|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Сто тысяч подписей в пользу чистых морей!Всемирный фонд дикой природы (WWF) воспользовался предложением Владимира Путина и объявил о сборе в Интернете 100 тысяч подписей за закон о защите морей от нефтяного загрязнения. В феврале премьер-министр Владимир Путин в статье "Демократия и качество государства" в газете "Коммерсантъ" предложил "ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете". Члены Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России имели возможность прочесть статью (основные положения печатались на страницах "Прогресса Приморья" в феврале текущего года). Инициатива еще не была законодательно закреплена, но чтобы создать прецедент и дать Владимиру Путину возможность на конкретном примере воплотить это предложение, WWF начал сбор подписей за закон "О защите морей от нефтяного загрязнения". В результате нефтеразливов токсические вещества накапливаются в тканях рыбы и других живых организмов, из-за прямого контакта с нефтью может происходить массовая гибель птиц и морских млекопитающих, испарения от нефтеразливов приводят к локальному загрязнению атмосферного воздуха. Большинство морских разливов нефти происходит далеко от берега и информация о них не доходит до общества — по официальной статистике, в 2010 г. в российских акваториях зафиксирован всего 31 случай нефтеразливов в море объемом более 10 л! Между тем, в определенные периоды превышение предельно допустимых концентраций нефтяных углеводородов в 2-4 раза было зафиксировано госорганами в Каспийском, Азовском, Черном и Балтийском морях, в Охотском море — до 12,4 ПДК, Баренцевом — до 15,6 ПДК, Охотском — до 12,4 ПДК, а в российских водах Тихого океана у берегов Камчатки — до 28 ПДК. Закон, за который выступает WWF, предполагает ужесточение ответственности за загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, предписывает создание специального национального фонда на случай аварий, страхование гражданской ответственности при добыче и транспортировке, регламентирует порядок защиты и компенсации ущерба объектам живой природы и местным жителям. Экологи и Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ разработали такой законопроект еще в 2010 году. Но осенью 2011 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, подготовленный Минприроды РФ — о внесении нескольких изменений в законы, связанные с предотвращением нефтяного загрязнения, однако они не включили в себя самые важные для экологов нововведения. "Мы рассчитываем, что повышенная гражданская активность, связанная с прошедшими думскими и президентскими выборами, позволит нам собрать подписи в рекордные для нас сроки — за месяц. Как только количество подписей перевалит за сто тысяч, мы передадим их в Госдуму", — говорит директор WWF России Игорь Честин. WWF ожидает, что дополнительное внимание к сбору подписей привлечет самый крупный экологический флешмоб — "Час Земли", в котором ежегодно 31 марта участвуют сотни тысяч россиян. "Это время для принятия решительных шагов по защите природы!" — говорится на сайте акции wwf.ru/60, где в этом году — вместо призыва выключить свет на один час — опубликована форма для сбора подписей за моря. В России WWF и другие экологи очень активно используют инструмент сбора подписей для своих целей. Так, летом 2011 года WWF за 3 недели собрал через интернет 28,5 тысяч подписей за спасение ценного леса в Приморье, сданного в аренду лесопромышленникам, и в итоге заместитель председателя правительства Виктор Зубков провел специальное совещание, на котором распорядился выдать компании другой участок для рубок. Были и неудачные примеры: так, экологи не добились изменения маршрута дороги через Химкинский лес. В 2000 году экологи общими усилиями собрали более 2,5 млн подписей в поддержку общероссийского экологического референдума, однако Центризбирком забраковал около 600 тысяч подписей и референдум не состоялся. Дополнительная информацияПолная цитата Владимира Путина о подписях звучала так: "В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете. Похожая практика действует, например, в Великобритании. Разумеется, для этого анонимный интернет не годится — хотя в других случаях он помогает выявлять настроения общества. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы". Вся статья "Демократия и качество государства": http://www.kommersant.ru/doc/1866753 Кратко о последствиях нефтеразливовПри разливах легких нефтепродуктов, а также при крупных разливах сырой нефти будет наблюдаться серьезное загрязнение воздуха. Оно может приводить к раздражению глаз и органов дыхания, что в итоге может даже вызывать пневмонию. При взаимодействии даже с незначительным количеством нефтепродуктов изоляционные свойства оперения птиц нарушаются. Оперение намокает, повышается вес птицы, она начинает утрачивать способность к полету, потом начинаются проблемы с плавучестью. При сильном нарушении изолирующих свойств оперения нарушается и терморегуляция. Мех каланов и некоторых видов тюленей, загрязненный нефтепродуктами, теряет свои изолирующие свойства, связанные с наличием воздуха. Вода через загрязненный мех достигает поверхности тела животного, и оно быстро переохлаждается. Животные с плотным мехом активно его чистят. В результате нефтепродукты попадают в желудочно-кишечный тракт и негативно влияют на печень и почки. Воздействие нефти может сохраняться в течение десятилетий. Остаточная нефть продолжает воздействовать на крабов, которые, как показали наблюдения, старательно избегают устраивать свои норы в этом пропитанном нефтью осадочном слое. Кроме того, было обнаружено, что крабы несут в себе следы токсического воздействия нефтяного разлива, произошедшего 38 лет назад. Несколько нефтеразливов, произошедших в российских морях за последний год: Февраль 2012 г. — утечка топлива из танкера "Каракумнефть" у о.Итуруп. На сайте администрации Курильского городского округа говорится о том, что в акватории Курильского залива "чувствуется сильный запах солярки". "Прибрежный лед и берег покрыты слоем эмульсии желтого цвета". Август 2011 г. — при погрузке мазута на танкер Masalli ОАО "РПК-Высоцк" Лукойл II' произошло переполнение топливных танков, что привело к выливанию части нефтепродуктов в акваторию Финского залива. В ходе аварийно-спасательной операции с водной поверхности было собрано 2,5 кубометра нефтеводяной смеси. Май 2011 г. — в воду Кандалакшского залива попала нефть, выдавливаемая из-под грунтов с территории ЗАО "Беломорская нефтебаза" в связи с паводками. Общая площадь загрязнения береговой линии составила 2 тысячи квадратных метров, акватории — 3 тысячи квадратных метров. Пострадал Кандалакшский государственный заповедник. Апрель 2011 г. — утечка дизельного топлива в результате аварии на Соловецкой дизельной электростанции. Нанесен вред здоровью местных жителей и серьезный ущерб природе. Один из туристических маршрутов по музею-заповеднику "Соловки", пролегающий вблизи места разлива нефтепродуктов в сельском поселении Соловецкое, был закрыт. Загрязнение морей нефтяными углеводородами, Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году". Каспийское море. В водах Северного Каспия содержание нефтяных углеводородов не превышало 3 ПДК (при среднем значении 1 ПДК). Азовское море. В 2010 г. наблюдения за качеством вод проводились в Таганрогском и Темрюкском заливах, а также в устьевых областях рек Дон и Кубань. На акватории Таганрогского залива наиболее высокие значения концентрации нефтяных углеводородов были отмечены в поверхностном слое в июне (2,0 ПДК), июле (2,8 ПДК) и в октябре на двух станциях (3,2 ПДК и 2,1 ПДК). В целом акватория Таганрогского залива может быть охарактеризована как хронически загрязненная нефтяными углеводородами В дельтовой области Дона концентрация нефтяных углеводородов была еще выше, чем в Таганрогском заливе: диапазон значений составил 0,07-0,13 мг/л (2,6 ПДК), а средняя равнялась 2 ПДК. Черное море. В поверхностном и придонном слое среднегодовая концентрация нефтяных углеводородов составила 0,03 мг/л (0,6 ПДК), а максимальная была зафиксирована в ноябре на траверзе устья р. Мзымта — 0,19 мг/л (3,8 ПДК). Белое море. В водах Двинского залива средняя за год концентрация нефтяных углеводородов была намного меньше ПДК, как и в 2009 г., а максимальная величина, отмеченная в ноябре, значительно снизилась — до 0,03 мг/л (0,6 ПДК). Тихий океан. Среднее содержание нефтяных углеводородов в морской воде составило 0,6 ПДК, максимальное достигало 28 ПДК и было зафиксировано в июле 2010 г. Охотское море. В 2010 г. в прибрежных водах пос. Стародубское концентрация нефтяных углеводородов не превышала 0,4 ПДК. В 2010 г. в водах в районе пос. Пригородное, расположенного к востоку от г. Корсаков, недалеко от завода по сжижению природного газа, среднемесячное содержание нефтяных углеводородов изменялось от 0,4 до 1,5 ПДК, составив в среднем 0,5 ПДК. В прибрежных водах залива Анива в районе порта Корсаков среднегодовая концентрация нефтяных углеводородов составила 2 ПДК, максимальная концентрация нефтяных углеводородов — 12,4 ПДК — была зафиксирована в июне. Японское море. Среднегодовая концентрация нефтяных углеводородов в прибрежных водах залива Петра Великого изменялась в пределах 0,6-2,8 ПДК, абсолютный максимум составил 20 ПДК и был зафиксирован в Уссурийском заливе в апреле. Объем добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов морем в России возрастает. Это приводит к повышению риска разливов нефтяных углеводородов и может повлечь крупную экологическую катастрофу. Согласно статистике, наиболее часто разливы нефти происходят в пунктах налива и разгрузки танкеров, при сложных навигационных условиях (мелководье, наличие льдов и др.), на подходе к морским портам и терминалам, в местах пересечений основных морских путей и в районах добычи нефти. Основными источниками разливов локального масштаба являются грузовые операции на терминалах, при которых происходит разрыв шлангов, поломки грузовых устройств, переливы танков и повреждение грузовых танков при швартовых операциях. Как показывают исследования ИМО, основными причинами аварий судов (84-88% аварий танкеров) и, соответственно, разливов нефти являются человеческий фактор и условия навигации. Исходя из этого, в России принимаются меры по снижению влияния человеческого фактора: во всех крупных морских портах внедряются системы управления движения судов, которые позволяют обеспечивать постоянный контроль местоположения судов. В портах с интенсивным судоходством внедряются системы разделения путей движения судов. В 2010 г. в российских акваториях зафиксирован 31 случай нефтеразливов в море объемом более 10 л. За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу WWF в Москве: тел. (495) 727 0939, 8903-273-6079 mvinokurova@wwf.ru «Прогресс Приморья», № 12 (174) от 29.03.2012 г. Отзывы (123) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |