Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
14 ноября, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Матерый человечище…

Продолжение. Начало в №32

Наивысшее напряжение холодной войны

В период, когда В.Е. Чернышев руководил Приморским краем, обстановка в мире не отличалась спокойствием. Американские ВВС и ВМС усиленно контролировали акваторию Тихого океана. Военный флот стран НАТО находился в опасной близости от советских границ, отчего напряжение то нарастало,  и мир замирал в ожидании ядерной катастрофы, то ослабевало, и становилось ясно, что это всего лишь передышка... Впрочем, скрытой разведкой и сбором оперативных данных в районе морских границ СССР  вооруженные силы США не брезговали никогда, а в то время –  тем более. Другим, наименее сильным странам, американцы порой угрожали открыто.

В январе 1967 года дружественная Советскому Союзу Северная Корея нуждалась в защите. Именно тогда в Японском море произошел серьезный конфликт между США и КНДР, совсем близко от наших границ, что, естественно,  вынудило вмешаться в ситуацию СССР. Тихоокеанский флот, который снабжался изделиями  отечественного оборонного комплекса, в том числе изготовленными на дальневосточных заводах "Аскольд", "Радиоприбор" и других, и ракетами  легендарного "Прогресса", сегодня идущего в авангарде предприятий, входящих в состав ПРО СМР, был готов помочь корейцам в разрешении непростой ситуации. В тот период командованию ТОФ, руководству крайкома партии пришлось оперативно решать трудную задачу: один неверный шаг мог не просто усугубить международный конфликт, но и  послужить поводом к началу боевых действий с той и другой стороны. О том напряжении, которое царило зимой 1967-го у тихоокеанского побережья, рассказал  в своей книге "В  интересах флота и государства" адмирал Николай Амелько.

"События происходили следующим образом. Корейские ВМС обнаружили в своих территориальных водах американский разведывательный корабль "Пуэбло", арестовали экипаж и привели корабль в порт Вонсан. Дипломатические демарши США корейцами отвергались. Тогда американцы заявили, что если корейцы не отпустят корабль и его личный состав, они войдут в Вонсан и сделают это сами, используя силу.

У Вонсанской бухты появились два американских авианосца "Мидуэй" и "Энтерпрайз" с кораблями охранения, начались маневрирования и полеты авианосной авиации. Нас это чрезвычайно обеспокоило: во-первых, от их района маневрирования до Владивостока около ста километров, во-вторых, у нас с КНДР был заключен договор о взаимной, в том числе и военной обороне. Я немедленно связался с главкомом С.Г. Горшковым, заявил, что в этих условиях необходимо привести флот в полную боевую готовность. На это Горшков сказал мне, что мол, ты знаешь, что комфлотом подчинен министру обороны и главнокомандующему, звони министру обороны А.А. Гречко. На этом разговор закончился. Начал звонить министру обороны – не отвечает. Прозвонил дежурному генералу КП Генштаба. Коротко объяснил обстановку. Тот ответил, что начальника Генштаба в Москве нет, а министр отдыхает на даче – разница во времени между Владивостоком и Москвой – 7 часов. Попросил у дежурного генерала телефон дачи министра, он отказал, заявив, что это ему запрещено.

Дело не терпело отлагательства. Я решил собрать Военный совет флота. Позвонил Василию Ефимовичу Чернышеву – секретарю Приморского краевого комитета КПСС, тоже члену Военного совета флота, замечательному человеку, члену ЦК КПСС, герою Советского Союза, руководителю во время Отечественной войны партизанскими отрядами в Белоруссии… Попросил, чтобы он обязательно был на заседании Военного совета, так как дело очень серьезное. Он пришел.

Я доложил Военному совету обстановку, разговор с Горшковым, рассказал о попытке связаться с министром обороны. В заключение сказал, что обязан принять эффективные меры. Поэтому, учитывая, что в это время шли необходимые для СССР переговоры с США и чтобы им не помешать, решил флот привести в боевую готовность частично и скрытно. Развернуть у входа в Вонсан эскадру, в районе маневрирования американских авианосцев развернуть 27 подводных лодок, начать разведку авианосцев с фотографированием разведывательной авиацией. Все члены Военного совета молчали, обдумывали мои слова. Начал В.Е.Чернышев.

— Николай (мы с ним дружили), я считаю, что твое решение абсолютно правильное, случись что-либо, тебя обвинят, скажут: "А ты зачем там был и бездействовал?" Можешь рассчитывать на полную мою поддержку. Я уверен, что такого же мнения все члены Военного совета.

Все согласились, и мы начали действовать. Министру обороны послал подробную шифротелеграмму об обстановке и действиях флота.

23 января, а началось это 21 января, звонит по "ВЧ" из Москвы С.Г. Горшков и просит переправить нашего посла Сударикова, который в этот момент находился в Москве, на моем самолете в Пхеньян.

На следующий день Судариков прилетел рейсовым самолетом Ту-104 во Владивосток. Мой самолет Ил-14 уже был готов, и я встречал посла на аэродроме. За обедом, там же, на аэродроме, Судариков сказал мне, что везет пакет Ким Ир Сену.

Суть послания Брежнева заключалась в том, что мы, Советский Союз, из-за инцидента с "Пуэбло" войну американцам объявлять не будем. А мои действия наверху были одобрены.

31 января я получил шифрограмму за подписью начальника Генштаба М.В. Захарова, в которой предписывалось сделать все то, что мной уже было сделано и доложено в Москву. Но к этому времени все действия в море прекратились, и мы начали сворачивать свои силы и возвращать корабли на базы".

Заметим, что полностью одобренные В.Е. Чернышевым действия командования ТОФ сыграли в угасании конфликта не последнюю роль, и то, что опыт Великой Отечественной войны, в которой Чернышеву множество раз приходилось решать трудные задачи и выходить из запутанной ситуации победителем, помогли в полной мере и здесь – на тихоокеанских пограничных рубежах. 

Биографическая справка

Николай Николаевич Амелько (22.11.1914, Петроград — 27.06.2007, Москва) — советский флотоводец, адмирал (13 апреля 1964), кандидат военно-морских наук (1965). По национальности — белорус. В Военно-морском флоте с 1931 года. В 1936 г. окончил Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. С 1936 г. проходил службу на Балтийском флоте, был командиром электронавигационной группы, помощник командира учебного крейсера.

Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. командовал дивизиом сетевых заградителей, катерных тральщиков, сторожевых кораблей. В 1945-1949 гг. начальник штаба бригады траления. В 1949-1952 гг. — командир охраны водного района базы. В 1952-1953 гг. — начальник штаба дивизии охраны водного района. В 1953-1956 гг. — командир дивизии охраны водного района. Контр-адмирал с 31 мая 1954 года.

В 1956 г. закончил Военную академию Генерального штаба. В 1956-1962 гг. — начальник штаба Тихоокеанского флота. Вице-адмирал с 9 мая 1961 года. Командующий Тихоокеанским флотом (1962-1969), начальник противолодочных сил ВМФ (1969-1978), заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил по ВМФ (1979-1986). В 1986-1987 гг. — в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов, лауреат Ленинской премии в области науки (17 апреля 1980) — за создание специальной информационной космической системы. С ноября 1987 года — в отставке.

«Прогресс Приморья», № 45 (257) от 14.11.2013 г.

Сергей Юдинцев

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно