрового моста через Сену первый в мире прыжок с ранцевым парашютом. Увы, Ломач не выполнил своего договора с Котельниковым и не запатентовал изобретение за границей. Более того, опытные образцы парашютов он в Россию не вернул. И русские авиаторы были вынуждены использовать крайне неудачную модель парашюта французской фирмы "Жюкмес". Оскорбленный до глубины души Котельников забрасывает свои модели в чулан и с головой уходит в театральную деятельность. Потеря приоритета тяжело отражается на изобретателе. Название парашюта РК-1 ("Русский. Котельникова. Модель первая") становится пустой фразой. Но вскоре о Котельникове вспомнили. Ему предлагают изготовить 70 парашютов для самолетов-гигантов "Илья Муромец" и поручают создать парашют, способный опустить на землю тяжелую пушку. И хоть в целом затея не удалась, Котельников изобретает и успешно испытывает по сути дела первый в мире грузовой парашют. Революцию Глеб Евгеньевич Котельников встречает восторженно. Уже в 1918 году в первом сборнике "Трудов аэростатического отдела летучей лаборатории" его парашют признан лучше и надежнее французских. И, наконец, сбывается то, о чем изобретатель и актер не мог и мечтать — ему дают лабораторию. Результатом становится появление модели РК-2, в которой стропы уложены в отдельные соты внутри ранца, что предохраняет их от спутывания. А в 1924 году Глеб Евгеньевич впервые в мире заменяет ранец парашюта мягким конвертом — парашют, распускаясь, остается без ранца вовсе. Правительство вручает ему уникальный персональный знак — "Конструкторский, первый". ... В конце 1941 года почти слепого, голодного, сильно подорвавшего здоровье Котельникова вывозят из блокадного Ленинграда на Большую землю. Он понимает, что времени у него осталось очень мало, и, несмотря на тяжелое состояние, опять садится за работу — пишет книгу о своем детище, его истории и о тех людях, которые веками искали решение проблемы безопасного спуска на землю при помощи парашюта. Автор увидит выход своей книги в свой последний, 72-й, год жизни. Книги, названной просто и емко — "Парашют"... «Прогресс Приморья», № 4 (167) от 02.02.2012 г. Отзывы (1) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |