|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
"Я — "Як", истребитель…"Что стало с пилотом разбившегося почти 70 лет назад самолета, поисковикам выяснить пока не удалось: останков на месте не нашли. Следопыты достали из земли части легендарного истребителя Як-9. Отряд любителей военной истории "АвиаПоиск" в минувшие выходные совершил экспедицию в Хасанский район Приморского края, где были обнаружены места крушения двух военных самолетов времен Второй мировой войны. Самолет упал в болотистой местности, из-за чего искореженные металлические и даже фанерные части обшивки хорошо сохранились. К осени, когда земля подсохла, стало возможно их извлечение. Но раньше доступ к обломкам советских самолетов был закрыт по одной причине — они находятся на частной территории — в оленьем питомнике. Поисковикам удалось договориться с его владельцем, и они попытались оперативно извлечь останки обеих боевых машин из болота, понимая, что холода значительно осложнят или вообще лишат поисковиков возможности вести полевые работы. Установить, погиб ли пилот при падении или успел катапультироваться, волонтерам пока не удалось: никаких останков на месте не найдено. Поисковая экспедиция в Хасанский район по поднятию военного истребителя Як-9 стала одной из самых масштабных в Приморье. Группа "АвиаПоиска" подняла из болота фрагменты самолета, почти 70 лет пролежавшего в земле. Фрагменты самолета Як-9 находились на месте бывшего русла реки Виноградной, в районе села Гвоздево Хасанского района. На поверхности находились стойка шасси, бронеспинка, радиатор и элементы винта от самолета. В земле, на глубине около 1 м, поисковики нашли внутренние детали истребителя: приборы, ручку управления, фанерную обшивку от крыльев самолета. Хорошо сохранившиеся части отреставрируют и выставят в музее, который сейчас создается во Владивостоке. Главной находкой поисковиков стали две разорванные подошвы от сапог летчика 41 размера, что подтверждает версию о том, что он погиб в момент катастрофы. Однако ни останков тела, ни деталей парашюта, ни вооружения обнаружено не было. Установить судьбу летчика, а также детали катастрофы поисковики намерены с помощью номера двигателя, который был найден на месте. Для этого будут запрошены документы в Центральном военно-морском архиве в Гатчине и Центральном архиве Министерства обороны в Подольске. Отмечу, что подъем самолета производился в рамках проекта "Историческая память", который реализуется сейчас на территории Приморского края. Его продолжением станет подъем бомбардировщика Пе-2 в районе поселка Краскино. Именно там, в ходе Вахты Памяти "Хасан-2013", бойцы "Поискового движения России" подняли из болота два маслорадиатора и штурманскую линейку-ветрочет. Самолет находится на глубине около пяти метров, поэтому для его поднятия необходимо применение тяжелой техники. Историческая справкаЯК-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых, и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Як-9 выпускался на трех крупных заводах (№№ 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Это один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей Второй мировой войны. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими характеристиками. Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный истребитель-перехватчик и вывозной истребитель. Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15 строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и объемов бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшиеся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкции. Все модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы. Як-9 серийно выпускался шесть лет — с октября 1942 г. по декабрь 1948 г. Всего построено 16769 самолетов. Отдельные самолеты в некоторых истребительных полках использовались до начала 60-х годов. На самолетах Як-9 воевали французские летчики из полка "Нормандия-Неман". После войны эти самолеты состояли на вооружении армии Албании, Болгарии, Венгрии, Китая, КНДР, Польши и Югославии. Один югославский Як-9Т приобретен Великобританией. На нем в 1945-1947 годах летал командир 239-го истребительного крыла Королевских ВВС Д. Сторрер. Як-9П ВВС Китая и КНДР применялись во время Корейской войны до конца 1950 года. Непосредственно к выпуску "яков" причастен и завод "Прогресс", который в настоящее время идет в первых рядах среди предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. В конце 1948 г. сдана первая серия самолетов Як-40, в 1953 г. началось производство самолета Як-18У, на базе которого освоен выпуск Як-18А. В 60-е годы прошлого века завод производил спортивно-пилотажный Як18П… «Прогресс Приморья», № 45 (257) от 14.11.2013 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |