|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Завод "Прогресс": "Всё для фронта"Неимоверно высокую цену заплатил наш народ за Победу в войне с нацистской Германией. Только благодаря невиданному духовному и трудовому напряжению всей страны, миллионам погибших на полях сражений мы вышли из этой смертельной схватки победителями. В то грозное и решающее время наш народ, сплочённый чувством национального самосохранения, сумел объединиться в несокрушимый кулак как на поле брани, так и в тылу. Известный призыв "Всё для фронта" не был пустым лозунгом. В его словах тогда с беспощадной жёсткостью заключался смысл жизни всех, кто должен был обеспечивать победу, работая на производстве и в сельском хозяйстве. Тогда работали все, потому что воевал весь народ. За станками оборонных предприятий стояли жёны и дети солдат, отправившихся на фронт. Мне, чьё детское сознание формировалось военным лихолетьем тех лет, меньшего всего хотелось бы сейчас говорить о том трудном времени в ключе некоего официозного патриотизма. Думаю, это не тот стиль, который позволит найти искренний отклик в душе читателя. Главной особенностью того времени, на мой взгляд, была физическая и духовная потребность людей выжить. Это стремление было у каждого человека и у всей страны в целом. И люди понимали, что выжить и победить они смогут только вместе. Приведу, наверное, многим уже известный пример производственной деятельности нового в то время авиазавода № 116, построенного в Приморье накануне Великой Отечественной войны. Как-то во время очередного посещения завода партийный руководитель края Николай Пегов направился в механический цех. — А где рабочие? — оторопело спросил партийный начальник, — Вы что, на автоматах работаете? — Да здесь они, за станками, — тихо ответил сопровождавший начальство главный инженер Н. Весенко. — Это наше пополнение — выпускники ФЗО с Урала. Малолетки ещё, их и не видно. Ничего, подрастут скоро. — И по сколько им? — также тихо спросил уже сам начальник. — От четырнадцати до шестнадцати… Им, действительно, было по четырнадцать-пятнадцать лет. Они прибыли на завод как молодые, но уже квалифицированные кадры после окончания школ ФЗО из Нижнего Тагила, Свердловска, Новосибирска. Это по сегодняшним меркам они дети. А тогда им предстояло с первой рабочей смены стать взрослыми — давать "взрослые" военные нормы, по-взрослому нести ответственность. Архивные документы и воспоминания ветеранов говорят о том, что в годы войны завод на 70 % был укомплектован несовершеннолетней молодёжью. Ведь Семёновка, на территории которой вырос завод, насчитывала не более двух сотен дворов, а вокруг — Уссурийская тайга, какие уж здесь кадры. — Агрегатно-сборочный цех делал крыло, элерон, фюзеляж и оперение, — вспоминает зам. начальника этого цеха Николай Леонов. — В 1943 году цех достиг на сборке довольно высокой производительности труда. Вспоминаешь об этом… и с трудом верится, что 90 % коллектива составляли пятнадцати-шестнадцатилетние пареньки. О трудовом вкладе молодого авиапредприятия, тогда авиазавода № 116, а ныне — несомненного лидера Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России, в нашу общую Победу в Великой Отечественной войне и хотелось бы мне напомнить читателям накануне нашего замечательного праздника "со слезами на глазах". Так сложилось, что история производственной деятельности предприятия с самого начала была связана с конструкторским бюро А. Яковлева. Уже в начале 1940 года на заводе начинается постепенное сворачивание авиаремонтной деятельности и запускается процесс подготовки к выпуску нового, тогда учебно-тренировочного, самолёта Ут-2. Следует сказать, что первую очередь завода Государственная комиссия приняла в эксплуатацию в апреле 1941 года, а в конце мая головная машина первой серии Ут-2 приступила к программе лётных испытаний. Всю войну завод № 116 будет основным производителем учебно-тренировочных Ут-2, которые станут первой ступенькой в суровое небо войны для многих тысяч советских военных лётчиков, уничтоживших фашистские Люфтваффе вместе с мифом об их непобедимости. Вспомним вкратце, как всё начиналось, и немного о самом самолёте. АИР-10 — так первоначально назывался самолёт-прототип Ут-2. Впервые он поднялся в небо в июле 1935 года. Лётчик-испытатель Юлиан Пионтковский, пилотировавший эту машину, был в восторге и взахлёб предсказывал ей блестящее будущее. Предсказание сбылось. Буквально на следующий день в Тушино, на организованной для руководства страны демонстрации авиатехники, Ут-2 во время соревнований показал самую высокую скорость среди машин своего класса и привлёк к себе внимание И. Сталина. Так состоялось знакомство А. Яковлева с вождём, сыгравшее решающую роль в судьбе начинающего конструктора. О чём, кстати, красноречиво говорит сделанный тогда снимок, на котором непринуждённо лежащая рука вождя на плече конструктора словно подчёркивает его доброжелательность и веру в талант молодого авиационного инженера. Вскоре после тушинского показа самолёт Ут-2 прошёл государственные испытания и был принят на вооружение ВВС в качестве самолёта первоначального обучения для лётных школ и аэроклубов. За десять лет серийного производства авиапромышленностью было выпущено 7 243 самолёта. В изготовлении этой удачной машины в той или иной мере участвовало пять авиазаводов, однако, как я уже говорил, основным предприятием, выпускавшим этот самолёт, стал завод №116. Наш завод! С мая 1941 года и по 1946 год на нашем предприятии было построено 2 985 самолётов Ут-2. Небольшой изящный свободнонесущий моноплан деревянной конструкции с установленным на нём двигателем воздушного охлаждения М-11Г мощностью 110 л.с., надёжный и удобный в эксплуатации, он быстро полюбился лётчикам. В 1941 году была создана его новая модификация — Ут-2М с мотором М-11Д мощностью 125 л.с. К сожалению, мне не пришлось полетать на этом самолёте: не успел. Однако я хорошо помню его по предвоенному фильму Михаила Калатозова "Мужество", с Олегом Жаковым в главной роли. Невероятно красивый пилотаж этого маленького серебристого самолётика на фоне гор заснеженного Памира поразил тогда не одно детское сердце, сделавшее подсознательный выбор дальнейшего жизненного пути только в небо. Но спустимся на землю. Внезапно начавшаяся война определила наше предприятие как единственное в стране, серийно выпускавшее Ут-2, так остро необходимые для подготовки лётных кадров. Представляете, какая ответственность ложилась на коллектив предприятия и его руководство? Кроме того, война сразу же внесла свои негативные коррективы в сам процесс производства, лишив завод прежних поставщиков комплектующих изделий, двигателей и основных технологических материалов. Пришлось срочно пересматривать конструкцию некоторых узлов и деталей планера самолёта, меняя отдельные конструктивные элементы с металлических на деревянные. Так, металлическое оперение самолёта заменили на деревянное, выполнив целый комплекс статических испытаний. Убедившись в надёжности новой конструкции, её внедрили в серию, не прерывая производство. Параллельно решался вопрос с перебоями в поставках специальной авиационной древесины, которые могли остановить производство. Критическую ситуацию удалось ликвидировать лишь удачной находкой в Уссурийской тайге полноценного аналога авиационной сосны — аянской ели, которая во время лабораторных исследований показала превосходные качества и с успехом использовалась на производстве в дальнейшем. Из архивных документов известно, что первую машину, изготовленную из аянской ели, испытывали на близлежащем военном аэродроме, организовав круглосуточные учебные полёты военных лётчиков. За сорок дней интенсивной лётной работы удалось налетать 500 часов, что вдвое превышало нормативный показатель. «Прогресс Приморья», № 18 (281) от 08.05.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |