Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
20 сентября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

От Семеновки до Арсеньева…

У каждого города Приморского края сугубо своя, личная история. У одного она короткая, у другого, наоборот, длинная и долгая. Есть места, которые с момента "рождения" уже имели городской статус, а есть и такие, которые изначально назывались селами, и только доказав свою жизнеспособность, стали городами. Именно такой трудный путь прошел ныне уютный, утопающий в зелени город Арсеньев, претерпев переселенческий бум,  революцию 1917 года, Гражданскую войну, коллективизацию, репрессии, Великую Отечественную, развитой социализм, застой, перестройку, строительство новой России…

Если вести отчет того периода, когда в 1952 году  Семеновка стала городом Арсеньевым, можно сказать, что без этого населенного пункта трудно представить Приморский край, да и все российское авиастроение в целом. Именно благодаря заводу "Прогресс", лидеру  Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, Арсеньев стал известен не только в странах АТР, но и далеко за его пределами, например, в западных государствах, имеющих крепкую экономику. Но это сегодня, в первой половине XXI века…
Прошлое

110 лет назад, на заре двадцатого столетия, путем слияния трех сел: Семеново, Халаза и Ново-Петропавловка на карте Приморья появилось новое название — Семеновка. В 1912 году сюда прибыл экспедиционный отряд В.К. Арсеньева. За десять дней отряд закончил топографическую съемку местности и отправился дальше. Длившаяся почти десять месяцев экспедиция оказалась самой долгой в биографии Владимира Клавдиевича.

Первую страницу в летопись будущего города вписали вначале старообрядцы, позже — украинские крестьяне-переселенцы. Это произошло на рубеже двух веков. Однако  по-настоящему Арсеньев стал развиваться с 1936 года, после того, как 26 мая было принято постановление Совета Труда и Обороны СССР о строительстве в Семеновке Уссурийской области авиаремонтного завода №116. В 1938 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР селение Семеновка было отнесено к категории рабочих поселков. Переписывание статуса нисколько не мешало развитию заводской инфраструктуры, и первую очередь завода "Прогресс" коллектив сдал в эксплуатацию в 1940 году, а в 1941-м принято решение перевести завод на серийное производство самолетов УТ-2. Все годы Великой Отечественной войны предприятие оборонной промышленности являлось единственным в СССР снабжающим Красную Армию учебно-тренировочными машинами. Для подготовки квалифицированных кадров в 1944 году на базе завода "Прогресс" открылся авиационный техникум, который, пройдя с заводом долгий и не всегда легкий путь, готовит и сегодня специалистов для авиапрома, но уже новой России.

Параллельно с развитием авиационного дела в пока еще Семеновке начинает свою историю другое предприятие — машиностроительный завод 515, позже ставший "Аскольдом", который начинает производство боеприпасов для фронта. Произошло это знаковое событие зимой  1943 года. В наше время арматурный завод "Аскольд" является надежным помощником РО СоюзМаш России во всех добрых делах общественной организации Приморья.

Именно два предприятия — "Прогресс" и "Аскольд" — на многие годы определили развитие как села Семеновка, так и в 1952 году — города Арсеньева, расположенного в долине Солнечная между красивейшими хребтами Сихотэ-Алиня, на берегу реки Арсеньевки и ее правого притока — реки Дачной. Расстояние от Владивостока до Арсеньева составляет 260 км. В Чугуевку, Кавалерово, Рудную Пристань можно доехать только по "арсеньевской" трассе.

Дату 24 декабря 1952 года можно считать знаковой — в этот исторический день вышел указ №38 президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании поселка Семеновка в город краевого подчинения с присвоением ему наименования Арсеньев, в честь известного далеко за пределами страны исследователя Дальнего Востока, путешественника и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева. 

Окончание следует.

«Прогресс Приморья», № 37 (199) от 20.09.2012 г.

Юрий Михайлов

 

Отзывы (2)

robe mariee pas chere, 27.10.2012 0:44
propeciacapAccutfug, 02.12.2012 0:14
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно