|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Женщина и мореМужчины-скептики утверждают, что женщина на судне — к несчастью. Она и шторм накличет, и бурю, а вместе с ними и непоправимую беду. История капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой говорит об обратном: она не только оберегала команду, но умела, как заправский машиностроитель, разобрать и собрать двигатель и провести судно правильным курсом. Однако не будем забегать вперед, все по порядку.Судьба-легендаЛетом 2000 года, накануне профессионального праздника — Дня работников морского флота на фронтоне здания Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского состоялось торжественное открытие памятного барельефа, созданного в честь женщины-капитана Анны Ивановны Щетининой. Это имя — гордость города Владивостока, Приморского края, всей страны. Анна Ивановна родилась 26 февраля 1908 года на станции Океанской под Владивостоком. Впервые на палубе белоснежного парохода Аня оказалась в 16 лет. Она с интересом знакомилась с устройством судна, наблюдала за работой моряков. Эта поездка зародила в ее душе мечту — спустя некоторое время она набралась смелости и написала письмо на имя начальника Владивостокского водного техникума о том, что хотела бы здесь учиться. Из 200 поступающих приняли 40 человек, среди счастливчиков оказалась и Аня Щетинина. Но это было только начало. После успешного окончания техникума последовали годы работы на судах камчатского пароходства. Сколько характера, воли, трудолюбия потребовалось от "матроса в юбке", чтобы доказать в мужском коллективе свою профессиональную состоятельность! Двадцатисемилетний капитан!Капитаном Анна Щетинина стала в 27 лет. Летом 1935 года она была командирована в Германию для приемки парохода, закупленного советским правительством. "Хохенфельс" — ее капитанский первенец. Принимая судно, Анна Ивановна лично осмотрела машинное отделение — сердце корабля, заглянула в во все трюмы, каюты и только потом заняла место на капитанском мостике. Позднее "Хохенфельс" переименуют в "Чавычу". Капитан Щетинина провела судно немецкой постройки из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. В каждом порту ее встречали толпы горожан, мечтавших взглянуть на первую женщину-капитана. Для нее же эт о была обычная работа, и столь пристальное внимание к ее профессии нисколько не удивляло. Но факт остается фактом: к ней пришла всемирная слава. Как о сенсации, о ней восторженно писали репортеры за рубежом. Война…А шесть лет спустя немецкий военный флот уже топил наши суда. Война застала Анну Ивановну в Ленинграде. Она училась в Ленинградском институте водного транспорта, за два с половиной года сумела закончить 4 курса. Война прервала учебу. Анну направили в Балтийское пароходство. И тут начались самые трудные испытания — ее маленький "Сауле" под непрерывными бомбежками перевозил бойцов, боеприпасы, продовольствие. Осенью 1942 года группу моряков, среди которых была и Щетинина, откомандировали во Владивосток в распоряжение Дальневосточного пароходства. Так она вернулась на малую родину. И снова Анна Ивановна на капитанском мостике: "Карл Либкнехт", "Родина", "Жан Жорес". Война закончилась. Ей очень хотелось завершить учебу, и в 1945 году капитан Щетинина едет в Ленинград. Но на море не хватало кадров, и она снова ходит в качестве капитана на судах Балтийского пароходства. И снова — Дальний ВостокВ 1949 году ее приглашают в Ленинградское высшее инженерное морское училище. Она работает ассистентом и одновременно заканчивает 5-й курс судоводительского факультета. С той поры ее жизнь связана с преподавательской работой. В 1946 году Анну Ивановну переводят в ДВВИМУ (ныне — МГУ имени адмирала Г.И. Невельского). Анна Ивановна Щетинина — Герой Социалистического Труда, член Союза писателей России, автор воспоминаний "На морях и за морями", выдержавших несколько дополненных изданий, а также других книг документального свойства. В год 100-летия Анны Ивановны Щетининой на видовой площадке Эгершельда во Владивостоке установлен мемориальный камень в память о легендарной женщине-капитане дальнего плавания. «Прогресс Приморья», № 8 (170) от 01.03.2012 г. Отзывы (15) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |