Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
17 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Без почты как без рук…

Окончание. Начало в номере за 20 декабря 2012 г.

Если учесть, что главными посетителями этого собрания почтовых раритетов являются школьники, то не стоит удивляться тому, что для них многое из представленного в экспозиции — чудеса непонятного назначения. Да что техника! Даже верстовой столб вызывает у них вопросы — для чего нужен, что означают цифры, где стоял. Откровенно говоря, не всякий взрослый сможет ответить на эти вопросы. Хотя знать следовало бы…

"Только в России стали исчислять расстояния между городами от почты до почты, — рассказывает Лариса Викторовна. — И обязательно где-то неподалеку от такого столба находилась контора, где можно было отдохнуть, поесть и поменять лошадей для "тройки почтовой". Кстати, после долгих экспериментов остановились именно на тройке — самой быстрой, выносливой и маневренной упряжке".

Украшение музея — сундук. Внешне ничего в нем необычного, вроде как, и нет. Если только не знать, что ему уже… 300 лет! Воистину, умели строить предки. Так сохраниться и выглядеть — это из области фантастики. А если еще и вспомнить, что он столетиями (!) выполнял роль почтового сейфа, к этому огромному созданию проникаешься искренним уважением. Взломать его и сегодня непросто, что уж говорить о веках минувших. При том, что хитрых запоров тогда не использовали, хватало навесного замка и строгого "почтовика" рядом. Между прочим, по словам Ларисы Киселевой, первые почтовые ящики также были деревянными. Но их-то вскрыть было проще, что и демонстрировалось регулярно. Участившиеся нападения на "казенное оборудование" подвигли руководство отдать предпочтение… чугунным монстрам свыше 40 кг весом. Нельзя сказать, что все немедленно прекратилось, но заслон был поставлен серьезный. И еще. Первые ящики были отчего-то зеленого цвета. Это со временем они перекрасились в более привычный нам синий.
Для некоторых посланий ящики, неважно какого цвета, не требовались вовсе. Для каких? Тех, что приходили с голубиной и бутылочной почтой. И зря некоторые считают, что та же голубиная почта — это из романов и средних веков. Ничего подобного, все это было совсем недавно!

"Голубиная почта во Владивостоке работала аж до 43-го года, — поясняет Лариса Киселева. — И была очень востребована, в особенности во время войны. Была даже настоящая "голубиная контора" в районе Тигровой сопки. Там голубей тренировали и готовили к работе. Кстати,  до сих пор не до конца ясно, каким незримым компасом пользуется голубь, чтобы найти дорогу домой. Почтовый голубь был гораздо выносливее обычных и лететь мог долго, преодолевал немыслимые расстояния". Но, увы, каждый третий голубь погибал. И кошки, по большей части, были ни при чем. Люди, и только они являлись самыми серьезными врагами голубей — их ловили и отстреливали. И все по одной причине — голод во время войны был страшный.

Еще один экспонат привлекает внимание — бутылка с запиской. Да-да, знаменитая "бутылочная почта" в музее тоже не забыта. По счастью, никаких историй, подобных жюльверновским "Детям капитана Гранта", с ней не связано, все проще и прозаичнее. Дело в том, что уже давно "бутылочная почта" используется исключительно в научных целях. Бутылка с запакованной в ней запиской позволяет изучать течения в морях и реках. О чем и сообщает упомянутая записка: "нашедшему просьба сообщить координаты, где бутылка была выловлена". Кстати, представлена в музее и ксерокопия такой записки, вся в печатях и подписях.

Несмотря на обилие необычных и любопытных экспонатов, всех без исключения посетителей интересует один — попавший, кажется, сюда совершенно случайно. Подпись лишь подтверждает — он для другого музея. Но оказывается, что ошибки нет. "Соломорезка" — тоже почтовое оборудование, хоть и несколько устаревшее. По причине отказа "почтовиков" от гужевого транспорта, сиречь "лошадиных (в самом прямом смысле) сил".

"Во все времена лошади широко и очень активно использовались для перевозки почты, — начинает новую историю Лариса Викторовна. — Старые почтовые лошади, "отвозившие" свой недолгий лошадиный век почтовые возки, старели, и их переводили на более легкий труд — доставку "на коротком плече", по городу. Но поскольку из-за старости полноценную солому жевать они уже не могли, специально для приготовления им силоса использовались соломорезки. Они измельчали солому, и вот этим уже кормили старых почтовых лошадок. Такая вот трогательная забота, такое вот необычное почтовое оборудование". Кстати, такие соломорезки, оказывается, используют еще и сегодня. Правда, по большей части за границей, где еще сохранились лошади "на государевой службе".

Следующая часть музейной экспозиции — "новейшая история" почты. Штемпели, штампики, гирьки, чернильницы, перьевые ручки, посылки с сургучными печатями. И сами сургучницы, малопонятные современным молодым людям приспособления. Если просто, то сургучницы — это емкости для подогрева сургуча. Люди взрослые (а уж тем более пожилые) хорошо помнят этот ни с чем не сравнимый, ни на что не похожий запах.

"Очень жаль, что сургуч уже не употребляют и на почте уже им не пахнет, — сетует Лариса Викторовна. — Мне кажется, что вместе с ними ушел запах самой почты, который нельзя было спутать ни с каким другим. Для многих этот запах, этот аромат — "родом из детства".
Поначалу сургуч топили на самой обычной электрической печке с накаляющейся докрасна спиралью — дешево, быстро, но крайне пожароопасно. Потом стали выделять отдельно стол, и печка уже встраивалась в него. А нагрев осуществляли лампой. И уже когда техника дошла до того, что нагревательный элемент стали встраивать непосредственно в сургучницу — последние были выведены из употребления. Эволюцию "почтового ароматизатора" тоже можно посмотреть. И если разрешат — потрогать!

Равно как и полюбоваться открытками. Как-то за рассказом об оборудовании в стороне, за кадром, осталось главное — все это собрание техники требовалось и требуется, в том числе, и для доставки корреспонденции. И в первую очередь — писем и открыток. Это сейчас есть "смски", "ммски", "мыло" и "скайп". А каких-то 20-30 лет назад ни о чем подобном не могли помыслить даже фантасты, и пользовались люди проверенной и надежной почтовой открыткой, чтобы поздравить с праздником, напомнить о встрече, сообщить о важном событии. И для придания "нарядности" обыденному событию открытки из обычного почтового бланка переродились в род оформительского (нынче бы сказали — "дизайнерского") искусства. И если к "первомаям" и "великим октябрям" отношение спорное, то к представленным в музее открыткам с изображениями "барышень" — только положительное. Еще и оттого, что появление их на полках музея предваряла грустная история.

"Эти барышни (по-другому их никак и не назвать) могли бесследно исчезнуть, — говорит Лариса Киселева, — если бы не внимательность одного из наших дарителей. Найденные на свалке, после реставрации они опять кокетливо улыбаются с потрясающего качества фотографий. Красавицы минувшей эпохи, принцессы исчезнувшего ныне царства…"

Есть в музее и "принцесса" из 21 века. Своего рода гордость коллектива Владивостокской почтовой службы. Красавица, без иронической нотки, Татьяна Грехова смогла подтвердить это мнение и на конкурсе "Мисс Почта России-2003", где стала первой, лучшей и самой красивой. Ее победная фотография — одно из украшений музейной экспозиции.

А самым дорогим (впрочем, как и все другие экспонаты) Лариса Викторовна считает скромный треугольничек фронтового письма. Написанный на обороте какой-то немецкой листовки, с трогательной подписью "твоя Муся", он дошел до музея из Берлина 1945 года.
"Это письмо нашей сотрудницы родным из госпиталя в Германии, — Лариса Викторовна осторожно разворачивает ветхий листочек. — Я когда его прочитала, была поражена. Она, раненая, сетует о том, как горько ей сознавать невозможность воевать вместе с товарищами, которые сейчас на передовой. Все же насколько иным было тогда восприятие жизни…"

Об этом музее можно рассказывать долго, ибо "почтовикам" есть что показать, чем гордиться и удивить. Но им все равно мало. Музей, которому исполняется только два года, очень ждет новых экспонатов, и каждый может поучаствовать в создании новой экспозиции.
"Если у кого-то дома сохранилось то, что раньше и ценностью не считалось (бланки, марки, фотографии) — отдайте в музей, — говорит на прощание хранитель Музея почтовой службы Лариса Киселева. — Ведь это так важно — сохранить историю. И историю почтовой службы — тоже…"

Покидая музей, я вспомнил, что у одного коллеги видел на рабочем столе конверт с символикой Союза машиностроителей России и вертолетом Ка-52 "Аллигатор", который производится на славном заводе "Прогресс" в городе Арсеньеве. Обязательно загляну на чай и порекомендую передать музею этот бесценный конверт.

«Прогресс Приморья», № 2 (214) от 17.01.2013 г.

Вадим Лавров

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно