|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Лодка, овеянная славойПервыми в России — накануне своего профессионального праздника Дня подводника — воины-тихоокеанцы увидели премьеру документального фильма "Тайна трех океанов". В зал кинотеатра "Уссури", где о своем детище рассказывал известный журналист, ведущий программы "Вести в субботу" Сергей Брилев, пришли и члены клуба "Юный патриот Родины", и курсанты ТОВВМУ, и моряки-подводники базирующейся на Улиссе бригады, и ветеран флота — адмирал в отставке Геннадий Хватов, и другие… Все они пришли увидеть фильм, главным героем которого стала наша легендарная С-56. Впрочем, не только она… — "Тайна трех океанов", — сказал Сергей Брилев, — посвящена знаменательному эпизоду Великой Отечественной: трансатлантическому переходу подводных лодок ТОФ на Северный флот. Этот беспрецедентный, уникальный переход состоялся в тот момент, когда на Северном флоте разворачивались великие морские сражения, и наши подводники, пройдя огромный путь, влились в состав Северного флота и громили фашистов на море. В переходе принимала участие — а затем совершила немало славных подвигов — и лодка С-56, командовал которой Григорий Щедрин. Сергей Брилев не впервые взялся за популяризацию темы забытых эпизодов Великой Отечественной. Не так давно он выпустил в свет книгу, посвященную союзникам СССР во Второй мировой. Причем речь в ней шла вовсе не о США и Великобритании. — Мало кто помнит сегодня, — говорит Сергей Брилев, — что союзниками СССР были, например, Куба, страны Латинской Америки, Африки… Мне показалось важным вспомнить об этом и рассказать читателям. Работа над историей перехода лодок класса "С" через Атлантику стала естественным продолжением деятельности Сергея Брилева как публициста. — Мои друзья во Владивостоке, — говорит телеведущий, — и их, поверьте, немало, познакомили меня с адмиралом Александром Коневым (впоследствии он стал консультантом фильма "Тайна трех океанов"), отдавшим подводной службе более 40 лет. Кроме того, пригласили на Историческую конференцию во Владивостоке, после которой я и занялся работой над "Тайной трех океанов"… Я работал в Центральном военно-морском архиве в Гатчине, читал бортовые журналы Григория Щедрина, которые были даже для этого специально рассекречены, а так хранились под грифом "секретно". Многие вещи для меня открывались как бы заново, было много находок — и во время подготовительной работы, и в процессе съемок. — Например? — Ну, к примеру, мы знали, что во время пребывания наших лодок в Панаме их встречал оркестр, который играл "Интернационал". Нам удалось найти этот оркестр. Конечно, в живых не осталось уже ни одного музыканта, но сам оркестр живет и процветает. Они играют в фильме… Или эпизод в Гондурасе, когда мы узнали, что живы дети тех рыбаков, которые общались с советскими моряками. Мы поехали в деревню к этим людям, им уже всем за 70, но они рассказали много интересного… И вот таких эпизодов-открытий было немало — и в Латинской Америке, и в Норвегии, и в Исландии… — Вы много ездили по миру во время съемок… Вообще у ленты был большой бюджет? — Немаленький, разумеется. Но я горжусь тем, что мы не использовали денег, выделяемых ВГТРК из бюджета. Частично фильм снят на средства от коммерческих доходов канала, частично — на средства спонсоров, которых мы находили непросто, но все же… — Вы сняли документальный фильм, но вставили в него элементы исторической реконструкции… — Да, мы с самого начала так и планировали, правда, не ставили перед собой цель добиться портретного сходства между актером, который играл Григория Щедрина, и легендарным командиром С-56. Но нам повезло. Мне рассказали об актере Алексее Барабаше, и он буквально копия Григория Щедрина. Поэтому у фильма появилось совсем новое, неожиданное звучание — своего рода реквием… — И вы, конечно, не могли не думать о патриотической составляющей картины… — Разумеется. Я сразу ставил эту цель. Объясню, почему. Потому что сегодня те, кому нет 30 лет, о нашей истории имеют весьма приблизительное представление. И это не абстрактные рассуждения. Ко мне в программу постоянно приходят молодые стажеры. Я спрашиваю буквально каждого из них: "В каком году началась Великая Отечественная война", и вы не представляете, какие ответы получаю в 50 процентах случаев… Называют 1939-й… 1942-й… А уж когда мне однажды сказали, что во время Великой Отечественной СССР воевал с США, я понял, что в каждой своей работе всегда буду ставить цель просветительскую и цель патриотического воспитания. Вот поэтому, создавая "Тайну трех океанов", мы, с одной стороны, старались сделать фильм для продвинутой публики, такой, какая собралась в день премьеры во Владивостоке: подводники, зубры (кстати, мне очень приятно, что они не нашли в ленте ляпов и проколов, отзывались очень хорошо). С другой — мы снимали такой фильм, который был бы интересен широким массам, особенно молодежи. Эта история с экзотическим привкусом: мы снимали в Панаме, на Аляске, в Гондурасе… Да даже Владивосток, поверьте, для публики из центра России — экзотика… Этим мы хотим заманить на просмотры молодых ребят, чтобы они удивились и, возможно, взяли бы потом книжку и почитали… — Вы сказали, что во время работы над фильмом вас ждали интересные открытия. А какое было самым неожиданным? — Меня поразила… С-56. Да. Именно так. Когда я только начинал работу в архивах, я как-то не соотносил лодку, которую видел во Владивостоке, с той, которая участвовала в переходе, не думал о Григории Щедрине и его судьбе… А потом она словно предстала передо мной в другом свете. И это было удивительно — живая история стоит в центре морского города, к ней может прикоснуться каждый. Владивостокцам очень повезло. От редакцииЗаметим, что документальный фильм Сергея Брилёва "Тайна трёх океанов" посмотрели по телевидению сотни владивостокцев, в том числе и труженики предприятий оборонного комплекса нашей страны, в частности, представители Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России. Рассекреченные недавно архивные свидетельства лишний раз подтверждают то, что подводная лодка С-56 является поистине легендарной, а подвиг экипажа служит примером стойкости и мужества для подрастающего поколения. «Прогресс Приморья», № 12 (275) от 27.03.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |