|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Трудовые будни — в музейных экспонатахОкончание, начало в номере за 25 апреля Необычный экспонат для музея производственного предприятия — фотография детей в пионерском лагере. Оказывается, все объяснимо. Дело в том, что строительство этого крайне нужного и важного объекта связано с именем другого директора, Бориса Алексеевича Груздева. Наверное, ни при каком другом руководителе "Аскольд" столько не строил — помимо детского лагеря, возводятся жилые дома, открывается здравпункт, сдается в эксплуатацию Дворец культуры. "Весь коллектив завода участвовал в благоустройстве территории Дворца культуры, — говорит Галина Писарева. — Ездили в тайгу за молодыми деревцами и создавали парк для отдыха. На это ушли не одна весна и осень". Сегодня ДК "Аскольду" не принадлежит, история давняя и обычная для сложных постперестроечных времен. К чести руководства предприятия, входящего в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, оно прилагает серьезные усилия к тому, чтобы вернуть недвижимую реликвию заводу. Самую большую известность заводу, по словам Галины Георгиевны, принесло время директорства Георгия Ивановича Соколова. Мало того, что оно оказалось едва ли не самым продолжительным (с 1956 по 1966 годы), оно оказалось и самым выгодным для предприятия. Именно тогда "Аскольд" получил самый большой заказ, освоил и начал производство гирокомпасов. В более официальном изложении это выглядело так: "По ходатайству руководства завода при прямой поддержке Совета народного хозяйства было подписано постановление Совета министров СССР, которым поручалось арматурному предприятию освоение новой продукции — морских гирокомпасов "Курс-3" и "Курс-4". Понятно, что за минувшие полвека система позиционирования судов и способы прокладки курса претерпели существенные изменения. Но даже сегодня, глядя на миниатюрный макет всего комплекса, нельзя не восхищаться "деяниями предков". И действительно — компактно, предельно функционально, эффективно и на удивление эстетично. О том, что внутри, говорить излишне: на тот момент — самое современное навигационное оборудование. Но не забывали заводчане и о главной своей задаче — выпуске арматуры. Тоже, кстати, секретной, поскольку шла она в массе своей на судостроительные заводы, бойко выпускавшие подводные лодки. "Макет системы регулировки, управления и защиты пароэнергетических установок" представлен здесь же. Окрашенный для ясности в разные цвета (арматура — в светлые тона, трубы — в ярко-зеленые), он со всей очевидностью доказывает — без "аскольдовских" клапанов лодке не погрузиться, не всплыть, не сманеврировать. Излишне говорить, что появление такого макета в музее в период изготовления этих систем было невозможно. Все по той же причине — государственная тайна. Как результат — серьезная награда Родины. Опять обратимся к документам. "Незабываемой датой для заводчан стал день 25 июля 1966 года, когда пришло сообщение, что Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании и производстве новой техники, досрочное выполнение задания 1959-1965 г. завод № 515 Министерства судостроительной промышленности СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени, а его передовые рабочие и инженерно-технические работники — орденами и медалями, грамотами. Среди них директор завода Г.И. Соколов". Кстати сказать, под награды и самого завода и его работников в музее отведено немало места. Что не удивительно: согласно представленной здесь же информации, за годы существований предприятия орденами и медалями было награждено свыше тысячи человек! Помимо высоких и почетных Орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, есть несколько кавалеров Ордена Октябрьской революции, Дружбы народов. Отдельная статья — Герой Социалистического Труда. Это звание в 1970 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено кузнецу горячего цеха № 2 Александру Ивановичу Рябову. Фото его и кузнечного молота (за которым он проработал 30 лет) — одно из ценных музейной экспозиции. Невозможно не обратить внимание на знамена. Красивые, тяжелые, украшенные вышитой вязью "от…" и "за…", они в свое время представляли собой очень важный элемент работы партийных и государственных органов с работниками предприятий. Всего их у "Аскольда" (получившего это имя только в 1966 году) одиннадцать. Десять, среди которых "За победу в соцсоревновании", "За выполнение семилетнего (!) плана", "В честь Съезда профсоюзов" и т.д — непосредственно в музее. Самое главное — знамя завода с прикрепленным орденом — в кабинете директора. Несколько озадачивает наличие среди некогда секретного и сложного оборудования оборонного значения… торшеров, бра, замков и смесителей. Оказывается, удивляться здесь нечему. Выпуск товаров народного потребления — неотъемлемая часть производства "Аскольда". И, что немаловажно, очень выгодная с коммерческой точки зрения. Если при социализме вообще можно говорить о коммерции. "ТНП приносили Родине солидную прибыль, — рассказывает Галина Георгиевна. — К примеру, только в 1990 году мы произвели продукции на 35 миллионов рублей. И это — в ценах 90-го года! Что выпускали? Много чего — светильники, настольные лампы, складные зонты (мужские и женские), мотоциклетные шлемы… А еще сумки, урны, чесночницы, закаточные машинки, замки до 30 наименований. А какую сантехнику и смесители делали! Огромные цеха, много работающих. Некоторые посетители говорят: "У нашей бабушки это до сих пор есть". Наверное, к ТНП можно отнести и совсем уж непривычную для оборонного предприятия продукцию — значки. Да-да, самые обыкновенные значки, что в те давние времена можно было купить в любом киоске. Впрочем, те, что выпускал "Аскольд", едва ли поступали в свободную продажу. "Значки делали наши художники, на предприятии была целая мастерская, — рассказывает Галина Георгиевна. — И значки, и медали изготавливали буквально ко всем праздникам. Что бы ни намечалось, спортивные состязания, юбилей, все приезжали к нам и заказывали. К сожалению, в экспозиции музея лишь малая толика того, что мы изготавливали. И хоть сильно не афишировали эту свою деятельность, те, кому нужно, знали. И потому заказов хватало..." И все же и торшеры, и значки, и мотоциклетные шлемы — было, выражаясь "шпионским языком", лишь прикрытием для главного, что выпускал "Аскольд". А он широко и эффективно работал на "оборонку". И еще один образец "продукции" здесь же. Огромный металлический ящик, напичканный платами, перевитый паутиной проводов. "В те времена "Аскольд" выпускал системы управлении для крылатых ракет. Страшно секретная в советские времена аппаратура, — поясняет Галина Писарева. — Все схемы, между прочим, паялись вручную девчонками-электромонтажницами. То, что это пульты управления, мы даже не знали. Не знали даже, как они называются. Для нас они были просто заказами — "101-й", "121-й" и т.д." Экскурсия по музею заканчивается. И хоть экспонатов здесь еще на целую книгу, всего не расскажешь. А жаль. Ведь буквально рядом здесь присутствуют уникальные предметы. Вот вырезка из газеты, в которой первый космонавт планеты Юрий Гагарин благодарит бригаду обрубщиков цеха №1 за предложение стать почетным членом их передового коллектива. Ответ хоть и отдает официозом, по-гагарински добр и искренен: "Был очень рад вашему письму, из которого узнал о ваших трудовых успехах. Благодарю за высокое доверие, оказанное мне — зачисление почетным членом вашей бригады. Постараюсь оправдать его своей работой и учебой. Желаю всему коллективу бригады новых успехов в коммунистическом труде и счастья в личной жизни. С уважением. Ю. Гагарин, летчик-космонавт СССР". Вот фото поэта Роберта Рожденственского и министра судостроительной промышленности Бориса Бутомы. Они — почетные посетители музея, о чем есть соответствующая запись в соответствующей "Книге…". Отчеты учебных групп, Книги почета, кубки, грамоты, старые фотографии — все это следы долгой и славной истории завода "Аскольд", надежного представителя ПРО СМР. Истории, которая прославила это предприятие. Вписать новые страницы, представить новые достойные экспонаты в музей предстоит новому поколению "аскольдовцев". И… удачи им в этом нелегком, непростом, но таком почетном деле. «Прогресс Приморья», № 19 (230) от 09.05.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |