Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
06 декабря, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Параллельным курсом

Оборонные предприятия, причастные к деятельности Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, несмотря на свою сравнительно "молодую" биографию, имеют богатую историю. Важно то, что они во многом становились градообразующими. Именно эти предприятия давали рабочие места, обеспечивали настоящее и будущее населенных пунктов и городов.

Город

Большой Камень, 65-летие которого приморцы отметили осенью 2012 года, основан в 1947 году. Именно тогда, вместе со строительством поселка судоремонтников и судостроителей, на восточной оконечности Уссурийского залива заложили судостроительный завод закрытого типа (сегодня — ОАО "Дальневосточный завод "Звезда"). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 января 1956 года населенный пункт в бухте Большого Камня был отнесен к категории рабочих поселков и получил название по одноименной бухте. Решением Приморского крайисполкома от 26 октября 1964 года Большой Камень становится административным центром Шкотовского района. Спустя 25 лет Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 сентября 1989 года рабочий поселок Большой Камень получает статус города краевого подчинения с передачей Шкотовского района в административное подчинение Большекаменскому городскому Совету народных депутатов.

19 июля 1996 года Указом Президента Российской Федерации город Большой Камень преобразован в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). Но уже 1 января 1997 года Большой Камень вывели из состава Шкотовского района.
День рождения города (22 сентября) был установлен решением Думы ЗАТО города Большой Камень 25 февраля 1977 года.

Заводской музей

Город разрастался, увеличивалось население. Завод "Звезда" рос вместе с Большим Камнем, вписывая в свою историческую летопись все новые и новые страницы. В 1972 году по инициативе одного из первых руководителей предприятия оборонного значения В.И. Кушлина был создан заводской музей. Активное участие в создании музея принял приморский краевед А.Ф. Хоротов. За 40 лет своего существования музей значительно разросся, сегодня он занимает 240 кв. м. От истоков до наших дней — вся история "Звезды" уместилась на многочисленных стендах. Ни одно подразделение не обделено вниманием, здесь сотни экспонатов, наглядно показывающих жизнь завода и его трудового коллектива. Документы, почетные грамоты, дипломы, фотографии, макеты надводных и подводных судов — основные свидетели исторического прошлого "Звезды", входящей в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Есть в музее свидетельства не только трудовых успехов, но и культурно-массовых и, конечно же, спортивных. Нигде так заботливо не хранят закладные доски с утилизированных на предприятии атомных подводных лодок.

Был в жизни заводского музея трудный период — в годы перестройки "хранилище" истории оборонного предприятия переживало непростой период, так как вопрос стоял о закрытии музея. Благодаря волевому решению директора завода В.А. Маслакова музей обрел вторую жизнь и снова открыл двери для посетителей. Это важное событие произошло в 1994 году. Усилия были потрачены не зря — музей стал важным местом "Звезды". Перечень делегаций российских регионов, посетивших музей в разные годы, впечатляет. Судите сами: Хабаровский край, Амурская область, Сахалин, Камчатка, Республика Саха (Якутия) были гостями заводского музея. К этому списку можно добавить делегации Южной Кореи, Вьетнама, Китая, Японии, Индии, Норвегии, Канады, Франции, Великобритании, Чехии, США, а также представителей родственных предприятий нашей страны, экскурсантов воинских частей, подразделений, надводных кораблей и подводных лодок.

Заметим, что музейным экспонатам становится тесно на заводской территории. И этому есть подтверждение — рубка подводной лодки установлена на площади города...

"Младший брат"

Есть в городе корабелов еще одна заметная достопримечательность — Южно-Лифляндский народный историко-краеведческий музей. И если музею завода "Звезда" уже исполнилось 40 лет, то "младший брат" будет отмечать 40-летие в новом 2013 году. Свое начало он берет с 1973 года, когда была создана комната трудовой славы рыболовецкого колхоза "Новый мир". Первоначально он располагался в колхозном клубе, и через десять лет, в 1983-м, музей переехал в то здание, которое некогда являлось колхозной конторой. Общая площадь музейных залов составила 235 кв. м.

В шести залах всегда бывают как большекаменцы, так и гости города. Посетители останавливаются у многочисленных стендов с фотографиями, документами, вырезками газетных статей, осматривают орудия труда, старинную кухонную утварь, которыми пользовались переселенцы. Оживление вызывает та часть экспозиции, где собраны макеты рыбацких судов, ценные археологические находки и другие экспонаты.

Немало места уделено историческим материалам о переселении на Дальний Восток жителей Эстляндской и Лифляндской губерний царской России. Эстонцы основали на рубеже XIX-XX столетий на берегах бухт Большого Камня и Андреева селение Лифляндия. Большая экспозиция посвящена истории села Южная Лифляндия. Немало материалов посвящено истории жизни колхоза "Новый мир".

В 1986 году успехи Южно-Лифляндского музея были отмечены комиссией, проводившей смотр сельских общественных музеев, функционирующих на территории РСФСР. 2-е почетное место — большой успех южно-лифляндцев!

Пережив лихолетье 90-х, музей в 2004 году стал филиалом большекаменского муниципального учреждения культуры "Музейно-выставочный комплекс". В ноябре 2006-го музей получил статус народного. Туристические маршруты были включены в туристические маршруты по Приморскому краю. Благодаря этому многие гости узнали и о переселенцах, и о колхозе "Новый мир", и о городе Большой Камень, и, конечно же, "старшем брате" — музее надежного представителя ПРО СМР градообразующего предприятия ДВЗ "Звезда".

«Прогресс Приморья», № 48 (210) от 06.12.2012 г.

Подготовил Юрий Михайлов

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно