|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Небо — судьба АрсеньеваГород Арсеньев, названный в честь известного исследователя Дальнего Востока, в современном мире ассоциируется не только с ярким именем знаменитого путешественника и потрясающей дальневосточной природой, но и с авиационной продукцией завода "Прогресс", лидирующего среди предприятий, входящих в состав Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Выдающийся и самый востребованный боевой вертолет последних десятилетий — МИ-24. Практически штатные призеры всех крупнейших международных соревнований по самолетному спорту — спортивные "Яки". Непревзойденные по своим боевым характеристикам ракеты противокорабельного комплекса "Москит". Удививший мир своей соосной схемой несущих винтов и выдающимися летными данными боевой вертолет Ка-50 "Черная акула". И, наконец, новейший боевой Ка-52 "Аллигатор" — яркое воплощение передовой военной авиационно-конструкторской мысли в области отечественного и мирового вертолетостроения. Вот образ нашего города, давно уже осознанный во всем мире. И создан этот образ многотысячным коллективом градообразующего предприятия ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина", в прошлом — Арсеньевский машиностроительный завод "Прогресс", а еще раньше — завод №116. В Арсеньеве, пожалуй, нет семьи, чья судьба не была бы так или иначе связана с авиацией, с авиакомпанией "Прогресс". Авиация и небо — это судьба нашего города. Говорят, большое видится на расстоянии. Наверное, поэтому нам сложно осознать значение своих трудовых свершений, мы лишь с благодарностью и восхищением вспоминаем и чтим созидательный подвиг своих предшественников. В трудовом активе "Прогресса", основанного в мае 1936 года для ремонта авиатехники, стоявшей тогда на вооружении ВВС Красной Армии, — выпуск целого ряда учебно-тренировочных и спортивных "Яков", начиная с легендарного Ут-2 и заканчивая современным Як-54. В конце 50-х завод освоил производство ракет морского базирования, а чуть позже произвел целую серию (340 шт.) самолетов Ан-14 "Пчелка", предназначенных для местных воздушных авиалиний. Этапным событием для "Прогресса" стало освоение высокотехнологичного производства принципиально новой техники — боевого вертолета Ми-24, принесшего заводу заслуженную славу и мировое признание. До сих пор этот вертолет состоит на вооружении Российской Армии и является основным средством огневой поддержки наземных войск. В разное время заводом руководили В. Ирьянов, С. Апостолов, Н. Новиков, Н. Сазыкин, Ф. Абдулин, В. Луценко, Ю. Бодня, В. Печенкин. Вклад каждого из них в развитие "Прогресса" достоин памяти и уважения. Равно как и вклад нескольких поколений авиастроителей, среди которых — три Героя Социалистического Труда и тысячи передовиков производства. Но это все уже в прошлом. А вот — дела не так давно минувших дней. Апрель, 1994 год. В арсеньевском кинотеатре "Космос" идет презентация нового художественного фильма "Черная акула", в котором на фоне острого детективного сюжета показываются боевые возможности новейшего вертолета Ка-50. В кассе — полный аншлаг, а интерес горожан к фильму объясняется просто: на "Прогрессе" идет серийный выпуск этой машины, а в роли главного героя фильма был снят пятый Ка-50, созданный на предприятии. При этом в первый день показа фильма арсеньевцев ждал еще один, поистине ошеломляющий сюрприз. В середине дня низко над городом стремительно пронесся вертолет. Его необычные аэродинамические формы и незнакомый "бархатный" звук работавших двигателей подсказывали, что это и есть та самая таинственная "Черная акула". Сделав несколько кругов над центром города и эффектно показав себя в ослепительно-голубом небе, Ка-50 завис над центральной городской площадью, а затем на глазах изумленных горожан произвел посадку как раз напротив кинотеатра, где шел о нем фильм. Эффект был потрясающим. Все свободные от работы высыпали на улицу. Гордость за родной город переполняла сердца людей, заполнивших площадь. Ну где еще вы могли бы наблюдать такое! Это было возможно только у нас, в Арсеньеве. Конечно, случай беспрецедентный и в недавнем прошлом абсолютно невозможный. Но веяние перемен докатилось и до наших дальневосточных окраин. Новой технике нужна была реклама, заводскому коллективу в то трудное время — хотя бы моральное поощрение, вот и показывалась секретная машина крупным планом. Пилотировал вертолет в тот памятный день заводской летчик-испытатель Анатолий Довгань. Вторая половина девяностых — самый драматичный период в истории завода "Прогресс", как, впрочем, и в истории всей страны. Отечественный авиапром с громадными потерями переживал разрушительные годы политического переустройства страны. Отсутствие госзаказа вело к массовому увольнению персонала, опустевшие цеха не отапливались, производство останавливалось. В этот критический момент "Прогресс" получает, казалось бы, спасительный зарубежный заказ на производство и поставку сложного военно-технического комплекса. Однако экспертный анализ и заключение заводских экономистов показывают, что при условии закупки комплектующих для производства комплекса по прежней схеме завод практически не получит прибыли, так необходимой для дальнейшего выживания. Руководство предприятия во главе с генеральным директором Виктором Печенкиным сумело тогда найти выход из положения. Основной элемент комплектации комплекса — его двигатели — было решено производить собственными силами, освоив новое производство. Руководить этими работами было поручено заместителю главного инженера Юрию Денисенко. Эту неимоверно сложную задачу коллектив решил успешно, показав высочайший профессионализм и самоотверженное отношение к делу. "Прогресс" начал выходить из кризиса. В 2004 году на "Прогресс" приходит новая команда управленцев во главе с управляющим директором Юрием Денисенко. В команде — молодые талантливые специалисты, представители нового поколения руководителей. Одна из наиболее значимых фигур старшего звена управления — первый заместитель управляющего директора Яким Янаков, опытнейший военный авиационный специалист, возглавивший координацию производства новейшего Ка-52 "Аллигатор", пришедшего на смену успевшей стать всемирно известной, но в силу политических причин так и не востребованной большой серией "Черной акулы". В результате хорошо продуманной, настойчивой и упорной работы с госструктурами руководству авиакомпании удалось найти поддержку в высших эшелонах власти, что и дало возможность придать предприятию благотворный импульс возрождения и модернизации. Наконец-то в арсеньевском небе мы снова можем постоянно слышать приятный нашей душе шум винтов сделанных нами боевых Ка-52. Как слышали в течение двадцати лет полетные мелодии Ми-24. Возрождение промышленного производства на "Прогрессе" состоялось! И оно продолжает непрерывно развиваться и совершенствоваться. «Прогресс Приморья», № 4 (267) от 30.01.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |