Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
25 июля, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Не рубите сгоряча, не рубите…

Этот небольшой сквер, что расположен вблизи административного здания ОАО "Дальприбор", входящего в состав ПРО СМР, давно стал привычным местом горожан, а заводчан — тем более. Он тих, уютен, чист, а в разгар лета радует прохладной зеленью. Согласитесь, редкий набор достоинств в наше непростое время. Впрочем определенное значение, в том числе и историческое, этот сквер все же имеет, поскольку здесь установлен памятник герою Отечественной войны 1812 года — генералу Петру Ивановичу Багратиону. Однажды погибший за Отечество, но "воскресший" в металле, он может погибнуть вторично…

История вопроса

Район улицы Русской, именуемый в просторечии "Багратиона", знают все без исключения. Во многом благодаря торговым рядам, предлагающим неисчислимое количество товаров, и чудному скверику около, в котором и стоит памятник Багратиону. При нынешнем состоянии образования не следует исключать, что далеко не все знают, кто это, и потому не испытывают особого пиетета к узнаваемому более образованной частью населения человеку, некогда прославившему Россию. Чтобы не повторять школьный курс истории, скажем, что этот русский полководец (к слову, имеющий грузинские корни) стоит в одном ряду с такими прославленными защитниками земли русской, как Кутузов, Суворов, Жуков и другие герои. Тот факт, что имя его известно лишь по названию автобусной остановки, конечно, огорчает.

Но хоть так!

И если с Багратионом какая-никакая ясность появилась, то вот о том, что здания, в которых вольготно разместились сотни магазинов, и ухоженный скверик, где стоит памятник генералу, принадлежат заводу "Дальприбор", знают, но лишь те, "кому положено".

Еще каких-то пятнадцать-двадцать лет назад завод был гордостью оборонного ведомства, его продукция являлась важным элементом программы вооружения ВМФ, а сотрудники (числом в несколько тысяч!) считались хорошо обеспеченной частью населения города. Перестройка и последовавшая за ней разруха не пощадили и завод. По мнению некоторых, "Дальприбор" уже не тот!" Однако это не совсем так. Кое-что осталось у завода и его работников от того, что принято было называть "советским отношением к делу". И хоть нынче это сочетание имеет более иронично-снисходительное звучание, суть такого подхода прежняя — ответственность, обязательность, совестливость. По этой-то причине и ухаживают заводчане за этим уютным сквериком, за памятником, за насаждениями, причем исключительно за свой счет. А еще — защищают его, в буквальном смысле становясь грудью на пути тех, кто предпочитает перевести "бесполезные" "квадраты" земли в более осязаемые формы торговых площадей. Проще говоря, желающих снести сквер и поставить на его месте очередную безликую бетонную коробку торгового центра. Губа, как говорится, не дура: райончик-то в коммерческом отношении "раскачанный". А что с памятником и памятью?! Да разве задумываются о таких пустяках, когда дело пахнет большими, очень большими деньгами…

Первые "залпы"…

"Битва за сквер" между заводом и "захватчиками" началась давно. Она, собственно, и не затихала последние десять лет, регулярно переходя из состояния "холодной войны" в "горячую" и обратно. А стартом к ней послужил ни много ни мало указ первого президента России Б.Н. Ельцина о перерегистрации актов о бессрочном пользовании землей. Благодаря этому документу земля, на которой стояли некогда государственные предприятия, уже не являлась их собственностью, а значит, за нее нужно было платить. Если денег нет — отдавай. Лишившемуся в одночасье гособоронзаказа и по этой причине стремительно обедневшему "Дальприбору" ничего не оставалось, как отказаться от части своей территории. Впрочем, причина тут была еще и в том, что наивные в далеком 1996 году "совки" полагали — землю вокруг оборонного завода никто не заберет. Не тут-то было! "Бесхозные" площади очень быстро привлекли внимание "коммерсантов", чьи методы "делать бизнес" вызывают оторопь.

"31 декабря 2004 года мне звонят из охраны — у нас лес рубят, — рассказывает директор по кадрам и социальным вопросам ОАО "Дальприбор" Геннадий Дончак. — Мы с генеральным директором Владимиром Федоровичем Титковым срочно приезжаем и видим — точно, рубят нашу аллею, которую мы посадили в честь 25-летия Победы. Мы на дыбы, а они дают нам "порубочный билет", из которого следует, что рубят они некондиционный лес. Проверяем билет, а он липовый! Я пригрозил вызвать ОМОН, и только тогда они уехали".

В тот раз на заводской сквер "наехали" сразу две компании: ООО "ДиСтек" и ИП Стадникова Ю.В. Вопрос о том, как им удалось получить разрешение на производство каких бы то ни было работ в этом месте, так и остался тайной. Дело в том, что формально земля действительно была "ничейная". Завод от нее официально отказался, да и экономических интересов вроде как не имел. На этом лукавом объяснении все и было построено. "За кадром" оставался такой "пустяк", как… права памятника! И вот тут придется ненадолго окунуться в мутные воды российской юриспруденции. Согласно Федеральному закону №73-Ф3 от 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации", Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР и Положению об охране и использовании памятников истории и культуры, зоны охраны памятника "подразделяются на два типа территорий с различным режимом охраны и использования". Таких зон всего две — территория памятника и охранная зона памятника. Первая, сравнительно небольшая, — постамент и газон вокруг. Вторая — много шире. В частности, касаемо памятника П.И. Багратиону, это площадь больше гектара. Границы ее, согласно техническому паспорту (оформленного, между прочим, заводчанами на свои "кровные"), проходят по улице Русской с одной стороны, стены "Красного мамонта" с другой, дороги к заводу с третьей и корпусом административного здания "Дальприбора" с четвертой. Вот на этих-то квадратных метрах, согласно букве закона, запрещается "проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. За исключением работ по сохранению памятника и его территории по согласованию с управлением культуры администрации ПК". Все для того, чтобы сохранить "памятник П.И. Багратиону, целостность территории памятника, условия визуального восприятия памятника, зеленые насаждения (в том числе травяной покров)".

Благодаря чему при таких начальных условиях "лесорубам" были выданы права на аренду этого участка земли, непонятно. Впрочем, непонятно только тем, кто не жил России в "эпоху перемен"…

Но "дальприборовцы" в ту эпоху жили и по этой причине не особо рассчитывали на торжество закона. Во избежание рецидивов руководство завода поставило у памятника дежурных, пятеро молодых мужчин каждую ночь охраняли сквер, вооружившись ломами! Просто не верится, что все это происходило в 21 веке…
Неизвестно (хотя как сказать), чем кончилось бы это противостояние, если бы…к нам не приехал министр обороны. Угроза жалобы "самому" благотворно подействовала на обычно несговорчивую администрацию города, возглавляемую к тому времени небезызвестным Владимиром Николаевым. Результатом долгих переговоров, многих тысяч затраченных на экспертизу и суды рублей стало постановление главы администрации муниципального образования города Владивосток №1547 от 26.06.04 "О предоставлении открытому акционерному обществу "Дальприбор" земельного участка по адресу: ул. Бородинская, 46/50 "В аренду, сроком на 25 лет…для благоустройства прилегающей к зданию завода территории". И решение Советского районного суда города Владивостока (председательствующий судья Самусенко О.А.) от 15 декабря 2006 года "признать недействительными договоры аренды земельных участков от 20.08.03 года № 05-00384-Ю-Д-0135, № 05-00384-Ю-Д-0136, № 05-00384-Ю-Д-0137, заключенных между администрацией г.Владивостока и ООО "ДиСтек"…" и "Признать недействительным зарегистрированное право аренды (обременение) по вышуказанным договорам и соглашениям на земельные участки площадью 479 кв.м, 452 кв.м, 209 кв.м". Казалось бы — победа!

Увы, не совсем…

"На этой "нашей" земле остались два "белых пятна", отданные в свое время компаниям "ДиСтек" и ИП Стадникова Ю.В., — говорит директор по кадрам и социальным вопросам Геннадий Дончак. — Мы, когда выиграли суд, просили, чтобы и их отдали нам в аренду. А нам отказывают, поскольку земля обременена прежним договором. И снять обременение нельзя до тех пор, пока сами компании не откажутся. А чего бы они отказывались?!".

И все это можно было бы счесть привычной российской неразберихой или юридическим казусом, если бы…на эти "пятна" спустя семь лет опять не положили взор "бизнесмены".

Вершина "Эльбруса"

О том, что на "их" землю опять покушаются, на "Дальприборе" узнали, как водится, случайно. Ну, не до просмотра им сайта Арбитражного суда, работать нужно! А между тем на сайте было выложено заявление "истца" ООО "Эльбрус". "Ответчиками" выступают департамент земельных и имущественных отношений ПК, администрация города Владивостока и управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока. В общем, все те, кто якобы по формальным признакам отказали ООО "Эльбрус" в "предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 870 кв.м, расположенного по адресу ул. Бородинская, 46/50 для строительства и дальнейшей эксплуатации административного объекта (бизнес-центра, офиса), объекта торговли…".

При том, что уже было доказано — это охранная зона памятника П.И. Багратиону, и любые строительные работы в этой зоне запрещены! Но это — видимая часть противоречия. А есть и другая, не столь заметная. Дело в том, что это место не просто сквер и постамент. С недавних пор это все (а еще и то, что должно появиться согласно проекту, утвержденному начальником управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока А.И. Мельниковым) — "Сквер русской славы". Название появилось в 2010 году, когда по инициативе Игоря Пушкарева провели "инвентаризацию" скверов и памятников. Тогда же постановлением главы города Владивостока №371 от 09.04.2010 "О присвоении наименований скверам и площадям на территории города Владивостока"… скверу и было присвоено гордое наименование — "Сквер русской славы". В ближайший год в сквере должны появиться камень с названием и стела с именами 153 воевавших, а позже строивших и работавших на заводе ветеранов. Необходимое дополнение: и проект, и экспертиза, и строительство, и даже охрана — исключительно на деньги предприятия. Суммы, надо признать, получаются приличные. Но все это будет лишь в случае, если сквер останется сквером. Ведь вырубленная под котлован будущего торгового центра аллея, перемещенный (а то и снесенный!) памятник, выломанные дорожки и уничтоженные газоны — это навсегда. Вместе с ними будут уничтожены и память, и благодарность потомков. А еще — демонстративно и безоглядно растоптана вера в справедливость и равенство перед законом всех. И тех, кто на свои деньги, по доброй воле сохраняет в первозданно прекрасном виде кусочек русской земли. И тех, кто в нарушение законов и норм морали хотел бы использовать ее более "рационально". Символичен сам объект, ставший "яблоком раздора", — Сквер русской славы. Не опасно ли, уничтожив сквер, уничтожить и Славу? И тогда кто мы без нее?

«Прогресс Приморья», № 30 (241) от 25.07.2013 г.

Подготовил Никита Костин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно