Главная Контакты Карта
Форум ТВ программа
12 июня, четверг
Главное Общественный прогресс Твой край, твоя планета Прогрессивный досуг Здоровье Культурный прогресс Спецвыпуск-приложение ПРОГРЕСС Спорт Слово редактора
  

И сословие, и национальность

В современной России интерес к истории государства с каждым годом приобретает патриотические черты. Люди начинают понимать, что без прошлого нет настоящего. И события на Украине, развивающиеся стремительно и непредсказуемо, воочию убеждают, что незнание истории, своих корней и родословной приводят к пагубным последствиям. Уже никого не удивляет, что современное казачество всецело поддержало крымчан не только морально, многие отправились на выручку своим славянским братьям…

Газета ПРО СМР "Прогресс Приморья" в одном из номеров рассказывала о быте казаков. Читателям понравился материал своей новизной. По этой причине решено продолжить тему, тем более что скоро Уссурийскому казачьему войску исполнится 125 лет.
Как-то учительница дала второклассникам задание узнать у родителей национальность, однако, вопреки ожиданиям, все дети — русские, украинцы, татары и кореец — назвались русскими. Когда дошла очередь до моего двоюродного брата, учительница уже и не рассчитывала на удачу. Услышав "казак", она спешно прицепила к доске иллюстрацию с изображением мальчика в тюбетейке и пояснила, что правильно говорить "казах", а национальности "казак" не бывает. Помню негодование бабушки Ульяны Николаевны — потомственной казачки 1901 года рождения: "Имануха, а не учительница, казаков не знает!". Она как раз и помогла брату разобраться в национальном вопросе.

Казачество обладает самобытной, уникальной культурой, которую невозможно уместить в рамки определенной нации. До момента насильственного расказачивания представители этого сословия не считали себя русскими, украинцами, бурятами или гуранами. Они — казаки. То есть, по меткому выражению митрополита Антония (Храповицкого), являют собой или ведут род от "вооруженного человека на лошади, но не разбойника; … воина идеального, воина по преимуществу". Это смысл, главная идея, первопричина, а производные от нее — встроенная в военный быт культура, особенности языка, традиции и обычаи. Задумывался ли кто-нибудь, отчего через одни села прямиком проходит автомагистраль, в них удобные сквозные улицы, а другие расположены в стороне от узловых станций и дорог, имеют замысловатую архитектуру с непонятными тупиками? А оттого, что первые строились крестьянами и были нацелены на удобства для проживания и торговли, вторые — казаками, в них во главу угла поставлены задачи стратегические.

На территориях казачьих войск исторически сложился определенный тип внешности. Как писал побывавший в начале прошлого века в Южно-Уссурийском крае путешественник, "телосложение и мужчин, и женщин казацкого сословия крепкое, вид статный, походка твердая". Особенностью являлось и одеяние: нигде более не встречался такой разнобой форменной одежды. На улицах одной станицы, помимо традиционной для уссурийцев коричневой формы с желтыми лампасами, встречались разные оттенки синей с красными лампасами, черные длинные черкески южных округов и на местный манер укороченные. А где еще можно было увидеть казачку в расшитом по-восточному полушубке, сапожках на шнурках и платке с драконами?

Казачья община — "сообщество равных среди равных и вольных среди вольных", во всяком случае, так говорили казаки. Жизнь населения была подчинена интересам служения Отечеству, этот интерес первичен. Все хозяйственные дела совершались по распоряжению избранного атамана: строительство объектов, полевые работы, сезон охоты, занятия в школе, наказы и проблемы. И если от девушки жених отказался, родные тоже пойдут к атаману: "Кто ж девку отказную замуж возьмет?" И все знали, что в этой деликатной ситуации атаман отправит пустослова в уединение казачьей управы и даст время подумать. И молодой казак будет думать, может, день, а может, больше, и два против одного — надумает жениться.

Культура казачьего быта устроена на принципах коллективизма: общий выгон для скота, общественная запашка, всевозможные помочи. В том — главная особенность казачьего населения: многие из хозяйственных вопросов решаются сообща. Без этого не выжить, в особенности если в семье мужчины только служилых разрядов, которые находятся в войске, в разъездах, на дальних кордонах, а дома бывают только наездами. К примеру, каждую осень казаки Гродековской станицы на один день выезжали в тайгу на сбор дикого винограда, дома оставались только немощные старики, маленькие дети и несколько человек, чтобы присмотреть за теми — за другими и на всякий случай. Часть собранного винограда отправляли виноделам в Хабаровку, остальное дуванили (делили поровну), невзирая на личный вклад, не забывая об отсутствующих и болящих. В старожильческих казачьих округах в первых появилась техника, что не замедлило сказаться на росте урожая и доходов. Почему крестьянские и молодые казачьи селения не использовали новшества? Стоили те слишком дорого. Несословные казаки уяснили для себя, что для вступления в казачество надо заплатить в управу 100 рублей и выставить "обчеству" ведро водки, но доверять соседям настолько, чтобы в складчину покупать технику и пользоваться ею совместно — на обретение такого опыта требовались годы.

Атаман с походом нас проздравил!

Ф.М. Раменский, добрую часть жизни прослуживший в Красной Армии, будучи уже в преклонных летах, однажды сказал: "Кто на себя не примерил казачью форму, тот ни в жизнь не поймет, что это была за форма! А я парнишкой ее, считай, семь годков проносил. Вспомню… и комок в горле".

Надевая в пяти-шестилетнем возрасте казачью форму, мальчик знал и гордился, что желтые лампасы символизируют цвет нивы, которую ему предстоит возделывать и защищать. С раннего детства готовился он к службе ратной: слушал ли рассказы о подвигах родни семейными былинными вечерами, управлялся ли с возком, фехтовал ли деревянной сабелькой или сидел за школьной скамьей под неусыпными очами священника и урядника. "Для того казак родится, чтоб царю на службе сгодиться!" — так звучит пословица.

К моменту образования Уссурийского казачьего войска вступил в силу закон от 1875 года, по которому продолжительность службы составляла двадцать лет. Призывались казаки на службу в 18 лет. Первые три года длилась станичная подготовка — приготовительный разряд, следующие четыре года — действительная служба, далее — на льготе и в запасе. Но так было лишь в мирное время. В военное лихолетье, как говорили в станицах, "казаку место в седле, а не на поселе". Поступал казак на службу на своем коне, в собственном облачении и с холодным оружием. На доброго коня и снаряжение денег не жалели, даже если после покупок ухудшалось материальное положение всей семьи, ведь от этого напрямую могла зависеть жизнь.

В мирное время из казаков Уссурийского казачьего войска формировался один полк. Помимо этого уссурийцы служили в Амурско-Уссурийской казачьей флотилии, в Лейб-гвардии сводном казачьем полку и войсковом конезаводе. АУКФ была создана в 1897 году по личной инициативе военного губернатора Приморской области П.Ф. Унтербергера, с ее появлением осуществилась возможность патрулировать приграничную полосу водным путем, перевозить военные грузы, в случае надобности быстро перебрасывать войска. Помимо того, пароход "Казак Уссурийский", курсировавший от Камень-Рыболова до Хабаровска, перевозил пассажиров по рекам Уссури, Сунгачи и озеру Ханке.

В Лейб-гвардии сводный казачий полк, что базировался в Павловске Царскосельском, казаки-уссурийцы стали призываться с 1906 года. Станичные общества отправляли туда служить лучших из лучших: шутка ли, охрану государя доверяли они своим избранникам. Полк имел репутацию "надёжи государевой" и, помимо караульной службы, привлекался к участию в императорских торжествах и парадах. По традиции, заведённой со времён Екатерины Великой, казаки сопровождали императорскую семью, а непосредственно на парадах выступали с конными номерами, "в чем мастера были непревзойдённые".

Уссурийцы участвовали в трёх войнах. В 1889 году в Китае произошло Ихэтуаньское (боксерское) восстание. После осады Харбина, боевых действий на КВЖД и регулярных обстрелов Благовещенска были сформированы отряды казаков. Хотя слова "боксерское восстание" или "Ихэтуань" никогда не произносились в станицах, широко распространенная фраза "бил в Китае проклятых хунхузов" дает представление о масштабах участия уссурийцев в конфликте.

Высочайшее повеление об увековечении славы оружия уссурийского казачества, принятое в 1907 году, — это уже другая страница героики, когда 180 казаков стали Георгиевскими кавалерами. В Отечественную войну 14-го года (так называли ее современники, "Первая мировая" — придумали историки) герои исчислялись сотнями. Две тысячи уссурийских казаков в первые дни ушли на фронт в составе Уссурийского казачьего полка, казачьего дивизиона, гвардейского взвода, шести маршевых и двух запасных сотен. Уссурийцы воевали на Северном, Румынском, Юго-Западном фронтах, участвовали в Брусиловском прорыве. Впоследствии герой Первой мировой войны, командующий Добровольческой армией юга России, генерал П.Н. Врангель напишет: "Уссурийская дивизия, составленная из отличных солдат, одинаково хорошо дерущихся как на коне, так и в пешем строю, успела приобрести себе в армии заслуженную славу".

В старинной казачьей песне поется:

"Атаман с походом нас проздравил.
Отдавал такой наказ:
Пускай будут наготове ружья новые у вас!
Ружья новые берданы, сабли вострые в ножнах".

"Атаман" — слово, для каждого представителя казачьего сословия особенное. Он — власть и суд, и командир, надёжа и отец родный. Должность наказного атамана Уссурийского казачьего войска возлагалась на военного губернатора Приморской области. Казаки почитали наказных атаманов, были среди них и особенно любимые.

П.Ф. Унтербергер известен своей деятельностью по формированию войска, чуткостью по отношению к казакам. Как-то вернувшемуся поздним вечером Унтербергеру адъютант доложил, что освобожденный от дежурства казак из личной охраны Петр Кустов захворал. Как поступил бы на месте атамана другой, можно только гадать, а Павел Федорович послал за доктором, тот, в свою очередь, госпитализировал больного, где ему была сделана экстренная операция. Кто после этого наказной атаман?!

Н.М. Чичагов — тот и вовсе для казаков был "своим". До назначения на пост военного губернатора он командовал отрядом, лично участвовал в разгроме китайских шаек, в жизни походной общался с казаками как ровня.

Последнего в истории войска — отстраненного от должности после февральской революции 1917 года — В.А. Толмачева старые казаки жалели и уважали за то, что остался верен присяге. Во всяком случае, в призывах добровольцев на борьбу с большевиками прозвучало, что Толмачев подвергался принуждению к службе на стороне Советов, но есть ли это факт или агитационный манёвр, неизвестно. Энциклопедические источники свидетельствуют лишь о том, что в период правления А.В. Колчака он работал в Главном штабе Приморского военного округа.

«Прогресс Приморья», № 23 (286) от 12.06.2014 г.

Елена Язовских

 
АТЭС
Опрос:
В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?
Допускается выбрать 2 варианта одновременно