|
|||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
Завод "Прогресс": цех N 44Окончание. Начало в номере за 22 мая Так, на ней, единственной из всех Ан-10, был установлен турбогенератор ТГ-16, позволявший осуществлять автономный запуск двигателей. Очень кстати оказался и большой грузовой люк по правому борту. Но, к сожалению, его размеры были недостаточными для загрузки крупногабаритных комплектующих, поставляемых по программе производства Ми-24. Это-то и явилось основной причиной, побудившей руководство предприятия искать Ан-10 замену. Весной 1972 года машина была передана в ВВС в Хабаровск, где в качестве штабной летала ещё довольно долго. Взамен ЛТО "Прогресса" получил от военных Ан-8 № 78736, базировавшийся в Гаровке, недалеко от Хабаровска. Нестандартная аэродинамическая компоновка планера и отличная аэродинамика крыла в сочетании с мощными и экономичными турбовинтовыми двигателями позволили самолёту Ан-10 быстро обрести репутацию одного из самых высокорентабельных перевозчиков в отечественной авиации. Но… как и у людей, у самолётов свои судьбы. Судьбу Ан-10 можно охарактеризовать двумя словами: слава и забвение. Даровав ему одновременно и славу, и триумф рекордов, она не обошла его и горечью трагедий. В мае 1972 года в районе Харькова происходит авиакатастрофа Ан-10 (уже не первая!) с гибелью 116 человек. В стране шок и траур. Все самолёты снимают с линий "Аэрофлота". Во время расследования у большинства машин выявлены скрытые усталостные трещины стрингеров центроплана, что приводит к разрушению крыла. Принимается решение прекратить эксплуатацию всего парка самолётов АН-10 в "Аэрофлоте". С 1973 года ни один самолёт этого типа с пассажирами больше не поднимался в небо — так утверждают документы и статистика воздушных перевозок. В то же время несколько машин последних серий передаются военным и в лётные отряды МАП. В частности, в 1976 году наш отряд неожиданно получает Ан-10 № 11163. В связи с этим вспоминаю, как после ряда катастроф вертолёта Ми-4 запретили перевозить на нём пассажиров. Формулировка при этом звучала примерно так: "…До особого указания запретить на вертолёте Ми-4 перевозку людей, за исключением геологов". Вот такой юмор с трагическим оттенком… Анатолий Каменев, работавший в то время в ЛТО инженером, рассказывает: — Ан-10 № 11163 получал экипаж Георгия Степового в аэропорту Жюляны (второй пилот В. Альбов, штурман Ю. Сокольников, бортмеханик В. Жилин, бортрадист О. Пикалюк). Непосредственно приёмкой матчасти занимались мы с авиатехником Валерой Картамышем. Уже по пути домой в Красноярске загрузились резиновыми валиками для стиральных машинок "Приморье", которые "Прогресс" выпускал по номенклатуре товаров народного потребления. Ещё на заводе сдатчики обратили наше внимание на маленький остаток лётного ресурса, предупредив экипаж о предстоящей скорой встрече: "После выработки ресурса пригоняйте машину для его продления. Счастливого полёта!". После прибытия домой экипаж Г. Степового начинает на 11163-м интенсивные полёты. И вскоре, успев полетать около года, мы вновь оказываемся в Жюлянах. Однако после тщательного осмотра силовых узлов центроплана заводскими специалистами последние решают не рисковать и дают нам "добро" лишь на перелёт домой, до базы. В 1977 году он был списан и вскоре установлен в качестве памятника у ДК "Прогресс". В начале 80-х подожжён вандалами и после этого утилизирован. «Прогресс Приморья», № 22 (285) от 05.06.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |