Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
29 мая, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

Завод "Прогресс": "Всё для фронта"

Окончание. Начало за 8 мая

Изучая историю производства нашего предприятия, нетрудно заметить, что поиски заменителя авиационной сосны были тогда одним из самых сложных изыскательских процессов в отработке технологии производства. Впрочем, то, что считалось бы неимоверным напряжением в мирное время, в годы войны было нормой и никак не походило на испытание коллектива на прочность, как пишут сейчас журналисты.

Но вот очередная незадача. В условиях эвакуации оборонных предприятий с запада в восточные районы страны нарушились, а скоро и совсем прекратились поставки авиадвигателей М-11Д, которыми оснащались самолёты Ут-2. Чтобы не останавливать производство, приходилось даже использовать макетные двигатели. Однако вскоре нашли выход: на складах ВВС Дальневосточного фронта обнаружились двигатели на трёхмесячную программу производства. А затем уже в рамках поставок пришёл целый эшелон с двигателями, но... М-11Г, старой конструкции, применяемыми для самолётов По-2, где топливо в карбюратор подаётся самотёком. Вместе с этим, в условиях жесточайшего дефицита времени, пришло указание на переоборудование этих движков, что влекло за собой полную их переборку в процессе устранения конструктивных различий. И несмотря ни на что коллектив завода поставки самолётов Военно-Воздушным Силам выполнял в соответствии с установленным графиком.

Однако время шло, выдвигая новые требования. В 1943 году в связи с повышенными требованиями ВВС к количеству поставляемой авиатехники началась перестройка технологии производства. Цеха самостоятельно перестраивались, отрабатывая новую технологию крупносерийного поточного производства. И результат не замедлил сказаться. Так, если в 1943 году завод выпускал по три самолёта в месяц, то в 1944-м с заводского аэродрома Семёновка взлетали уже четыре новеньких Ут-2 каждый месяц.

Чтобы понять рабочую атмосферу, почувствовать дух того времени, предлагаю снова обратиться к воспоминаниям главного инженера завода Николая Весенко. "В ноябре 1943 года мне довелось участвовать в работе специальной конференции по поточным методам производства, созванной Наркоматом в Москве. На ней выступали главные инженеры заводов-гигантов с докладами о том, к каким результатам они пришли, применив поточный метод с внедрением новой технологии.

По настоянию замнаркома Петра Васильевича Дементьева пришлось выступить и мне, рассказать о том, в каких условиях мы живём и работаем, что нового внесли в технологии и каков эффект. В заключение я огласил программу Николая Сергеевича Новикова о досрочном выполнении годового плана к пятому ноября.

Подводя итог конференции, нарком сказал:

— Вот видите, товарищи, никто из нас этого завода не знает, не бывал там. Далеко… Условия к тому же тяжёлые, а посмотрите, как здорово работает! Многим заводам следует поучиться у него.

А я сидел и думал: ну, раз годовую программу выполнили за десять месяцев, значит, действительно, поработали на совесть…

А в апреле того же года последовало награждение наших передовиков орденами и медалями. "За образцовое выполнение заданий правительства по выпуску самолётов…"

До десятилетия завода оставалось ещё более полугода.

Скажите мне, уважаемый читатель, зная всё это, разве можно не гордиться историей нашего славного предприятия? Впрочем, трудовая хватка, полученная в те суровые военные годы прежними поколениями заводчан, стала ещё крепче, о чём говорят достижения современных рабочих, инженеров, служащих, преумножающих славу "Прогресса", который является безоговорочным лидером среди предприятий ПРО СМР.  

«Прогресс Приморья», № 21 (284) от 29.05.2014 г.

Анатолий Бортник

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно