Твой гид развлечений
Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
31 октября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Матерый человечище…

Десять лет, изменившие Приморье

На Аллеее Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации во Владивостоке на одной из мраморных звезд выбито его имя. Есть на здании по улице Светланской, дом №47 мемориальная доска с профильным изображением человека и надписью: "В этом здании с 1959 по 1969 год работал Герой Советского Союза, Первый секретарь Приморского крайкома КПСС Василий Ефимович Чернышев".

Нетрудно посчитать, сколько лет было затрачено для того, чтобы войти в качестве созидателя в историю города, края, страны. Срок по любым меркам мизерный, но, оказывается, этого временного промежутка бывает достаточно для осуществления задуманного. Именно десять лет работал в нашем крае вожак белорусских партизан Василий Чернышев. Он сумел не только осуществить план развития Большого Владивостока, но и дал мощный толчок экномическому подъему всего Приморья, которому в большей мере отводилась роль охраны морских границ на восточной оконечности необъятного СССР.

Изучая биографию Василия Ефимовича, автор этих строк обратился к первоисточникам – мемуарной и художественной литературе о роли партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны. Сопоставив информацию, пришел к выводу, что Василий Чернышев, какой бы пост ни занимал, всегда добивался конечного результата. Недаром, как пишет в книге воспоминаний "В интересах флота и государства" адмирал Н.Н. Амелько, "…немцы его звали "генерал Лукаш", охотились за ним, четырех "Лукашей" повесили, но не настоящего". То, что руководитель партизанских отрядов в Белоруссии держал в страхе доблестные войска германского рейха, факт неоспоримый и распространяется далеко за пределы страны.

Военная биография Василия Ефимовича известна хорошо, а вот послевоенная практически забыта. За последние тридцать лет о нем написано очень мало. Одной из последних публикаций является статья А. Щербакова "Чтобы приблизить победу", московское издание 1983 года (книга "Народные герои"). Ранее, в 1966 году, о Чернышеве писал прозаик из Владивостока Г. Халилецкий. Очерк "Командир остается в строю" опубликован в книге "Люди легенд", вышедшей также в Москве.

Вспомнили о Василии Ефимовиче лишь в начале нового века, в год столетнего юбилея со дня его рождения. В издательской программе "Народная книга", которой руководит поэт, публицист, заслуженный работник культуры РФ Владимир Тыцких, увидела свет брошюра "Жизнь как легенда. Воспоминания современников о Василии Ефимовиче Чернышеве", датированная 2005 годом. Изданная к 60-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, она стала единственной, на страницах которой 14 авторов-приморцев рассказывают о незабываемых встречах с Василием Чернышевым в его бытность первым секретарем Приморского крайкома партии.

Ценна эта небольшая по объему книжка тем, что по прочтении начинаешь сознавать, как велика роль личности в истории развития не только отдельного взятого края, но и страны в целом. Особо удивило то, как человек, прошедший горнило войны, испытания и смерть близких людей, товарищей по партизанской борьбе, сохранил в себе человеческие качества. Наряду с этим он умел жестко спросить с нерадивых руководителей, поставить на место зарвавшегося партийца, помочь в беде, защитить человека, невзирая на чины и регалии. И в то же время он был, как каждый из нас, хрупок и уязвим. Подтверждают это его физические недуги, приобретенные с годами, которые мучили его на протяжении всего послевоенного периода. Невзирая ни на что, этот мужественный человек не пасовал перед трудностями, принимал все предложенные ему партией и правительством должности

Что ни говори, биография у Василия Ефимовича Чернышева богатая и заметно отличается от многих. Родился он в селе Красное Орловской губернии в 1908 году в семье рабочего. Отец, шахтер, погиб в Первую мировую войну 1914-1916 годов. Трудиться Василий начал в 13-летнем возрасте на железной дороге. Учился на рабфаке, в московском авиационном институте. Это, впрочем, неудивительно: в 30-е годы, когда российские летчики били мировые рекорды высоты и протяженности полетов, каждый второй молодой гражданин страны стремился освоить летное дело и сесть за штурвал самолета.

О вертолетах, таких, например, что сегодня серийно выпускает лидирующее среди предприятий, входящих в ПРО СМР, ОАО ААК "Прогресс", только мечтали. Конструкторы активно работали над новыми моделями боевых самолетов, способных обеспечить Красной армии превосходство в небе.

Затем Чернышев окончил Орловское пехотное военное училище, Брянский коммунистический университет. Работал первым секретарем Жлобинского и Василишского райкомов, Барановичского обкома КП(б) Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны – один из организаторов подполья и партизанского движения в Витебской и Барановичской областях. В 1942 году стал уполномоченным ЦК КП(б) Белоруссии по Барановичской области, секретарем Барановичского обкома партии и командиром партизанского соединения. В январе 1944 года за успешное руководство партизанской борьбой, личное мужество и отвагу генерал-майору В.Е. Чернышеву присвоено звание Героя Советского Союза. На тот период ему исполнилось 46 лет.

После освобождения Белоруссии от немецкой оккупации Василий Ефимович работал на партийных должностях в Барановичах, Бресте, Минске, секретарем ЦК КП(б) Белоруссии. Секретарем Калининградского обкома КПСС В.Е. Чернышев работал восемь лет.

В Приморский край он был направлен в 1969 году в качестве первого секретаря крайкома. Пожалуй, именно тогда написаны новые страницы его биографии, именно тогда бывший партизанский вожак проявил свои лучшие качества в созидательной деятельности. По его личной инициативе принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О строительстве "Большого Владивостока". На окраине страны развернулось возведение грандиозного комплекса строительной индустрии. Приморье превратилось в величайшую стройплощадку, не уступающую по своим объемам довоенных строек. В короткие сроки были возведены заводы железобетонных конструкций, домостроительные комбинаты, электрические станции. Благодаря этому был дан резкий толчок началу строительства жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения.

Маловероятно, что молодое поколение приморцев, посещая кинотеатр "Океан", задумывается о том, как строилось это уникальное просторное здание. Скажем только то, что открыт "Океан" был при В.Е. Чернышеве. Более того, развернулось строительство кинотеатров, дворцов культуры практически во всех городах и районах Приморского края. К уже существующим высшим учебным заведениям – ДВГУ и ДВПИ (сегодня – Инженерная школа ДВФУ, входящая в ПРО СМР), открылись институт искусств, технологический и торговли.

Не бумажный, реальный "Большой Владивосток"

При В.Е. Чернышеве началась электрификация Дальневосточной железной дороги на территории Приморского края, получила развитие цветная металлургия, химическая и деревообрабатывающая промышленность, построены морские порты, введен в строй завод "Радиоприбор", который в настоящее время является одним из надежных представителей ПРО СМР. В период руководства краем Василий Ефимович дал толчок развитию рыбодобывающей и рыбо­обрабатывающей промышленности. Тогда же был открыт инструментальный завод, создана прочная экономическая база не только Приморья, но и всего Дальнего Востока. Активно развивалось судоходство: недаром одна из плавбаз получила название "Василий Чернышев".

Если говорить о программе "Большой Владивосток", то этот проект из "бумажного" очень скоро превратился в реально действующие жилые микрорайоны, имеющие современную по тем временам инфраструктуру – больницы, школы, детские сады, другие объекты социально-культурного назначения.

Диву даешься: все перемены произошли за одно десятилетие, после которого край большей частью по инерции достраивался последователями В.Е. Чернышева, а в 90-х годах пережил упадок, превратившись в сырьевой придаток разваливающегося на глазах государства. Потребовались годы, чтобы власти обратили внимание на Приморский край и заговорили о нем как о перспективном крае, куда можно и нужно вкладывать средства, инвестировать проекты, подобные строительству знаменитых мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский, возведению современного кампуса Дальневосточного федерального университета. Сегодня невооруженным глазом виден прогресс в развитии Владивостока. Думается, тот рывок, который сумел совершить Приморский край в бытность хозяйствования Василия Ефимовича, непросто повторить. И ответ лежит на поверхности: он все делал тогда во благо человека. Край развивался, работала программа переселения, прибывающие обеспечивались работой, жильем, бесплатно обучались в вузах и техникумах, пополняли ряды руководящих работников, учились управлять экономикой края, распределять материальные ресурсы. Именно тогда, при В.Е. Чернышеве, Приморский край был отмечен как передовой и награжден орденом Ленина.

В год 75-летия Приморья его жители наряду с именами заслуженных людей наших городов и сел вправе назвать имя В.Е. Чернышева, 105-летие которого приходится на 2013 год.

«Прогресс Приморья», № 43 (255) от 31.10.2013 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно