|
|
||||
Форум ТВ программа | |||||
|
|
И сословие, и национальностьВ современной России интерес к истории государства с каждым годом приобретает патриотические черты. Люди начинают понимать, что без прошлого нет настоящего. И события на Украине, развивающиеся стремительно и непредсказуемо, воочию убеждают, что незнание истории, своих корней и родословной приводят к пагубным последствиям. Уже никого не удивляет, что современное казачество всецело поддержало крымчан не только морально, многие отправились на выручку своим славянским братьям… Газета ПРО СМР "Прогресс Приморья" в одном из номеров рассказывала о быте казаков. Читателям понравился материал своей новизной. По этой причине решено продолжить тему, тем более что скоро Уссурийскому казачьему войску исполнится 125 лет. Казачество обладает самобытной, уникальной культурой, которую невозможно уместить в рамки определенной нации. До момента насильственного расказачивания представители этого сословия не считали себя русскими, украинцами, бурятами или гуранами. Они — казаки. То есть, по меткому выражению митрополита Антония (Храповицкого), являют собой или ведут род от "вооруженного человека на лошади, но не разбойника; … воина идеального, воина по преимуществу". Это смысл, главная идея, первопричина, а производные от нее — встроенная в военный быт культура, особенности языка, традиции и обычаи. Задумывался ли кто-нибудь, отчего через одни села прямиком проходит автомагистраль, в них удобные сквозные улицы, а другие расположены в стороне от узловых станций и дорог, имеют замысловатую архитектуру с непонятными тупиками? А оттого, что первые строились крестьянами и были нацелены на удобства для проживания и торговли, вторые — казаками, в них во главу угла поставлены задачи стратегические. На территориях казачьих войск исторически сложился определенный тип внешности. Как писал побывавший в начале прошлого века в Южно-Уссурийском крае путешественник, "телосложение и мужчин, и женщин казацкого сословия крепкое, вид статный, походка твердая". Особенностью являлось и одеяние: нигде более не встречался такой разнобой форменной одежды. На улицах одной станицы, помимо традиционной для уссурийцев коричневой формы с желтыми лампасами, встречались разные оттенки синей с красными лампасами, черные длинные черкески южных округов и на местный манер укороченные. А где еще можно было увидеть казачку в расшитом по-восточному полушубке, сапожках на шнурках и платке с драконами? Казачья община — "сообщество равных среди равных и вольных среди вольных", во всяком случае, так говорили казаки. Жизнь населения была подчинена интересам служения Отечеству, этот интерес первичен. Все хозяйственные дела совершались по распоряжению избранного атамана: строительство объектов, полевые работы, сезон охоты, занятия в школе, наказы и проблемы. И если от девушки жених отказался, родные тоже пойдут к атаману: "Кто ж девку отказную замуж возьмет?" И все знали, что в этой деликатной ситуации атаман отправит пустослова в уединение казачьей управы и даст время подумать. И молодой казак будет думать, может, день, а может, больше, и два против одного — надумает жениться. Культура казачьего быта устроена на принципах коллективизма: общий выгон для скота, общественная запашка, всевозможные помочи. В том — главная особенность казачьего населения: многие из хозяйственных вопросов решаются сообща. Без этого не выжить, в особенности если в семье мужчины только служилых разрядов, которые находятся в войске, в разъездах, на дальних кордонах, а дома бывают только наездами. К примеру, каждую осень казаки Гродековской станицы на один день выезжали в тайгу на сбор дикого винограда, дома оставались только немощные старики, маленькие дети и несколько человек, чтобы присмотреть за теми — за другими и на всякий случай. Часть собранного винограда отправляли виноделам в Хабаровку, остальное дуванили (делили поровну), невзирая на личный вклад, не забывая об отсутствующих и болящих. В старожильческих казачьих округах в первых появилась техника, что не замедлило сказаться на росте урожая и доходов. Почему крестьянские и молодые казачьи селения не использовали новшества? Стоили те слишком дорого. Несословные казаки уяснили для себя, что для вступления в казачество надо заплатить в управу 100 рублей и выставить "обчеству" ведро водки, но доверять соседям настолько, чтобы в складчину покупать технику и пользоваться ею совместно — на обретение такого опыта требовались годы. Атаман с походом нас проздравил!Ф.М. Раменский, добрую часть жизни прослуживший в Красной Армии, будучи уже в преклонных летах, однажды сказал: "Кто на себя не примерил казачью форму, тот ни в жизнь не поймет, что это была за форма! А я парнишкой ее, считай, семь годков проносил. Вспомню… и комок в горле". Надевая в пяти-шестилетнем возрасте казачью форму, мальчик знал и гордился, что желтые лампасы символизируют цвет нивы, которую ему предстоит возделывать и защищать. С раннего детства готовился он к службе ратной: слушал ли рассказы о подвигах родни семейными былинными вечерами, управлялся ли с возком, фехтовал ли деревянной сабелькой или сидел за школьной скамьей под неусыпными очами священника и урядника. "Для того казак родится, чтоб царю на службе сгодиться!" — так звучит пословица. К моменту образования Уссурийского казачьего войска вступил в силу закон от 1875 года, по которому продолжительность службы составляла двадцать лет. Призывались казаки на службу в 18 лет. Первые три года длилась станичная подготовка — приготовительный разряд, следующие четыре года — действительная служба, далее — на льготе и в запасе. Но так было лишь в мирное время. В военное лихолетье, как говорили в станицах, "казаку место в седле, а не на поселе". Поступал казак на службу на своем коне, в собственном облачении и с холодным оружием. На доброго коня и снаряжение денег не жалели, даже если после покупок ухудшалось материальное положение всей семьи, ведь от этого напрямую могла зависеть жизнь. В мирное время из казаков Уссурийского казачьего войска формировался один полк. Помимо этого уссурийцы служили в Амурско-Уссурийской казачьей флотилии, в Лейб-гвардии сводном казачьем полку и войсковом конезаводе. АУКФ была создана в 1897 году по личной инициативе военного губернатора Приморской области П.Ф. Унтербергера, с ее появлением осуществилась возможность патрулировать приграничную полосу водным путем, перевозить военные грузы, в случае надобности быстро перебрасывать войска. Помимо того, пароход "Казак Уссурийский", курсировавший от Камень-Рыболова до Хабаровска, перевозил пассажиров по рекам Уссури, Сунгачи и озеру Ханке. В Лейб-гвардии сводный казачий полк, что базировался в Павловске Царскосельском, казаки-уссурийцы стали призываться с 1906 года. Станичные общества отправляли туда служить лучших из лучших: шутка ли, охрану государя доверяли они своим избранникам. Полк имел репутацию "надёжи государевой" и, помимо караульной службы, привлекался к участию в императорских торжествах и парадах. По традиции, заведённой со времён Екатерины Великой, казаки сопровождали императорскую семью, а непосредственно на парадах выступали с конными номерами, "в чем мастера были непревзойдённые". Уссурийцы участвовали в трёх войнах. В 1889 году в Китае произошло Ихэтуаньское (боксерское) восстание. После осады Харбина, боевых действий на КВЖД и регулярных обстрелов Благовещенска были сформированы отряды казаков. Хотя слова "боксерское восстание" или "Ихэтуань" никогда не произносились в станицах, широко распространенная фраза "бил в Китае проклятых хунхузов" дает представление о масштабах участия уссурийцев в конфликте. Высочайшее повеление об увековечении славы оружия уссурийского казачества, принятое в 1907 году, — это уже другая страница героики, когда 180 казаков стали Георгиевскими кавалерами. В Отечественную войну 14-го года (так называли ее современники, "Первая мировая" — придумали историки) герои исчислялись сотнями. Две тысячи уссурийских казаков в первые дни ушли на фронт в составе Уссурийского казачьего полка, казачьего дивизиона, гвардейского взвода, шести маршевых и двух запасных сотен. Уссурийцы воевали на Северном, Румынском, Юго-Западном фронтах, участвовали в Брусиловском прорыве. Впоследствии герой Первой мировой войны, командующий Добровольческой армией юга России, генерал П.Н. Врангель напишет: "Уссурийская дивизия, составленная из отличных солдат, одинаково хорошо дерущихся как на коне, так и в пешем строю, успела приобрести себе в армии заслуженную славу". "Атаман с походом нас проздравил. П.Ф. Унтербергер известен своей деятельностью по формированию войска, чуткостью по отношению к казакам. Как-то вернувшемуся поздним вечером Унтербергеру адъютант доложил, что освобожденный от дежурства казак из личной охраны Петр Кустов захворал. Как поступил бы на месте атамана другой, можно только гадать, а Павел Федорович послал за доктором, тот, в свою очередь, госпитализировал больного, где ему была сделана экстренная операция. Кто после этого наказной атаман?! Н.М. Чичагов — тот и вовсе для казаков был "своим". До назначения на пост военного губернатора он командовал отрядом, лично участвовал в разгроме китайских шаек, в жизни походной общался с казаками как ровня. Последнего в истории войска — отстраненного от должности после февральской революции 1917 года — В.А. Толмачева старые казаки жалели и уважали за то, что остался верен присяге. Во всяком случае, в призывах добровольцев на борьбу с большевиками прозвучало, что Толмачев подвергался принуждению к службе на стороне Советов, но есть ли это факт или агитационный манёвр, неизвестно. Энциклопедические источники свидетельствуют лишь о том, что в период правления А.В. Колчака он работал в Главном штабе Приморского военного округа. «Прогресс Приморья», № 23 (286) от 12.06.2014 г. |
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
|
© 2009-2013 Общественно-политическое издание «Прогресс Приморья» Учредитель — Приморское региональное отделение Союза машиностроителей России. Разработка сайта — ЦРТ |