Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
16 января, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Моряк с "Дельфина"

Окончание. Начало в номере за 9 января

Спасли Владивосток

"Дельфин" и другие русские подлодки не принимали непосредственного участия в сражениях Русско-японской войны. Тем не менее, по мнению многих морских специалистов и военно-морских историков, именно подводные лодки спасли Владивосток от прямого нападения эскадры Камимуры, а после Цусимы — и от мощи флота адмирала Того.

До мая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии. Так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке. А 23 мая 1916 года "Дельфин" отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегрузили на баржу, на которой доставили до Архангельска, откуда на буксире отправили в Александровск. В ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин" был сильно поврежден штормом — швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами расшатало сальники рулей, лодка затонула. 8 августа 1917 года Морской штаб принял решение подлодку не восстанавливать и сдать ее порту, что и было выполнено 10 августа того же года.

Что стало с экипажем "Дельфина", достоверно не известно. Скорее всего, часть команды отбыла из Владивостока на родину, а Михаил Сюткин остался в Приморье.

Память восстановили

…Жизнь его была долгой, но о судьбе Михаила Петровича практически ничего не известно, кроме того, что после демобилизации он работал на "Дальзаводе". Его последняя должность — начальник заводской бани, где он и обитал в последние годы своей жизни, так как родственников у него не было. Когда-то материалы о первом подводнике России хранились в музее "Дальзавода", но во время перестройки они бесследно пропали. Как и архив прославленного предприятия.

— Когда мы нашли его могилу, она была в ужасном состоянии: надгробный холм зарос травой, памятник из мраморной крошки почти рассыпался, надписи стерлись, фотографии не было, осталась только фамилия, даты едва читались. Мы вообще не были уверены, того ли Сюткина эта могила или его однофамильца, — рассказал "ПП" Борис Шадрин, капитан первого ранга в отставке.

Чтобы выяснить, кто покоится в заброшенной могиле, Шадрин вместе с директором музея "Дальзавода" перелопатили буквально горы архивных документов. Им повезло: они нашли фотографию подводника, которая сейчас "увековечена" на памятнике. В краевом загсе выяснили даты его жизни.

…На мемориальном участке Морского кладбища, в двух шагах от дороги, возвышается стандартный памятник из черного мрамора. На памятнике выбиты даты жизни, фамилия, имя и отчество, а также фото "хозяина" могилы, мужчины в матросской форме и бескозырке, на которой написано слово "Дельфин" с буквой "ер" на конце.

Это могила Михаила Петровича Сюткина, "первого подводника России", как гласит надпись на мраморном монолите, установленном "благодарными потомками".

Она была восстановлена в 2004 году благодаря помощи Военно-страховой мемориальной компании и членов Клуба ветеранов подводного флота.

Автор статьи и редакция газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья" выражают признательность вице-адмиралу Александру Коневу, председателю Клуба ветеранов подводного флота, и Борису Шадрину, капитану первого ранга в отставке, действительному члену географического общества (ОИАК).

Тактико-технические данные подлодки "Дельфин"

Длина, м — 19,6
Ширина, м — 3,35
Осадка, л — 2,95
Водоизмещение надводное, т — 113;
подводное, т — 124
Мощность двигателей:
надводного хода, л.с.— 1x300;
подводного хода, л.с. — 1x120
Скорость надводная, узлы — 10 ;
подводная, узлы — 5-6
Дальность плавания надводная, миль — 243;
подводная, миль — 28
Глубина погружения, м — 50
Вооружение (торпедные аппараты) — 2 решетчатых аппарата ДЖЕВЕЦКОГО
Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм — 2

«Прогресс Приморья», № 2 (265) от 16.01.2014 г.

Сергей Кожин

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно