|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Дальний Восток — фасад РоссииИменно так считает министр по развитию Дальнего Востока, коренной дальневосточник Виктор Ишаев. Об этом он говорил на встрече с журналистами российских СМИ в период работы саммита АТЭС, который проходил на острове Русский 2-9 сентября 2012 года. Виктор Иванович также считает, что сегодня Дальний Восток для иностранцев интересен как никогда. А для России становится ключевым регионом, поскольку перспективы развития у "форпоста" колоссальные. Накануне саммита в одном из телевизионных интервью В.И. Ишаев говорил о перспективах судостроения, имея в виду Приморский край, где в городе Большой Камень выполняет оборонный заказ Дальневосточный завод "Звезда", входящий в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. И опять же, наши соседи по АТР готовы сотрудничать с дальневосточными судостроителями… На саммите Виктору Ивановичу было задано немало вопросов. И он на все обстоятельно ответил. Вот только некоторые из них. — С чем связан повышенный интерес российской власти к Дальневосточному региону? — Если внимательно посмотреть данные, то видно, что с 2008 года и Европа, и США немного снизили свои показатели по валовому продукту. Россия же вышла на докризисный уровень, что было крайне тяжело, поскольку падение оказалось очень серьезным. А вот в странах АТР другая картина — показатели выросли на 12 процентов. И если президент ставит задачу, чтобы Россия вошла в первую двадцатку (в первую очередь по валовому продукту), то мы должны расти в год на 6-8%. Но где взять такие темпы роста?! Только здесь — в АТР, где страны развиваются активно, где темпы роста высокие. И значит, Россия должна идти сюда. Но, как отметил президент, мы не собираемся терять свои позиции в Европе, мы их будем развивать, как будем развивать Дальний Восток и Сибирь, поскольку они являются фасадом России в АТР… — Игорь Шувалов говорил о том, что нам необходимо превысить тот товарооборот, который существует в Европе на азиатской территории. Как мы можем подойти к этому решению? — Товарооборот — это правильно. Но важнее — структура товарооборота. Мы не должны развивать примитивную экономику, мы должны развивать высокотехнологичную. И надо понимать, что, увеличивая в год на 6-8% продажу нефти и газа, нам никогда не выйти на те рубежи, которые наметили… Значит, нужны продукты глубокой переработки. И потому вопрос связан с тем, каковы перспективы развития нефтегазовой отрасли на Дальнем Востоке. — Сегодня у вас наверняка есть определенные планы, связанные с тем, как вы планируете работать в дальнейшем, и как будете достигать тех целей, которые обозначил президент? — Мы наметили порядка 28 проектов. Первый — развитие инфраструктуры и в первую очередь, транспортной. Куда входят не только железные и автомобильные дороги, но и нефтепроводы, газопроводы — это тоже транспорт. Далее — развитие портов, дорог. В частности, таких, как Транскорейская железная дорога, модернизация Транссиба… порядка 108 миллионов тонн нам нужно будет возить по БАМу уже буквально в 2025 году. Для сравнения, сегодня 12,5 миллионов тонн. Сегодня мы не говорим о закладке предприятий первичной переработки — мы говорим о нефтехимии, газохимии, об обрабатывающем секторе, о создании мощных судостроительных корпораций. И это не какие-то прожекты — это реальная работа. — Наступил такой момент, когда Россия развернулась лицом к Дальнему Востоку — создано министерство по развитию региона. Как вы считаете, другого варианта развития всего потенциала российской экономики нет? — Первая задача — стабилизировать ситуацию. Если говорить про дальневосточников, они трудятся, пожалуй, более настойчиво, чем в целом российская экономика. На Дальнем Востоке проживает 4,4% населения Российской Федерации, и валовой продукт мы формируем — 5,4%. Это говорит о том, что работа здесь ведется более эффективно. То, что сегодня условия проживания достаточно сложные, и мы транспортно удалены от России — это в какой-то степени "обрекает" нас на внешние рынки. Вроде бы, и неплохо, но весь вопрос в том, как не стать сырьевым придатком, а стать равноправным партнером. И те усилия государства, которые сегодня прикладываются, когда заработала с 2006 года программа "Дальний Восток и Забайкалье", когда определена стратегия до 2025 года (сейчас мы "пишем" стратегию до 2050 года) — все для того, чтобы иностранцы понимали — политика долгосрочная, и государство не повернется к Дальнему Востоку спиной. Конечно, все эти вопросы на месте нужно подхватывать и развивать. Поэтому когда встал вопрос о некоей структуре, которая всем этим должна заниматься, и было создано Министерство по развитию Дальнего Востока. — Уровень газификации в Дальневосточном регионе просто минимальный, несмотря на то, что здесь кладовая России по углеводородам. Как вы собираетесь решать этот вопрос? — Работа должна быть поставлена на более высокий уровень. Рассчитывать, что только "Газпром" будет решать все эти вопросы (в том числе и социальные) — неправильно. Субъекты эту работу должны подхватывать и заниматься ею. Я должен сказать, что в 2006 году (еще во время моей работы губернатором Хабаровского края) мы в общей сложности за свои деньги построили порядка 1000 км газопровода. И вся энергетика Хабаровского края в том же году была переведена на газ… Так что сегодня энергетика, ЖКХ, котельные должны переводиться на более передовое топливо. Опыт такого перехода есть. Такая работа ведется сейчас на Сахалине, на Камчатке, в Якутии... Газ пришел в Приморье, и это направление нужно развивать… — Есть еще один вкусный ресурс — рыба и морепродукты. Мы знаем, что сейчас очень невыгодные условия для бизнеса тем рыбакам, которые имеют квоту. Россия дает квоту, рыбу вылавливают, быстро сдают в Китай, Южную Корею, Японию и говорят: нам здесь более выгодно работать. Потому что нет барьеров, никому ничего не надо платить. Можно переломить ситуацию? — Мы обязаны ее переломить. Работая полпредом, я уже вносил такие предложения. Вообще, рыбный комплекс — это отдельная тема. То, что в рыбной отрасли все сложно — не факт. За последние три года рыбный комплекс заплатил налогов 26 миллиардов рублей. Есть потенциал. Но как он должен правильно работать, как им распорядиться? Мы были на Курилах. На Кунашире показывают, что такое завод по переработке лосося. Поймали, привезли, отрубили головы, выпотрошили, заморозили и… продали в Японию. Весь добавленный продукт там. А что, сложно выпускать в баночках, в вакуумной упаковке?.. Конечно, на Дальнем Востоке затраты и себестоимость значительно выше — энергия, транспорт, налоги… И потому, возможно, для вновь создаваемых предприятий нужно создавать и новые условия. Мы ничего нового не придумали, Юго-Восток Китая так развивается, Гонконг… Это общемировая практика. Мы должны на время окупаемости проекта, пока люди строят что-то, обязательно прощать им налог на прибыль, налоги на основные фонды, НДС. На срок окупаемости эти налоги нужно снять. — Вы формируете министерство… Как определить, человек действительно разбирается, понимает проблему и готов трудиться за ту зарплату, которая сейчас установлена? — Зарплата небольшая, а порой и просто смешная на фоне других зарплат. Мой принцип всегда был таким: если хочешь построить дом, не собирай кирпичи, собирай умы. Будут умы — будут и кирпичи. Когда ты ставишь развитие на научную основу, только тогда добиваешься результата. Поэтому мы сегодня для работы в министерстве подобрали персонал всего на 40%, и не торопимся заполнять вакантные места. Пусть эти 40% работают эффективно. Потом еще появятся хорошие специалисты. Мы планируем собрать костяк примерно такой пропорции: процентов 30 опытных людей, остальные — молодежь. И учиться будем вместе с ней. И такой опыт у нас тоже есть, что дает очень хороший эффект. СправкаВиктор Иванович Ишаев. Министр по развитию Дальнего Востока с мая 2012 года. Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе с апреля 2009 года. Ранее — губернатор Хабаровского края (1991-2009). Бывший член Совета Федерации (1996-2001 годы). Бывший член Госсовета (сентябрь 2000 года — март 2001 года). Председатель Российского национального комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, председатель совета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье". Академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор. Награжден 5 орденами и 10 медалями. «Прогресс Приморья», № 37 (199) от 20.09.2012 г. Отзывы (2) |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |