|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
"Пушки с пристани палят…"Вот так всегда: куда ни кинешь взгляд, везде "наследил" наш единственный и неповторимый Александр Сергеевич Пушкин. Стоило нам, членам Союза машиностроителей России, в День молодежи России 27 июня подумать о том, что следовало бы этот день провести с пользой, как сразу вспомнились строки великого поэта: "Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят". И знаете, все стало предельно ясно: "раскрученные" Шамора, Песчаный или Ливадия, не нуждающиеся в представлении и дополнительной рекламе, вовсе не прельстили, потянуло нас не близко и не далеко — на остров Русский… Музей под открытым небомОткрыт он давно, но "закрыт" для посещения праздношатающейся публики. И представляет остров собой, по сути, музей под открытым небом. Число разного рода укреплений, фортов, орудий и казарм на метр площади здесь зашкаливает. Причем особо стоит отметить тот факт, что все это в максимальной доступности. В отличие, скажем, от "материковой" части Владивостокской крепости, до которой добраться не так-то и просто, "островная" находится буквально в двух шагах от построенной недавно дороги. Впрочем, предки были людьми предусмотрительными, и некоторые из наиболее любопытных с точки зрения туриста объектов все же "запрятаны" достаточно укромно. И чтобы иметь возможность их посетить, потребуется автомобиль. Впрочем, достаточно и 15 рублей на проезд в автобусе № 15 до конечной остановки маршрута и пары крепких ног. Посмотреть на Русском есть что. Но начнем мы знакомство с этим "историческим оазисом", пожалуй, с самого весомого "экспоната", с музейной "жемчужины" острова — Ворошиловской батареи. Найти ее непросто. Что, собственно, объяснимо. Едва ли кому из разработчиков проекта в 1931 году могло прийти в голову, что этот секретный объект когда-нибудь станет туристической достопримечательностью. В то время задача у морских фортификаторов была иной. Находясь в постоянном ожидании японского нападения с моря, Реввоенсовет СССР принял решение — усилить оборону Владивостока. Место для новой батареи выбирала представительная комиссия, возглавляемая лично наркомом обороны Климентом Ворошиловым. На "высоту" вблизи восточного угла бухты Новик решено было установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными бронебашенными установками. Любопытно, что в начале 30-х годов советская промышленность не имела возможности изготовить такие установки. И потому пришлось воспользоваться теми, что были изготовлены раньше на Ленинградском (прежде Санкт-Петербургском) металлическом заводе. Так и сделали — сняли башни с ожидавшего нескорого ремонта и восстановления линкора "Михаил Фрунзе" (бывший "Полтава") и перевезли морем на Дальний Восток. Так что башням Ворошиловской батареи — более века! Но выглядят они по-прежнему молодцевато и очень грозно! Доехать до Ворошиловской батареи можно только одной дорогой — основной. Добравшись до конца (там, где тупик) нужно свернуть вправо в лес, на грунтовку. Придется потрястись два-три километра, прежде чем свернуть еще раз направо, согласно указателю. Проехать поворот невозможно, поскольку там установлен очень заметный шлагбаум и табличка с указанием дней и часов работы. Дело в том, что Ворошиловская батарея — часть экспозиции, один из объектов Музея Тихоокеанского флота, с которым Приморское региональное отделение СоюзМаш находится в давней дружбе. По этой причине она и сохранилась, убереглась от варварского разграбления "черными металлистами" и просто вандалами. БатареяСама батарея — это две огромные трехорудийные башни. Причем одна (та, что идет по маршруту первой) предназначена исключительно для осмотра и съемки — попасть внутрь нельзя. Хорошо утоптанная тропинка вдоль положенных на землю запасных стволов (каждый весом более 50 тонн!) и несколько неожиданного здесь фонтана приводит ко второй башне (она, кстати, идет под №1). Здесь и начинается настоящий музей. Для большинства, вероятно, станет открытием, что обслуживали это орудие более ста человек, а "подземная" часть этого айсберга-башни составляет пять этажей! Но посетить сначала все же полезнее и интереснее саму башню, состоящую из трех отсеков — на каждый ствол. Можно покрутить маховики перемещения ствола (ничего двигаться все равно не будет), сфотографироваться на фоне огромного затвора и послушать, если повезет, лекцию, из которой доведется узнать, что стреляла батарея нечасто. Но лишь ее наличие служило надежной гарантией безопасности от любого вторжения с моря. Достаточно сказать, что дальность стрельбы батарейных орудий — порядка 37 км (со скоростью один выстрел каждые 40 секунд). Чтобы стало ясно: полутонный снаряд, пущенный с Русского, мог "достать" до стелы,что на въезде в город. Кстати, "стрельнуть" все же можно. Конечно, не из главного калибра, а из 45-мм орудия, укрепленного на левом стволе и предназначенного для выполнения учебных стрельб. Ниже, под башней, начинается музейная экспозиция. Внимание! Придется спускаться по крутым трапам и перемещаться по узким коридорам, так что гардероб желательно подобрать соответствующий. Верхний этаж представляет собой собрание раритетов, посвященных истории батареи. А еще — полностью сохранившиеся "жилые" помещения. Несколько гнетущее впечатление от грубо сколоченных "шконок" поможет развеять огромное количество оружия и снарядов, представленных здесь же. Чтобы узнать, как правильно ими пользовались, придется спуститься на два этажа ниже — на уровень зарядных и снарядных погребов. Впечатляет! Стеллажи зарядного погреба вмещали 1200 полузарядов в стальных оцинкованных футлярах, а снарядные погреба — до 600 снарядов. Как они подавались наверх, какие при этом манипуляции проводились, без помощника не понять. Но они там повсюду, бывшие артиллеристы и "бойцы" батареи охотно рассказывают о том, как и что нужно делать. После чего можно сделать исторический снимок на фоне сложных механизмов и блестящих рукояток. А потом с облегчением выбраться наверх, под солнечные лучи. Впрочем, все же лучше все посмотреть, узнать и убедиться в справедливости сказанного самостоятельно. Тем более, что и сделать это сегодня несложно. Но то, что впечатлений хватит надолго — несомненно! «Прогресс Приморья», № 26 (237) от 27.06.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |