|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Великий и неповторимый Громов!Международный перелет Валерия Чкалова возбудил всю мировую общественность. Но флажок этого фантастического рекорда был очень скоро передвинут Громовым, Юмашевым и Данилиным. 12 июля того же года они вылетели из Москвы на своем АНТ-25, поставив задачу проложить трассу строго по прямой, не обходя воздушные препятствия, а беря их "в лоб". Военный инженер штурман Данилин блестяще составил маршрут, и пилоты ни на йоту не оклонились от него. Ни разу "не сойдя" с пути, миновав четыре мощных циклона, буквально с точностью до минуты рассчитав время полета, они за 62 часа 17 минут преодолели 10 200 км по прямой (ломаной линии у них не было!) и сели южнее Лос-Анджелеса. Они могли бы приземлиться и у самой мексиканской границы, однако вынуждены были вернуться немного назад из-за густого тумана. Андрей Борисович Юмашев и Сергей Алексеевич Данилин тоже стали Героями Советского Союза. Так было положено начало будущей межконтинентальной трассе, на которую вышли, разумеется, не одномоторные "тихоходы" вроде АНТ-25 (размах крыльев которого превышал 30 метров), а скоростные турбовинтовые лайнеры. Из экипажа как бы "выпал" Громов, который не был награжден вместе с Юмашевым и Данилиным. Как стало известно позже, получил он звание в сентябре 1934 года, вслед за семеркой летчиков, спасших челюскинцев. Получил отдельно, штучно, за беспосадочный перелет, который продолжался 75 часов, но по большей части за то, что он — Громов. Именно он, узнав в 1937 году о готовящемся перелете в США, написал заявление в правительство с просьбой поручить ему это задание. Вызвали в Кремль. — А почему вы, собственно, настаиваете на своей кандидатуре? — спросил глава правительства Молотов. — А почему Чкалов? — вопросом на вопрос ответил Громов. — Потому что Чкалов храбрый, — сказал Молотов. — А я испытывал этот самолет и знаю его досконально. Сталин при этом молча улыбнулся… В Кремле решили, что без посадки на другой континент полетят два экипажа — Валерия Чкалова и Михаила Громова. Готовились два самолета, они должны были вылететь через десять минут друг за другом. Михаил Михайлович, будучи в Серпухове инструктором Чкалова, хорошо изучил характер летчика. Вот что вспоминал Громов о Чкалове и о себе: — Он летал грубовато. Но храбр был до безумия. Не отдавал себе отчета… Ему главное было доказать, что он герой… У меня стиль был другой. Если заказало правительство, надо выполнить во что бы то ни стало. У меня было несколько таких полетов, что я сейчас не могу отдать себе отчета, как я остался живой. Были такие полеты, которые я бы не смог повторить… Сплошной туман. Сам не веришь, как сумел пролететь! Чкалов не умел летать по приборам в облаках. Это и Байдуков пишет… А перед перелетом в Америку, за десять дней, у меня сняли мотор с самолета, чтобы мы не полетели вместе. Кто снял — до сих пор не знаю. А почему сняли? Потому что Сталин назвал Чкалова непревзойденным. А как меня послать рядом, если я пролечу лучше? И получилось что? Они летели 63 часа и сели в Ванкувере, а я — за 62 часа долетел почти до мексиканской границы. Я побил рекорд французов на тысячу километров, а Чкалова — на полторы тысячи. Они прислали радиограмму, что у них почти не остается топлива и дальше лететь не могут. Я подумал: как же так, на этом же самолете я раньше пролетал 75 часов, а они только 63, и все кончилось? А в этом перелете и быстрее, и дальше… …Когда его самолет приземлился в Сан-Джасинго с небывалым по тем временам мировым рекордом, экипаж вышел на землю чистеньким, как с иголочки, и Громов спросил: "Куда поставить машину?". Америка с ума сходит, а он: "Куда поставить машину?". Громов есть Громов. Потом была триумфальная поездка по Соединенным Штатам. От того времени на память остался альбом, на переплете которого тиснением выведено: "Корифею летных испытаний М.М. Громову". На фотографиях в Голливуде он снят с маленькой девочкой Ширли Темпл. По рассказам Михаила Михайловича, в шесть лет она уже была актрисой, показывала русским летчикам Голливуд. Потом она стала дипломатом, была в Африке послом, работала у президента Рейгана. Темпл, отвечая на письмо Громова, в котором есть вопрос "остались ли у вас наши автографы", ответила: "Храню среди своих сокровищ". Громов вспоминал: — Прошло сорок пять лет. Я пишу, что "польщен Вашей памятью. Но вы пишете, что не знаете нашего адреса". А ей подсовывали все время Чкалова. Она говорит: "Нет, те были высокие. Чкалов — ноу, Громов — йес". Она пишет: "Теперь я знаю Ваш адрес, и если я еще раз приеду с официальной делегацией, я обязательно приду к Вам". Ну я ей ответил… Послали и журнал, в котором есть снимок, где она сидит у меня на руке — ей шесть лет. И после этого не писать друг другу, потому что у нас разные страны? Это глупость… …Нужно во всем видеть красоту. Какой красивый был АНТ-25! Говорят, ЭВМ подключали, а большей красоты, идеальности линий, чем у этого самолета, не нашли… Да, Туполев — это Туполев. У него колоссальная память, организованность, и, конечно, фантастический талант. Ильюшин тоже выдающийся конструктор, больше любил, понимал и ценил своих летчиков-испытателей. Вот вам показатель: я у Туполева имею одну звездочку, а у Коккинаки их две. А ведь прилетел в Америку и самолет в болото посадил. А я и в Америку прилетел, и рекорд установил. В этом вся соль — прилететь и поставить машину: просили? Будьте любезны! У меня не было ни одного невыполненного задания, ни одного полета, который я не выполнил бы от начала до конца. И никто не скажет, что это не так. …В 1938 году рейхсканцлер Германии Гитлер организовал показ авиационной техники, и в Берлин пригласили лучших летчиков мира. — Сталин послал меня, — говорит Громов, и я там показал, как надо летать! …У немцев был самолет, на котором никто не мог выполнить пилотаж. Громов минут пять посидел в кабине, освоился, взлетел и в воздухе выжал все из этого самолета. Когда сел, подбежал главный конструктор. "За любые деньги, господин Громов, поработайте на моей фирме хоть один год!" Михаил Михайлович не рассказывал о том, что он писал письмо Сталину в защиту С.П. Королева, который был осужден, и оно сыграло важную роль в освобождении Сергея Павловича. Для этого тоже надо было быть Громовым. Второй пилот чкаловского экипажа Г. Байдуков, вспоминая те рекордные полеты, характеризовал Громова исключительно положительно, хотя с ним летать не приходилось. Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов собирались облететь земной шар в сотаве громовского экипажа. — Наш перелет застопорили. Это уже после гибели Чкалова, — рассказывает Байдуков. — У меня в составе экипажа сменным летчиком и штурманом был Спирин, а основным штурманом остался Беляков. А Громов должен был лететь со своим экипажем… мы разных характеров люди. Он более интеллигентный человек, все же сын врача, ну а я — сын рабочего. И он суховатый, более жесткий человек. Извечная загадка: почему Громов, которого несколько десятилетий на Западе называли "Летчик Номер Один Мира", оказался "великим нелюбимцем?" Ему отдавали должное, ему доверяли, ему преклонялись, а предпочтение оказывали Чкалову. Вероятнее всего, дело в национальном характере, которому ближе тот, кто доступнее, а не эталон. Он (Громов) был со всеми "на вы", и прежде всего с самолетами, на которых летал. Чемпион страны по штанге в 24 года! Как много дала природа этому человеку, а, вернее, как много он добился сам. "У Громова учились. Чкалова любили", — сказал в беседе с журналистом Герой Советского Союза Марк Галлай. В мир иной великий русский летчик Михаил Михайлович Громов ушел в январе 1985 года. Хоронили его в Татьянин день на Новодевичьем кладбище возле старого крепкого дуба. До сих пор его мировые рекорды вспоминают не только в России, но и в далекой Америке, куда он не слетал, а совершил "вояж", доказав, что наши летчики могут все, и даже больше того, что ими сделано. В музее надежного лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России ОАО ААК "Прогресс" есть ряд стендов, на которых отражена история рекордов 30-х годов прошлого века. В канун Дня Воздушного флота России обязательно поезжайте в город авиастроителей Арсеньев и посетите заводской музей, и, уверен, равнодушными вы не останетесь. Вы не только окунетесь в исторический процесс отечественной авиации, но и узнаете много нового из жизни современного вертолетостроения. «Прогресс Приморья», № 31 (193) от 09.08.2012 г. Отзывы (9) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |