|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Небо и море – две стихии генералаПо роду своей служебной деятельности мне в разные годы приходилось выезжать в командировки с инспекторской проверкой военно-морских частей и подразделений ТОФ. Это были не только надводные корабли и подводные лодки, но и экипажи морской авиации, которые базировались в районе населенного пункта Монгохто в Хабаровском крае и других местах Дальнего Востока. Зная изнутри состояние боевой готовности ТОФ, я тогда понял, что "холодная война" на самом деле угрожала миру, и убедился в том, что требовалась полная мобилизация военно-морских сил, как на суше, так и на воде. Азиатско-Тихоокеанский регион во все времена имел стратегическое значение в защите рубежей прежней большой страны, по это причине армия и флот интенсивно пополнялись современной техникой и вооружением, авиаторы осваивали сверхзвуковые реактивные машины, способные выполнять боевые задачи быстро и качественно. То неспокойное время выдвинуло на передовые рубежи новые имена офицеров, которые благодаря своему таланту сумели добиться больших успехов в службе, отдав охране воздушных и морских границ лучшие годы жизни. Одним из них является ветеран морской авиации, декан Института защиты моря и освоения шельфа МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, генерал-майор авиации в отставке, летчик-снайпер, заслуженный военный летчик Российской Федерации Владимир Ильич Куропаткин. Если юноши и девушки 30-х годов прошлого столетия поголовно мечтали стать летчиками, то молодые люди 60-х стремились в космонавты. Неудивительно, что 14-летний Володя Куропаткин в 1963 году поступил в Школу юных космонавтов, образованную в этом же году на базе Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков имени И.С. Полбина. Вероятно, так было угодно судьбе, учитывая тот факт, что Володя родился 21 августа 1949 года в семье военнослужащего. Дальнейший путь, как говорится, был вычерчен чьей-то невидимой рукой. В этом нетрудно убедиться, изучая биографию генерала Владимира Куропаткина. В 1966 году он поступил в Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С. Полбина (ОВВАКУЛ). На втором году пребывания в стенах училища курсант приступил к переучиванию и начал освоение реактивного учебно-тренировочного самолета L-29. Именно освоение самолета L-29 стало первой ступенью его профессиональной деятельности. Неслучайно то время Владимир Ильич вспоминает с благодарностью. Именно тогда он понял, что незабываемое чувство свободы можно ощутить только в небе. На третьем и четвертом курсах курсант освоил фронтовой реактивный бомбардировщик Ил-28. Молодой лейтенант после окончания ОВВАКУЛ по специальности "летчик-инженер" в октябре 1970 года по распределению был направлен служить в ВВС ТОФ. По прибытии на Тихоокеанский флот он получил предписание явиться к месту службы – во вновь сформированный противолодочный полк дальнего действия, который базировался в гарнизоне Николаевка. Основной задачей противолодочного полка являлся тогда поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника. Служил офицер на совесть. Подтверждением этому являются поощрения и награды. За время службы в полку в период с декабря 1970 года по октябрь 1974 года он не единожды выполнял важные задания командования, и выполнял их на "отлично". В апреле 1971 года за поисковые противолодочные операции иностранных ПЛ Владимир Куропаткин был награжден командующим ВВС ТОФ именными часами. В апреле 1973-го за поисковые противолодочные операции иностранных ПЛ в составе эскадрильи, обнаружение американской атомной ПЛ типа "Лафайет" и непрерывного слежения за ней в течение четырех часов министром обороны СССР офицеру досрочно присвоено звание "капитан". Заметим, что годом ранее, в 1972-м, ему присвоена квалификация военного летчика 3-го класса. Классная квалификация военного летчика 2-го класса присвоена в 1973 году. Капитан Владимир Куропаткин в 1974 году летал по уровню летчика 1-го класса. 31 октября этого же года приказом командующего ТОФ назначен командиром отряда в отдельный Гвардейский дальнеразведывательный авиационный Краснознаменный полк, базирующийся в гарнизоне с. Хороль Приморского края и имеющий на вооружении стратегические самолеты разведчики Ту-95рц (разведчик-целеуказатель). Действуя с приморских аэродромов авиации ТОФ, Ту-95рц имели возможность обследовать Северную часть Тихого океана до островов Самар (Филиппины), Гуам, Лейсан (Гавайи), залива Королевы Шарлотты. К 1975 году военный летчик-тихоокеанец достиг определенного уровня мастерства, что позволило ему переучиться управлять самолетом Ту-95рц и освоить дозаправку самолета в воздухе. В сентябре 1975 года 26-летний капитан назначен заместителем командира авиационной эскадрильи, в ноябре 1976-го – командиром авиационной эскадрильи полка, и, наконец, в мае 1979 года – заместителем командира полка. Владимир Куропаткин выполнял вылеты, связанные с воздушной разведкой в акватории Индийского океана. С 1976 по 1978 годы он был старшим группы в составе двух экипажей. Взлет с аэродрома города Ташкента, пролетом через территорию Пакистана и Ирана. В феврале-марте 1979 года в условиях обострения обстановки в Юго-Восточной Азии (агрессия Китая против Вьетнама) на самолетах Ту-95рц выполнял вылеты воздушной разведки в Южно-Китайское море пролетом через Корейский пролив. В дальнейшем выполнял воздушную разведку с посадкой в СРВ на аэродромы Дананг и Камрань. 9 июля 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден государственной наградой – орденом Красной Звезды. Затем снова годы учебы. В августе 1982 года Владимир Куропаткин зачислен слушателем Военно-морской академии имени маршала Советского Союза А.А. Гречко. В июне 1985-го военный летчик окончил ВМА, получил диплом с отличием и золотую медаль. Ему была присвоена квалификация офицера с высшим военным образованием по специальности "командно-штабная оперативно-тактическая авиация ВМФ". После окончания академии, несмотря на возможность выбора любого из четырех флотов, базирующихся на территории страны, для дальнейшей службы он опять выбрал Тихоокеанский флот. В ноябре 1985 года приказом МО СССР назначен командиром противолодочного полка дальнего действия в гарнизон Монгохто Хабаровского края. На вооружении данного полка находились самолеты разных модификаций. Это и противолодочные самолеты Ту-142, Ту-142мз, и самолеты–ретрансляторы боевых сигналов Ту-142мр, и транспортный самолет Ан-26. Замечу, в первой половине 60-х годов на заводе "Прогресс", который сегодня известен как лидер среди предприятий – членов ПРО СМР, был освоен выпуск самолета Ан-14 конструкции О.К. Антонова. Ан-26 имели прямое отношение к этому "семейству". Они успешно выполняли транспортные задачи всегда и везде… В дальнейшем Владимир Куропаткин переучился и освоил самолеты Ту-142 и Ту-142мр. Октябрь 1987 года стал еще одной вехой в биографии военного летчика: приказом МО СССР его назначают командиром 169-го отдельного смешанного авиационного полка (ОСАП), место базирования – полуостров Камрань в СРВ. Особенность отдельного смешанного полка заключалась в том, что у него на вооружении находились разнотипные летательные аппараты. Первая эскадрилья: Ту-16К-10 и Ту-16К-11-26 (были еще самолеты РЭБ и заправщики) – до 20 единиц; вторая: противолодочные самолеты Ту-142 – 4 единицы, самолеты разведки и целеуказания Ту-95рц — 4 единицы, самолеты военно-транспортной авиации (ВТА) – 2 самолета Ан-26, вертолеты Ми-14ПЛ и Ми-14ПС; третья эскадрилья: самолеты МиГ-23МЛД – 12 единиц и МиГ-23УБ – 2 единицы. В то напряженное время авиационный полк выполнял по 4-5 летных смен в неделю (в том числе и в ночное время). Взлетая с аэродрома Камрань, экипажи 169-го ОСАП решали разные задачи… 21 декабря 1989 года приказом МО СССР Владимир Куропаткин был назначен начальником штаба 143-й морской ракетоносной дивизии (МРАД), в феврале 1990-го – приказом командующего ТОФ – и.о. командира 143-й МРАД. Переучился и летал на самолетах Ту-22м2 и Ту-22м3. В июне1990 года, после собеседования и сдачи экзаменов, был зачислен слушателем основного факультета Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова. Окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в июне 1992 года. Получил диплом по специальности "командно-штабная, оперативно-стратегическая разведка". Был назначен командиром 25 МРАД, дислоцирующейся в гарнизоне Кневичи Приморского края. Назначение на должность заместителя командующего ВВС ТОФ по боевой подготовке получил в декабре 1994-го. В марте 2003 года Владимир Куропаткин назначен начальником штаба – первым заместителем командующего ВВС и ПВО ТОФ. На протяжении всего этого времени продолжал совершенствовать технику пилотирования и выполнял полеты на боевое применение на сверхзвуковом ракетоносце Ту-22м3. 4 ноября 2004 года Указом Президента РФ за особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров и многолетнюю безаварийную летную работу в военной авиации присвоено почетное звание –"Заслуженный военный летчик Российской Федерации". Январь 2005 года оказался в жизни летчика морской авиации судьбоносным – он стал гражданским человеком. Как известно, бывших моряков не бывает, как, впрочем, и бывших летчиков. Он всегда в строю. От души поздравляя Владимира Ильича с праздником – Днем защитника Отечества, хочется отметить то, что, сегодня, работая в МГУ имени адмирала Г.И. Невельского, 200 лет со дня рождения которого общественность отметила в 2013 году, генерал-майор Владимир Ильич Куропаткин продолжает службу, охраняя дальневосточные рубежи в Институте защиты моря. От редакцииСотрудники газеты ПРО СМР "Прогресс Приморья", присоединяясь к поздравлениям, точно знают, что военная авиация близка и понятна предприятиям оборонной промышленности, работающим на территории Приморского края. В городе авиаторов Арсеньеве слово "летчик" ассоциируется с россыпью терминов. Это и небо, и винтокрылая машина, и полет, и, конечно же, – славный завод "Прогресс". «Прогресс Приморья», № 7 (270) от 21.02.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |