|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Трудовые будни — в музейных экспонатахОткровенно говоря, больших прямоугольных печатей с угрожающе-предупредительной надписью (знакомых каждому любителю фильмов про разведчиков) на них нет. Тем не менее немалая часть представленных в музее ОАО "Аскольд", одного из активных представителей Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, приборов в недавнем прошлом составляли государственную тайну. Да и то сказать, арматурный завод тихо и незаметно выпускал в советское время помимо безобидных смесителей, водопроводных кранов и зонтов еще и системы управления крылатыми ракетами, и аппаратуру для ПЛ, и… много еще чего. Правда, об этом не знали даже сами работники предприятия, добросовестно собирая по "наказу Родины" "номерные" изделия. Но время прошло, и у завода появилась возможность продемонстрировать свои успехи. И не только в деле укрепления обороноспособности страны, но и во многом другом. Так случилось, что едва ли не все, что выходило под маркой "Аскольда", получалось качественным, надежным и долговечным… Отличительной чертой "аскольдовского" музея является то, что творческие люди предпочитают именовать старорежимным словом "намоленность". Время здесь словно остановилось — экспонаты давно и основательно расположились на своих местах, привычно демонстрируя посетителям успехи и достижения "своего" предприятия, история которого началась 70 лет назад с предмета, по счастью, плохо знакомого современному молодому человеку. Тачка с двумя длинными ручками и одним колесом — орудие труда пролетариата и "зэков", стало еще и основным для строителей скромного заводика здесь на краю земли, которому со временем предстоит стать "Аскольдом". "Завод начал свою работу в самое тяжелое для страны время — в феврале 1943 года, — привычно начинает свой рассказ о родном предприятии (все же 30 лет в "основном составе") Галина Георгиевна Писарева, — и во время войны выглядел очень скромно. Но при этом у завода была уже своя котельная, механический и литейный цеха". Несложно догадаться, чем занимался завод в это невероятно сложное время. Первая "продукция" "Аскольда" (тогда он назывался еще "Завод №515") — мины, снаряды, фугасные бомбы и гранаты, тут же, под стеклом. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что сами "болванки" изготавливались не здесь — в Арсеньев их привозили, оставляя работникам завода самую почетную, трудоемкую и предельно опасную работу — начинять их тротилом. "Всего за время войны "Аскольдом" было изготовлено 1 625 000 штук 82-миллиметровых мин, 596 500 штук 120-миллиметровых мин, 96 830 штук снарядов ФАБ-50, 325 000 штук 122-миллиметровых артиллерийских снарядов, 230 000 штук гранат", говорит Галина Георгиевна. "Всего же с момента открытия завода №515 и до окончания Великой Отечественной войны заводчанами изготовлено 2 873 330 единиц боеприпасов". Тут будет нелишне сказать, что численность работников завода составляла всего…около 300 человек. Несложно подсчитать, сколько же "единиц" приходилось на каждого сотрудника. И в очередной раз поразиться — как же они смогли, как сумели?! "Точной цифры, сколько "аскольдовцев" воевало у нас, к сожалению, нет, — сетует Галина Георгиевна. — В свое время я находила данные по состоянию на 1972-й год — порядка 300 человек. А вот сколько ветеранов было сразу после войны, так и неизвестно. Сейчас есть мысль к очередному юбилею Великой Отечественной войны издать "Книгу памяти" об арсеньевцах, прошедших войну. Будут там и "аскольдовцы". И еще одна фотография притягивает взгляд. Мужчина средних лет в полувоенном френче. Это — первый директор завода Фатых Валеевич Валеев, личность для завода легендарная. Бывший батрак, без образования, он сумел возглавить предприятие, наладить работу, организовать коллектив. И люди его не забыли. Уже после того, как Фатых Валеевич ушел "наверх" (традиционный путь для руководителей "Аскольда"), заводчане разыскали его родных. "Самого" уже не было в живых, но дети прислали работникам музея благодарное письмо — спасибо, что помните о нашем отце. Впрочем, лучше прочитать письмо полностью, благо подлинник здесь же, под стеклом. "Заканчивается война, директором завода становится Георгий Андреевич Маркевич, — подходит Галина Георгиевна к новому стенду. — Завод переходит на мирные рельсы, перестраивает производство и начинает выпускать…крепеж для Дальзавода. И постепенно переходит на судовую арматуру. И первая из них — обычные водопроводные краны. Для того времени — технический прорыв. Ведь технологии были примитивные, станочный парк — крохотный: один пресс, одна кузня…" «Прогресс Приморья», № 17 (228) от 25.04.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |